КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ
К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ
Родительское собрание – это неотъемлемая частьобразовательного процесса. Именно на нем классный руководитель встречается сродителями учеников, обсуждая организационные вопросы, проблемы образования,успеваемости, сообщает им важную информацию. От того, насколько серьезно классныйруководитель подойдет к организации родительского собрания, зависит егоэффективность.
При подготовке к родительскому собранию я прежде всего выработаласледующую инструкцию:
1.Обратила внимание на возраст родителей, их социальный статус и образовательный уровень.Так, эмоционально воспринимают информацию родители молодого возраста безвысшего образования. Рационально подходят образованные родители среднеговозраста. Мужчины более скептичны, чем женщины, поэтому для них потребуютсяболее веские аргументы. Женщины более восприимчивы к эмоциям и чувствам,поэтому необходимо быть с ними более сдержанными.
2.Учитывалапродолжительность родительского собрания. Рассчитала беседу на 30 минут.В течениеэтого времени я должна донести до родителей основную цель собрания, причем этумысль стоит повторить и в начале и в конце общения в разных формах.
3.Темувыбрала в зависимости от создавшейся ситуации в классе,обязательно составляю конспектбеседы, ее план. Конечно, я не читаю по бумаге, но всегда имею перед глазамиконспект беседы.
4. Моя речь должна быть свободной (большой проблемой молодых учителей являетсяволнение; если учитель переживает, его слова сразу теряют авторитет, поэтомустарайтесь заранее продумать ответы на возможные вопросы родителей)
5. Составляя план беседы, помнила, что непроизвольный интерес у родителей бываеттолько в первые 5 минут. Далее все зависит от того, насколько я успеюзаинтересовать их. Это должна быть именно беседа, в которой родители будутпринимать активное участие, а не спектакль одного актера.
6. Если я планирую разговаривать об успеваемости учеников, то никогда не говорю оплохой учебе или плохом поведении конкретного ученика при всех родителях.Многие из тех, чьи дети становятся такими «звездами» класса, просто не приходятна собрания, чтобы не краснеть при всех. Я могу похвалить учеников за хорошиеоценки или поведение, найдя для каждого хорошие слова. А с родителями трудныхдетей работаю индивидуально.
Затем выделила этапы подготовки к данному родительскому собранию:
1. Выбрала тему собрания.
2. Определила цели родительскогособрания:
-повышение педагогической культурыродителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитанияребёнка в семье и школе;
-содействие сплочению родительскогоколлектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества;
-выработка коллективных решений иединых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов вдеятельности по развитию личности ребёнка;
-пропаганда опыта успешногосемейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям состороны родителей;
-подведение итогов совместнойдеятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени
3. Изучиланаучно-методическуюлитературы по рассматриваемой проблеме.
4.Провела микроисследования всообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).
5.Определила вид(собрание-практикум), форму и этапы родительского собрания, способы и приёмы совместнойработы его участников.
Виды родительских собраний:
1.Организационные:
-составление и утверждение плановработы;
-избрание родительского комитета;
-распределение общественныхпоручений;
-разработка мероприятий с участиемродителей
2.Собранияпо плану классного всеобуча родителей.
3.Тематические.
4.Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).
5.Собрания-практикумы.
6.Итоговые и т.д.
7.Пригласила родителей и другихучастников собрания.
8.Разработалапамятки родителям.
9.Оборудовала и оформила местопроведения родительского собрания.
Вспомнила
десятьсекретов успешного проведения родительского собрания (памятку для педагога)
Родительское собрание являетсянеобходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным ипродуктивным? Данные рекомендации могут оказаться особенно полезныминачинающему классному руководителю.
1. Для проведения родительскогособрания выбрала наиболее благоприятный день и час и постаралась, чтобы на этовремя ни у меня, ни у родителей моих учеников не было запланировано никакихважных дел, интересных телепередач и т.п.
2. Определила одну наиболее важнуюпроблему, касающуюся учеников своего класса и на ее обсуждении построиларазговор с родителями.
3. Особое внимание обратила наразмещение родителей в классе .Расставила столы и стулья по кругу, чтобы всеучастники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Вместе с родителями придумалаправила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно;не допускать молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение),необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству
6. Установила регламент и строгоследила за его соблюдением.
7. В ходе собрания использовала групповыеформы организации взаимодействия родителей.
8. Постаралась сделать общение насобрании непринужденным и откровенным.
9. При обсуждении проблемныхвопросов опиралась на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетныхродителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
10. Стремилась к тому, чтобы насобрании были приняты конкретные решения.
И конечно же всегда:
1. Перед началомсобрания оставляю свое лично енастроение «за дверью».
2. Лучший звук длячеловека-егоимя и отчество, потому родителей всегда называю только так
3. В начале собраниясообщаю родителям вопросы, которые планируем рассмотреть.
4. Помню «золотоеправило» педагогического анализа: начинаю с позитивного, потомговорю о негативном, заканчиваю розговор предложениями на будущее.
5. Предупреждаюродителей о том, что не всю информацию нужно доводить до сведения детей
6. Благодар. всех,кто нашел время прийти (особенно мужчин)
7. С помощью речи,интонации, жестов и других средств даю родителям
почувствовать своеуважение и внимание к ним.
8 . Стараюсьпонять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Пытаюсьубедить их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
9. Разговариваю сродителями спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников — иблагополучных, и детей группы риска — ушли с собрания с верой в своего ребенка.
10. Даю понятьродителям , что я хорошо понимаю, как тяжело учиться некоторым детям
11. В личнойбеседе даю оценку успехам ребенка относительно ее потенциальным способностям.
12. Довожу досведения родителей мысль, что «плохой ученик» не является «плохим человеком»
13. Результатом нашейсовместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей втом, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на мою поддержку ипомощь других учителей школы.
НИКОГДА НЕ:
- Осуждаю присутствующих родителей за неявку отсутствующих.
- Сравниваю успехи отдельных учащихся и разных классов.
- Даю негативную оценку всему классу.
- Переоцениваю значение отдельных предметов.
- Избираю для общения назидательный тон.