Как учителю младших классов формироватьматематическую грамотность школьников.
Для младшеклассников мир чисел – нечто совершенно новоеи абстрактное. Именно поэтому учителю важно показать, что эти знания будутнужны не далеко в будущем, а здесь и сейчас. Один из компонентов функциональнойграмотности – математическая грамотность – позволяет человеку использоватьматематические знания на практике и на их основе уметь описывать и объяснятьявления, прогнозировать их развитие.
Наэтапе актуализация знаний, я предлагаю ребятам решить логические задачки,направленные на формирование математической грамотности. Решение таких задачзанимает от минуты до трех минут, но я считаю, такое использование времениурока вполне рациональным, так как при этом активизируется внимание учащихся,все ребята вовлекаются в учебный процесс, они знакомятся с различными типами логическихзадач, тем самым пополняется запас заданий по математической грамотности.
Объясняйте математические понятия с помощью предметных действий.
Хороший подход –перекладывать базовые математические понятия на осязаемые вещи. Например, датьребенку деревянные палочки и попросить сложить, допустим, квадрат. Он не выйдетиз двух или трех палочек, а вот из четырех получится. В первом и втором классеиграем в кубик с точками «Игра «Весёлый Мяч» », сложи, вычти, на сколькобольше, на сколько меньше числа. В четвертом классе при изучении периметраможно напомнить ребенку про палочки, а не заставлять зубрить формулу.
Давайте жизненныезадания
Насколько чашек можно разлить пакет сока? На каком этаже находится квартира №125,если в доме всего 5 подъездов и 200 квартир? Дети быстро считают конфеты,яблоки, у тебя столько, у меня столько, сколько вместе. А если едем наобщественном транспорте, можно заодно посчитать, сколько придется заплатить забилеты для всех. Одним словом, важно заинтересовать учеников повседневнымиситуациями и показать, что в них тоже содержатся задачи по математике. Практический опытжизнедеятельности показывает, что математика применяется практически во всехобластях человеческой деятельности, в разных профессиях.
Интегрированныеуроки «Математика и окружающий мир» совершенствуют вычислительные навыки иумения решать задачи, примеры, сравнивать величины вырабатывают умениясамостоятельно применять знания в комплексе в новых условиях.
1 га дубового лесапродуцирует (производит) в год 830 кг кислорода.
1 га березовоголеса -725 кг кислорода.
1 га сосновоголеса-540 кг кислорода. Сколько всего кг кислорода продуцирует в год весь лес?
Или: кукушка, которую слышат часто дети во время экскурсий влес, съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука, до 50личинок щелкунов. Сколько вредных насекомых съедает кукушка за неделю?
Технология, раздел технический труд. Изготовление моделичасов. В ходе выполнения работы младший школьник читает чертёж: из чего состоитмодель часов, определяет число деталей, определяет форму каждой детали. Далеепроисходит изучение изделия по образцу: способ соединения и порядокизготовления изделия. Сборка модели часов и использование на уроках математики.Таким образом, ученик анализирует, обосновывает, констатирует, оценивает,выполняет коррекцию. Всё это формирует умения и навыки математическойграмотности через критическое мышление.
Учащиеся используют знания, умения и навыки, полученные науроках математики, в практической деятельности.
Осваивают коммуникативный, аналитический,проектировочный, творческий типы деятельности.
Овладевают математическими знаниями, умениями инавыками разного уровня сложности.
Формируется представление о математике как опредмете, где каждому есть возможность выразиться.
Приобретается навык работы со справочнойлитературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы,анализируются полученные результаты.
Учащиеся адекватно оценивают деятельностьодноклассников.
Изменяется поведение детей в коллективе: ониначинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают своесобственное мнение.
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий.И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать ииспользовать любую поступающую информацию. Этот навык сегодня совершеннонеобходим молодому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно вобществе.