Календарно-тематическоепланирование. Литература. 8 класс.
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Содержание урока
|
Виды, формы контроля |
Домашнее задание |
Дата |
||
По плану |
Фактически дано |
||||||||
I. Введение (1 ч) |
|||||||||
1 |
Художественная литература и история |
1 |
Урок теоретических знаний |
Выявление значения художественного произведения в культурном наследии страны. Знакомство с учебником. |
Составление вопросов к статье, беседа, письменный ответ на вопрос |
Стр.5-10,вопросы Индивидуальные задания |
|
|
|
Устное народное творчество (3ч) |
|||||||||
2 |
Исторические песни16 века. «Иван Грозный молится по сыне» |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Особенности исторической песни16века, своеобразие песни «Иван Грозный молится по сыне» |
Работа с иллюстрациями, выразительное чтение. |
Стр.10-11,14-15,индивидуальные задания |
|
|
|
3 |
Исторические песни 17 века «Плач Ксении» «Возвращение Филарета» |
1 |
Синтетический урок, включающий слово учителя и беседу по содержанию. |
Особенности исторической песни 17 века, художественные идеи «Плача Ксении», жанровые особенности песни «Возвращение Филарета» |
Работа с учебником, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом |
Стр.12-13, 15-18, выразительное чтение |
|
|
|
4 |
Песни о Степане Разине, 20-е годы 17 века — начало 18 века, солдатские песни18- 19 веков |
1 |
Урок чтения и изучения произведений |
Выявление исторической основы солдатских песен и песен о Степане Разине, особенностей их поэтики |
Работа со статьями учебника, беседа по вопросам |
Стр.19-21, 22-27 (пересказ), |
|
|
|
Из древнерусской литературы (3 ч) |
|||||||||
5 |
«Житие Сергия Радонежского» |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Выявление исторической основы фрагментов «Сергия Радонежского»,художественных особенностей произведения, роли подвижнической деятельности Сергия Радонежского в истории России |
Составление цитатного плана статьи учебника, исследовательская работа с текстом, худ. пересказ |
Стр.30-31, вопросы на стр.31-32, индивидуальные задания |
|
|
|
6 |
«Слово о погибели Русской земли…» |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Художественная идея произведения, особенности поэтики «Слова…» |
Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом |
Стр.32-38,вопросы на стр.39 |
|
|
|
7 |
«Житие Александра Невского» |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Выявление стилистических особенностей «Жития…», авторской позиции к А.Невскому, преклонении перед его ратной и государственной деятельностью |
Художественный пересказ, выразительное чтение, работа со статьёй учебника |
Стр.41-45, Ода «Вельможа» Державина |
|
|
|
Из литературы 18 века (4ч) |
|||||||||
8 |
Г.Р.Державин – поэт и государственный чиновник. Ода «Вельможа». Державин и Тамбовский край. |
1 |
Синтетический урок |
Выявление авторской позиции, традиций и новаторства в произведении |
Работа по вопросам и заданиям учебника |
Стр.45-47 , Вопросы, индивидуальные задания |
|
|
|
9 |
Г.Р.Державин «Памятник» |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Выявление темы индивидуальной поэтической славы в стихотворении поэта |
.Выразительное чтение «Памятника»,переводов из Горация, Ломоносова |
Стр.48-51, индивидуальные задания, Стр.68-71 |
|
|
|
10 |
Краткие сведения о Н.М.Карамзине. Карамзин и Пушкин |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Знакомство с некоторыми фактами биографии Карамзина, выявление значения творчества |
Работа со статьями учебника, составление сравнительной таблицы |
Стр.51-65, вопросы на стр.65,индивидуальное задание |
|
|
|
11 |
Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Выявление особенностей сентименталистской концепции личности, развитие нравственно-эстетических представлений обучающихся |
Исследовательская работа с текстом и оформление результатов в виде таблицы |
Стр.71, стр.72-79, индивидуальные задания |
|
|
|
Из литературы 19 века (30+3 ч) |
|||||||||
12 |
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Романтизм. Е.А. Баратынский и Тамбовский край. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Воссоздание атмосферы эпохи начала 19 века, явлений общественной и литературной жизни, особенностей романтизма как литературного направления |
Сообщения учащихся, Работа со статьями учебника |
Стр.80-84, 85-89, выразительное чтение |
|
|
|
13 |
В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Невыразимое» |
1 |
Синтетический урок |
Биография поэта. Анализ перевода баллады Гёте |
Беседа по вопросам, выразительное чтение. |
Стр.86-89, отрывок наизусть |
|
|
|
14 |
К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин» |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Знакомство с некоторыми фактами биографии поэта, выявление особенностей взгляда Рылеева на историю, жанр дума |
Выразительное чтение, ответы на вопросы |
Стр.100 -103,103-107-пересказ, 109-118 |
|
|
|
15 |
Тематическое богатство поэзии А.С.Пушкина. «19 октября» (1825). Тамбовские корни рода Пушкиных. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Актуализация полученных знаний, выявление художественной идеи стихотворения. Особенности композиции, своеобразие языка. |
Ответы на вопросы, выразительное чтение |
Наизусть стихотворение, посвящённое теме лицейской дружбы |
|
|
|
16 |
Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина. «Песни о Стеньке Разине» |
1 |
Отработка навыков выразительного чтения |
Отработка навыка выразительного чтения, выявление художественной идеи «Песен о Стеньке Разине» |
Выразительное чтение наизусть, самостоятельная работа |
Стр.119-127,прочитать 1-2 главы, вопросы на стр.229 |
|
|
|
17 |
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Тема семейной чести в романе (анализ 1-2глав) |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Творческая история произведения, анализ 1-2глав. |
Пересказ статьи учебника, выразительное чтение фрагментов, ответы на вопросы |
Прочитать 3-5главы, вопросы на стр.230-231 |
|
|
|
18 |
Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой» (анализ 3-5глав) |
1 |
Урок чтения и изучения произведения |
Знакомство с порядками Белогорской крепости, образы главных героев, смысл противостояния Гринёва и Швабрина |
Сообщения обучающихся, исследовательская работа с текстом |
Прочитать 6-9 главы, вопросы на стр.231-233 |
|
|
|
19 |
Падение Белогорской крепости. Отношения Гринева и Пугачева (анализ 6-7 глав) |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Выявление художественной идеи романа |
Пересказ, ответы на вопросы, выразительное чтение по ролям |
Прочитать 10-12 главы Вопросы на стр.233 |
|
|
|
20 |
Изображение народной войны и ее вождя (главы 8-12) |
1 |
Урок чтения и изучения произведения |
Анализ произведения |
Индивидуальные задания, беседа по вопросам, тест |
Прочитать 13-14 главы |
|
|
|
21 |
Образ Маши Мироновой. Смысл названия романа |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Анализ произведения |
Индивидуальные задания, беседа по вопросам |
Перечитать главы романа, систематизировать материал о главных героях |
|
|
|
22 |
Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» |
1 |
Урок развития речи |
Работа над темами сочинения |
Развитие письменной речи, отработка умения правильно и логично излагать свои мысли на письме |
Стр.234, подготовка к сочинению |
|
|
|
23 |
Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» |
1 |
Урок контроля знаний |
Характеристика главных героев романа |
Сочинение |
Стр.237-243, перспективное задание наизусть: отрывок из поэмы «Мцыри» |
|
|
|
24 |
Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Лермонтов и Тамбовский край. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Прослушивание поэмы «Мцыри», выявление смысла эпиграфа к поэме |
Выразительное чтение фрагментов поэмы, беседа по вопросам |
Стр.243-266, вопросы на стр.269-270 |
|
|
|
25 |
Художественная идея поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Выявление художественной идеи поэмы, проявляющейся в изображении жизни свободолюбивого горца |
Ответы на вопросы, тест |
Наизусть отрывок из поэмы на выбор |
|
|
|
26 |
Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри» |
1 |
Урок чтения произведений |
Формирование навыка выразительного чтения |
Выразительное чтение наизусть |
Стр.275-276,279-280 |
|
|
|
27 |
Краткие сведения о Н.В.Гоголе. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. |
1 |
Синтетический урок |
Слово о писателе. История создания пьесы. Знакомство с афишей произведения |
Сообщения обучающихся, толкование «говорящих» фамилий |
Прочитать 1д., подготов. по ролям явл.1,3,6 |
|
|
|
28 |
«Сборный город всей тёмной стороны». Анализ 1 действия |
1 |
Синтетический урок |
Выявление авторской позиции, цитирование фрагментов |
Исследовательская работа с текстом, сообщения обучающихся |
Прочитать 2д.,состав. цитатный план рассказа о Хлестакове (2д.,явл.1-7) |
|
|
|
29 |
Хлестаков и городничий. Анализ 2 действия. |
1 |
Урок чтения и изучения пьесы |
Выявление общей логики поведения и речи городничего и Хлестакова
|
Выразительное чтение по ролям, составление цитат. плана-характеристики |
Прочитать 3д.,индивидуальное задание (пересказ явл.1-3), групп. чтение по ролям явл.5-7 |
|
|
|
30 |
Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо». Анализ 3 действия |
1 |
Урок чтения и изучения пьесы |
Выявление особенностей механизма превращения ничтожества в «вельможу» и «значительное лицо» |
Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, исследовательская работа |
Прочитать 4д., индивидуальные и групповые задания |
|
|
|
31 |
Хлестаков – ревизор. Анализ 4 действия |
1 |
Урок чтения и изучения пьесы |
Выявление особенностей мира чиновников города, процесса превращения ничтожества во взяточника |
Художественный пересказ сцен, чтение по ролям |
Прочитать 5д.,индивидуальные и групповые задания |
|
|
|
32 |
Художественная идея комедии. Анализ 5 действия |
1 |
Урок чтения и изучения пьесы |
Соотнесение смысла эпиграфа и заключительной сцены |
Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ |
Стр.370-378, составить рассказ о героях |
|
|
|
33 |
Речь как средство создания образов героев комедии. Подготовка к домашнему сочинению. |
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Особенности речевой манеры героев, определение сущности понятия «хлестаковщина», реалистическая направленность комедии |
Исследовательская работа с текстом, тест |
Написать сочинение. Стр.3-4,прочитать 1-7главы «Аси» |
|
|
|
34 |
Краткие сведения о И.С.Тургеневе. Повесть «Ася». Господин Н.Н. и Гагин |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Слово о писателе, внутреннее сходство господина Н.Н. и Гагина |
Сообщения обучающихся, выразительное чтение фрагментов повести |
Прочитать 8-14главы, подготов. рассказ о героях |
|
Представленная информация была полезной? ДА 60.88% НЕТ 39.12% Проголосовало: 1544 |
|
35 |
Композиция повести. Образ Аси |
1 |
Урок чтения и изучения повести |
Выявление особенностей композиции повести, причин, обусловивших противоречивость поступков героини |
Исследовательская работа с текстом, составление цитатного портрета героини(2гл) |
Прочитать 15-22главы Стр.49-57, вопросы |
|
|
|
36 |
Образ природы. Тема рока в повести |
1 |
Урок чтения и изучения повести |
Выявление смысла роковых предзнаменований, художественной идеи произведения |
Дискуссия, тест |
Письменный ответ на вопрос№2 на стр.57,стр.59-63 |
|
|
|
37 |
Краткие сведения о Н.А.Некрасове. «Внимая ужасам войны» |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Слово о поэте. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Художественная идея стихотворения. |
Ответы на вопросы, выразительное чтение. |
Стр.65-67, вопросы |
|
|
|
38 |
Н.А.Некрасов. «Зелёный шум». Картина А.А.Рылова «Зелёный шум» |
1 |
Синтетический урок |
Выявление гуманистической идеи стихотворения, подготовка к сочинению по картине |
Устное сочинение по картине А.А.Рылова |
Стр.69-75,вопросы |
|
|
|
39 |
Краткие сведения об А.А.Фете. «Целый мир от красоты», «Учись у них – у дуба и берёзы…»
|
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Слово о поэте, выявление художественной идеи стихотворений |
Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение |
Стр.76-82 |
|
|
|
40 |
Краткие сведения об А.Н.Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Слово о драматурге. Особенности сюжета сказки. |
Чтение сказки по ролям, обсуждение |
Стр.83-105, вопросы, индивидуальные задания |
|
|
|
41 |
Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе |
1 |
Урок чтения и изучения пьесы |
Особенности конфликта сказки, формирование навыка составления литературного комментария |
Составление комментариев образов героев сказки |
Стр.105-106, 107-116, вопросы |
|
|
|
42 |
Краткие сведения о Л.Н.Толстом. «Отрочество» |
1 |
Синтетический урок |
Слово о писателе, выявление особенностей мировосприятия Николеньки Иртеньева |
Пересказ, ответы на вопросы |
Стр.117-123,вопросы |
|
|
|
43 |
Л.Н.Толстой «После бала». История создания. Анализ 1части. |
1 |
Урок чтения и изучения произведения |
История создания рассказа, Выявление исторической и философской основы произведения |
Исследовательская работа с текстом |
Стр.123-126, вопросы |
|
|
|
44 |
Л.Н.Толстой «После бала». Анализ 2части Подготовка к домашнему сочинению. |
1 |
Урок чтения и изучения произведения |
Выявление художественной идеи рассказа |
Выразительное чтение, дискуссия, тест |
Сочинение. Стр.131-136(инд. задания), 138-152 |
|
|
|
Из литературы 20 века (17ч+2ч) |
|||||||||
45 |
М.Горький. «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности |
1 |
Синтетический урок |
Художественное своеобразие ранней прозы М.Горького |
Исследовательская работа с текстом |
Стр.153-179, вопросы |
|
|
|
46 |
М.Горький. «Мой спутник». Образ Шакро и рассказчика |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал |
Пересказ, составление сравнительной характеристики героев |
Стр.182-188, вопросы |
|
|
|
47 |
Краткие сведения о В.В.Маяковском |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Актуализация знаний, знакомство с некоторыми фактами биографии поэта |
Самостоятельная работа по вопросам на стр.188 |
Стр.188-190, вопросы |
|
|
|
48 |
Поэт и толпа в стихах В.В.Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям» |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Выявление художественной идеи стихотворения, два взгляда на мир |
Выразительное чтение, ответы на вопросы |
Стр.191-197, вопросы |
|
|
|
49 |
Краткие сведения о Н.А.Тэффи. «Свои и чужие» |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Знакомство с фактами биографии ,выявление особенностей построения сюжета и композиции лирической сатиры Тэффи |
Исследовательская работа с текстом |
Стр.198-205, вопросы |
|
|
|
50 |
М.М.Зощенко. «Обезьяний язык» |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя, выявление особенностей языка и стиля рассказов |
Пересказ, ответы на вопросы |
Стр.206-213, вопросы |
|
|
|
51 |
Н.А.Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе», «Некрасивая девочка» |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Краткие сведения о поэте, Выявление художественной идеи стихотворений |
Пересказ, выразительное чтение |
Выучить наизусть стихотворение на выбор |
|
|
|
52 |
Выразительное чтение стихотворений Н.А.Заболоцкого |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Формирование навыка выразительного чтения |
Выразительное чтение наизусть |
Подобрать пословицы, афоризмы о красоте |
|
|
|
53 |
Развернутый ответ на проблемный вопрос «Что есть красота?». Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению. |
1 |
Урок развития речи |
Рассуждение на данную тему |
Развернутый ответ на проблемный вопрос |
Сочинение. Стр.214-223, вопросы. Инд. задания. |
|
|
|
54 |
М.В.Исаковский «Катюша». Стихотворения Тамбовских поэтов о Великой Отечественной войне |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Знакомство с некоторыми фактами биографии поэта, выявление особенностей поэтики песни, художественной идеи произведения |
Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение |
Стр.223-230, наизусть, индивидуальные задания |
|
|
|
55 |
М.В.Исаковский «Враги сожгли родную хату» |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Выявление художественной идеи произведения, проявляющейся в утверждении любви к Родине |
Выразительное чтение наизусть, сообщения обучающихся |
Стр.231-236, вопросы, 237-241 |
|
|
|
56 |
А.Т.Твардовский Краткие сведения о биографии. «За далью – даль». История создания поэмы. Анализ 1главы.
|
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Слово о поэте, история создания поэмы, смысл названия, художественная идея 1главы |
Выразительное чтение, сообщения обучающихся, исследовательская работа |
Стр.242-251, вопросы, индивидуальные задания |
|
|
|
57 |
А.Т.Твардовский «За далью – даль». Анализ главы «Огни Сибири» |
1 |
Урок чтения и обсуждения произведения |
Выявление художественной идеи главы, проявляющейся в глубокой вере автора в русский народ |
Сообщения обучающихся, выразительное чтение |
Стр.252 -254, вопросы, презентация |
|
|
|
58 |
В.П.Астафьев. Краткие сведения о биографии. «Фотография, на которой меня нет» |
1 |
Урок чтения и обсуждения произведения |
Слово о писателе, формирование навыка выразительного чтения прозы |
Презентация Пересказ, обсуждение |
Стр.254-270, вопросы |
|
|
|
59 |
Проблема нравственной памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Образ рассказчика. |
1 |
Урок чтения и обсуждения произведения |
Выявление художественной идеи рассказа, особенности образов героев, авторская позиция |
Аналитическое прочтение, ответы на проблемные вопросы |
Стр.273-276, 276-285, презентация |
|
|
|
60 |
В.Г.Распутин. Краткие сведения о биографии. «Уроки французского» |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Слово о писателе. Тематика произведений, выявление гражданской позиции писателя |
Презентация Ответы на вопросы |
Стр.285-301, вопросы |
|
|
|
61 |
Нравственная проблематика в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» |
1 |
Урок чтения и обсуждения |
Выявление художественной идеи рассказа, развитие коммуникативных умений учащихся |
Выразительное чтение и его анализ |
Подготовиться к итоговому уроку по русской литературе 19-20 веков |
|
|
|
62 |
Итоговый урок по русской литературе 19-20 веков. |
1 |
Урок контроля |
Произведения литературы XIX –ХХ веков, теория литературы, связанная с изучением данных произведений. |
тестирование |
Подготовиться к сочинению по курсу литературы 8 класса |
|
|
|
63 |
Промежуточная аттестация. Сочинение |
1 |
Урок контроля |
Сочинение по курсу литературы 8 класса |
Сочинение |
Стр.303 вопросы Стр.304-305 |
|
|
|
Из зарубежной литературы (7ч) |
|||||||||
64 |
Эпоха Возрождения. У.Шекспир. Краткие сведения о биографии. История сюжета и прототипы трагедии «Ромео и Джульетта» |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Воссоздание эпохи Возрождения, знакомство с некоторыми фактами биографии Шекспира, прототипами героев трагедии. |
Слайдовая презентация, чтение трагедии по ролям |
Стр.306-308, прочитать 2акт трагедии «Ромео и Джульетта |
|
|
|
65 |
Идеалы Возрождения в трагедии «Ромео и Джульетта» |
1 |
Синтетический урок |
Выявление проблематики трагедии, художественной идеи, проявляющейся в утверждении идеалов эпохи Возрождения |
Выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы |
Прочитать 3,5акты трагедии, стр.340-344, вопросы |
|
|
|
66 |
Мигель де Сервантес Сааведра. Краткие сведения о биографии. Роман «Дон Кихот» |
1 |
Синтетический урок |
Слово о писателе. Проблематика произведения. |
Презентация Обсуждение проблемных вопросов |
Стр.346-358, вопросы, презентация |
|
|
|
67 |
Мигель де Сервантес Сааведра. Обзор романа «Дон Кихот» |
1 |
Синтетический урок |
Выявление художественной идеи романа |
Обсуждение проблемных вопросов |
Стр.359-360 |
|
|
|
68 |
Итоговый урок. |
1 |
Урок-беседа |
Подведение итогов Рекомендации летнего чтения |
|
|
|
|
|
69-70 |
Резерв
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
