Пояснительная записка
Рабочаяпрограмма по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»,модуль «Основы буддийской культуры» для 4 класса разработана на основеПримерной программы начального общего образования, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС),концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданинаРоссии и авторской учебной программы по учебнику 4 класса «Основы буддийскойкультуры» В.Л.Чимитдоржиева.
Программа соответствуетООП НОО и учебному плану МАОУ «Енгорбойская СОШ» 20212022 учебного года.
Рабочаяпрограмма конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта идает примерное распределение учебных часов по разделам курса ипоследовательность изучения разделов литературного чтения с учетоммежпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастныхособенностей учащихся.
Структура документа:
I. Пояснительная записка:
1. Нормативная база
2. Описание цели данного курса
3. Основные задачи курса
4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
5. Описаниеучебно-методического комплекта II. Планируемые результаты освоенияучебного предмета, курса:
1. Личностные;
2. Предметные;
3. Метапредметные.
III. Содержание учебного предмета, курса:
1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание;
2. Характеристика основных содержательных линий и тем(понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме);
3. Планируемые контрольные, практические, лабораторныеработы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательскойдеятельности обучающихся. IV. Календарно-тематическое планированиеучебного предмета, курса:
2. Календарно-тематическое планирование:
1) название тем уроков;
2) количество часов, отводимых на освоение каждой темы; 3)дата проведения урока (планируемая и фактическая);
1. Нормативная база Положение разработано всоответствии с:
1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ« Об образовании в Российской Федерации»;
2. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам начального общего, основного общего и среднегообщего образования, утвержденный приказом Министерства Просвещения РФ от 22марта2021г.№115;
3.Положения о рабочейпрограмме МАОУ « Енгорбойская СОШ»
4.ООП НОО МАОУ «ЕнгорбойскаяСОШ», утвержденной приказом директора школы №____
от_____;
5.Примернойпрограммы по учебному предмету;
6.В соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартам начального общегообразования,утв.приказом Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021 №286 ( далее– ФГОС НОО)
Данныйпредмет входит в образовательную область – Духовно – нравственная культуранародов России. Общая характеристика учебного курса:
Курс «Основыбуддийской культуры» является одним из модулей учебного курса «Основырелигиозной культуры и светской этики. По месту и по содержанию в учебном планеон служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образованияи воспитания школьников.
Учебный курсявляется культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 летпредставлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основурелигиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на пониманиеих значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Цельучебного курса ОРКСЭ:
Формированиеу младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, а такжек диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебногокурса ОРКСЭ:
1. Знакомство обучающихся с основами буддийской культуры, основамимировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего школьника о значении нравственныхнорм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре иморали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у нихценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостноевосприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметовна ступени основной школы;
4. Развитиеспособностей младших школьников к общению в полиэтнической имногоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имяобщественного мира и согласия. Ценностные ориентиры:
Новый курс призван актуализировать всодержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка напринципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческимиценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательногокругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного,честного, достойного гражданина.
Введение впроцесс обучения модуля «Основы буддийской культуры» учебного курса «Основырелигиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом на путивосстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности,традиционной духовности социальнопедагогического партнерства школы, семьи,государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный план дляобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа дляобязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светскойэтики», из расчѐта 1час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы буддийскойкультуры» рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основыбуддийской культуры» Личностные результаты:
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувствагордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своейэтнической и национальной принадлежности; формирование ценностеймногонационального российского общества; Формирование целостного, социальноориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразииприроды, народов, культур и религий;
• Формированиеуважительного отношения к истории и культуре своего народа, а также другихнародов;
Метапредметные результаты:
• Освоениеучащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамкахобразовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умениевыделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явленийдействительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержаниемучебного предмета ««Основы буддийской культуры», высказывать суждения на основесравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностейобъектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработкуинформации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
• Готовностьк нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• Знакомствос основными нормами светской и религиозной морали, понимание значения ввыстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• Пониманиезначения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• Формированиепервоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их ролив культуре, истории и современности России;
• Первоначальныепредставления об исторической роли традиционных религий в становлениироссийской государственности;
• Становлениевнутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитаниенравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовныхтрадициях народов России;
• Осознаниеценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета «Основы буддийской культуры»
1. Россия – наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какоеместо в этом процессе занимает твое поколение. Чем богато наше Отечество. Чтотакое традиции и для чего они существуют.
2. Культура и религия. Буддизм. Что такое культура. Что такоерелигия. Какие есть мировые религии. Что такое буддизм.
3. Будда и его Учение. О том, как родился и рос Сиддхартха Гаутама.О том, как Сиддхартха узнал о страданиях. О том, почему Сиддхартха начал поискипути избавления от страданий.
4. Будда и его Учение. О том, как Сиддхартха Гаутама искал истину.Отом, как Сиддхартха стал Буддой. О Четырех Благородных Истинах.Дерево Бодхи.Четыре Благородные Истины. Срединный (Благородный) Восьмеричный путь.
5. Буддийские священные книги. Когда была создана священная книга«Трипитака»? Из каких частей состоит «Трипитака». О кратком содержании трехчастей «Трипитаки».
6. Буддийские священные книги. О священных книгах «Данджур и«Ганджур».
7. Буддийская картина мира. Кто такой человек и его изначальнаяприрода. От чего изменяется жизнь человека. О перерождении и законе кармы.
8. Буддийская картина мира. О перерождении и законе кармы.Перерождение. Причина. Следствие.
9. Добро и зло. О десяти благих деяниях. О десяти неблагих деяниях.
10. Принцип ненасилия. О том, что буддизм говорит о ненасилии идоброте. Об «ахимсе» — принципе непричинения вреда всему живому.
11. Любовь к человеку и ценность жизни. О ценности жизни человека сбуддийской точки зрения. Ценность человеческой жизни. Святая Любовь. СвятоеСострадание. Дже Цонкапа.
12. Сострадание и милосердие. О милосердии и сострадании с буддийскойточки зрения… Любовь. Милосердие .Сострадание. Далай Лама.
13. Отношение к природе. О том, что Земля – это наш общий дом. Оботношении к природе в буддизме.
14. Буддийские учители. О роли и значении буддийских Учителей России.Дамба-Даржа Заяев – первый Хамбо Лама России.Учитель Будда.
15. Семья в буддийской культуре и ее ценности. О роли семьи вбуддийской культуре, об обязанностях родителей и детей.
16. Творческая работа учащихся.
17. Обобщающий урок.
18. Буддизм в России. Об основных направлениях буддизма. Об историипоявления буддизма в России, его современном состоянии.
19. Путь духовного совершенствования. Что Учение говорит о человеке инравственности. Восемь принципов Восьмеричного Пути.
20. Буддийское Учение о добродетелях. О чем говорится в «Шестипарамитах». О добродетелях с точки зрения буддизма.
21. Буддийское Учение о добродетелях.
22. Буддийские символы. О символах в буддизме. О восьми благоприятныхсимволах, их значения.
23. Буддийские ритуалы и обряды. О том, что такое ритуал в буддизме.Что такое мантра. Что такое подношение.
24. Буддийские святыни. О статуе «Сандаловый Будда» – величайшейсвятыне буддизма. Об уникальной книге «Атлас тибетской медицины».
25. Священные буддийские сооружения. О видах и типах священныхбуддийских сооружений. О своеобразии и сакральном смысле священных буддийскихсооружений. Ступ.
26. Буддийский храм. О буддийском храме, о его назначении ихарактерных особенностях .О внутреннем убранстве и правилах поведения вбуддийском храме.
27. Буддийский календарь. Об особенностях буддийского календаря.Солнечный календарь. Лунный календарь.
28. Праздники в буддийской культуре. О значении праздников вбуддийской культуре. Об основных буддийских праздниках. О празднованиибуддийского Нового года. Праздник Хурал Молебен.
29. Искусство в буддийской культуре. О том, что такое буддийскаяикона. О древнем религиозном ритуале «Цам». О буддийских музыкальныхинструментах. «Танка» Даммару Раковина (дунгар) Цам.
30. Любовь и уважение к Отечеству. Как правильно распорядитьсяполученными знаниями о нравственности. Ч то делает нас – разных людей – однимнародом. Великая сила нравственности. Патриотизм. Народ.
31. Творческая работа учащихся.
32. Творческая работа учащихся.
33. Обобщающий урок.
34. Праздничный концерт.
Перечень учебно — методического обеспечения:
Для изучения курса «Основы буддийской религии», должныбыть в наличии следующие объекты и средства материально-техническогообеспечения:
В качестве методологического принципаразработки всех учебных пособий выбран культурологический подход,способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основахрелигиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знанийучащихся, а также межпредметное взаимодействие.
Всепредставленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младшихподростков.
• оборудование: ученические столы и стулья поколичеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников,дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешиванияиллюстративного материала;
• технические средства обучения (предметы иустройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую,контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
классная доска с наборомприспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование, предназначенноедля одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых иобладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление(компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себяустройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор,диапроектор, экспозиционный экран и др.);
вспомогательное оборудование иустройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники,удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организациипроектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (повозможности) и др.;
• экранно-звуковые пособия, передающие содержаниеобразования через изображение, звук, анимацию;
• электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозныхкультур и светской этики»;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации,тематически связанные с содержанием курса;
библиотечныйфонд (книгопечатная продукция)
учебно-методическиекомплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основырелигиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособиядля учащихся, методическая литература для учителя и др.);
нормативные документы, регламентирующие взаимоотношениягосударства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основыизучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур исветской этики;
специальные дополнительные пособия для учителей и литература,предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебникипо религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию,мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературеи др.);
научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательныйматериал развивающего характера по различным темам курса;
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественныхпроизведений, тематически связанные с содержанием курса;
документальные источники (фрагменты текстов историческихписьменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостноепредставление об историческом развитии ведущих религий мира);
энциклопедическая и справочная литература (философские ирелигиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографиирелигиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд»мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях,происходящих в религиозной сфере жизни общества);
художественные альбомы,содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
печатные пособия,в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая
портретывыдающихся людей России