X-PDF

Как воспитать культурного человека

Поделиться статьей

                       «Как правильно воспитать
                           культурного человека».

 

Стиль общения взрослых – пример для маленьких. Очень важно, чтобыдети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует овзаимном уважении взрослых, их доброжелательности, чувстве такта. Всегдаследует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся среди

взрослых, хотя и остаётся для детей сферой, которую они не могутнаблюдать зримо, так или иначе, сказывается на них, их психофизическомсамочувствии, настроении, поведении, образе мыслей и речи.

Культура речевого общения – проблема нравственная, имеющаясоциальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале, отражается вобщении с людьми.

Культура речевого общения предполагает соблюдение определённогоречевого этикета. Поздоровался или не поздоровался, улыбнулся при этом или лицоничего не выражало, кто кого поприветствовал первым: тот, кто вошёл, или тот,кто находился в вестибюле, — имеет ли это значение?

Оказывается, имеет. Приветствие – начало к установлению контакта,показатель внимания к людям, норма вежливости. И наконец, приветливое«здравствуйте» — это стимул, пусть совсем крошечный, но стимул хорошегонастроения для того, к кому оно обращено. Тот, кто руководствуется нормамиречевого этикета, войдя в помещение, здоровается первым, пусть даже если он –лицо начальствующее, а присутствующие – его подчинённые. Приветствиепроизносится внятно и доброжелательно, иначе оно теряет смысл.

Культура речевого общения и вежливость – понятия неразделимые,которые свидетельствуют о нравственной воспитанности личности. В «Словаре поэтике» сказано, что вежливость – это «…моральное качество, характеризующеечеловека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения ипривычным способом обращения к

окружающим».

Вежливость – это ещё и самоуважение: если я хочу, чтобы уважалименя, то, значит, обязан уважать других, разговаривать с людьми так, какхотелось бы, чтобы разговаривали со мной.

Ведь только вежливость рождает вежливость. Напрашивается вывод:всем, кому доверено воспитание подрастающего поколения, важно быть предельновзыскательными к собственному речевому поведению – на нас равняются дети.

Допустимо ли, чтобы настроение взрослого отражалось на его речевомповедении? Вправе ли он «включать» в своё настроение детей? Ответ однозначен:нет, нет и нет! Любой педагог или родитель всегда должен быть немного актёром.А это значит уметь владеть собой, быть требовательным к

собственному слову, уметь придать ему нужный эмоциональный оттеноки пользоваться им как инструментом, воздействующим на собеседника.

Немаловажно и ещё одно из условий, помогающихэмоционально-нравственному речевому общению, — проявлять терпимость.

Культура речевого общения проявляется не только в том, чтосказано, но и в том, как сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста»,«извините», «доброе утро» могут прозвучать приветливо, радушно, уважительно илинебрежно, холодно, высокомерно. Всё зависит от того, каким тоном мы их

произносим и с каким выражением лица.

Замечали ли вы, что каждому из нас присущи «свои» интонации.Одному присущи интонации спокойные, доброжелательные. Другому –экзальтированные, торопливые, постоянно меняющиеся – от радостных дораздражённо- крикливых. Для третьего характерен тон требовательный,

властный. А у четвёртого чаще всего улавливаются ноткинетерпеливые и даже грубые. А для маленького ребёнка это имеет особое значение:он чутко реагирует на речевую тональность, так как ещё не всегда может вникнутьв суть сказанного. Со старшими дошкольниками уместны ещё и шутка, мягкая ирония– всё, что привлекает, вносит в речевое общение с ними струю радости, мажора.

Не менее важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка иливзрослого в процессе высказывания острых мнений. Ведь каждый по-своемуреагирует на критику. Задача критикующего – воодушевить оппонента, вызвать внём стремление к перестройке собственной деятельности.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

Следовательно, необходимо уметь высказывать замечания в тактичной,уважительной форме. Большую роль играют тон доверительности идоброжелательности, логически правильно выстроенная цепь доказательств, умениепринять во внимание возражения собеседника, его пояснения тех или иных событий.

Проанализируйте, умеете ли вы по внешним признакам определятьэмоциональное состояние своих детей и адекватно ориентировать свою речь,тональность общения с ними. Будьте доброжелательными в отношении к окружающим,подходите к ним с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает,стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместнойтворческой деятельности.

Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей,способствует их взаимопониманию, укреплению отношений между взрослыми и детьми.К этому должен стремиться каждый педагог и каждый родитель, потому что мыделаем одно дело –занимаемся воспитанием подрастающего поколения.

Общение возникает ранее других процессов, и присутствует во всехвидах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка,формирует личность в целом. При недостаточном общении темп формирования психическихпроцессов замедляется.

Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ходпсихического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воспитание культурыобщения ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностныхконтактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детейв разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокругсебя.

Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи — главныйфактор решения общей задачи — воспитания культуры речевого общениядошкольников. Высокий уровень речевого развития, владение эмоциональнымсловарем, специальные упражнения, развитие умения составить связноевысказывание на тему о правилах поведения являются обязательным условием освоениядетьми культуры речи.

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет