КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №5 г.Усть-Джегуты»
УТВЕРЖДАЮ
ПРИНЯТА решением Педагогического совета
Протокол от ______________№______
Приказ от ____________№______
Директор ОУ____________ Х.Ш. Узденова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
для 4 «Б»КЛАССА
Срок реализации – 2021-2022 учебный год.
Разработана учителем – Кочкаровой Зульфой Нюрчуковной
![]() |
2021г.
2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по математике для 4 классаразработана в соответствии с Федеральным государственным образовательнымстандартом начального общего образования , годовым календарным графиком иучебным планом школы, на основе программы под редакцией М.И.Моро, М.А.Бантовой, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личностигражданина России, планируемых результатов начального общего образования.Данная программа составлена с учётом психологических особенностей класса.
ПриказМинистерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования”.
С 01.01.2021вступили в силу санитарные правила СП 2.4.3648-20Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания иобучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Они будут действовать до 2027года.
Правила очень обширные. В числе прочего ими предусмотрены такжетребования, которые должны соблюдаться при реализации образовательных программс применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.Среди них отметим следующие:
— для образовательныхцелей не должны использоваться мобильные средства связи;
— использованиеноутбуков обучающимися начальных классов возможно при наличии дополнительнойклавиатуры;
— одновременноеиспользование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доскаи персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается;
— при использованииэлектронных средств обучения рабочее место должно быть организовано такимобразом, чтобы обеспечивать ребенку зрительную дистанцию до экрана не менее 50см. Планшеты должны размещаться на столах под углом наклона 30 градусов;
— обучение должнозаканчиваться не позднее 18.00 часов. Продолжительность урока не должнапревышать 40 минут;- электронное оборудование необходимо ежедневнодезинфицировать.
Общая характеристика учебного предмета
Ведущие принципы обученияматематике в младших классах —органическое сочетание обучения и воспитания, усвоениезнаний и развитие познавательных способностей детей, практическаянаправленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большоезначение в связи со спецификойматематического материала придается учету возрастных и индивидуальныхособенностей детей и реализациидифференцированного подхода в обучении.
Начальный курс математики —курс интегрированный:в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начальногокурса составляют представления онатуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыминеотрицательными числами и важнейших ихсвойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоениеприемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное местов курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает такжеформирование у детей пространственныхпредставлений, ознакомление учащихся с различнымигеометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшимичертежными и измерительными приборами.
Включение в программуэлементов алгебраической пропедевтикипозволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитиюабстрактного мышления учащихся.
Изучение математики должносоздать прочную основу длядальнейшего обучения этому предмету
Важнейшеезначение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставлениясвязанных между собой понятий, действий изадач, выяснению сходства и различийв рассматриваемых фактах,умению логически мыслить, применять знания в практической деятельности,решать нестандартные задачи. Сэтой целью материал сгруппирован так, чтоизучение связанных между собой понятий,действий, задач сближено во времени.
Концентрическое построение курса,связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимуюпостепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошиеусловия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.Изучение математики на ступени начальногообщего образования направлено на достижение следующих целей:
— развитие образного и логического мышления,воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых дляуспешного решения учебных и практических задач;
— освоение основ математических знаний,формирование первоначальных представлений о математике;
— воспитание интереса к математике, стремлениеиспользовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи обучения:
— обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых дляприменения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, дляпродолжения образования;
— обеспечитьинтеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
— сформироватьумение учиться;
— сформироватьустойчивый интерес к математике;
— выявить иразвить математические и творческие способности.
Основу курса математики в 4 классе составляеттабличное умножение и деление, внетабличное умножение и деление, изучениенумерации чисел в пределах 1000 и четыре арифметических действия с числами впределах 1000. При ознакомлении с письменными приемами выполненияарифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Всеобъяснения даются в виде четко сформулированной последовательности шагов,которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого алгоритма сложения,вычитания, умножения или деления четко выделены основные этапы, планрассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником.
Наряду с этим важное место в курсе занимаетознакомление с величинами и их измерением. Тема раздела «Нумерация» неразрывносвязана в курсе с темой «Величины», содержание которой составляют ознакомлениес новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённыхранее составление сводных таблиц единиц длины, массы, времени и работа над ихусвоением.
Перед изучением внетабличного умножения и деленияобучающиеся знакомятся с разными способами умножения суммы на число. Изученныесвойства действий используются также для рационализации вычислений, когда речьидет о нахождении значений выражений, содержащих несколько действий.
Особое внимание заслуживает рассмотрение правил опорядке выполнения арифметических действий. Эти правила вводятся постепенно,начиная с первого класса, когда обучающиеся уже имеют дело с выражениями,содержащие только сложение и вычитание. Правила о порядке выполнения действийусложняются при ознакомлении с умножением и делением в теме «Числа от 1 до100». В дальнейшем рассматриваются новые для обучающихся правила о порядкевыполнения действий в выражениях, содержащих две пары скобок или два действиявнутри скобок. Эти правила иллюстрируются довольно сложными примерами,содержащими сначала 2 – 3 действия, а затем 3 – 4 арифметических действия.
Следует подчеркнуть, что правила о порядкевыполнения действий – один из сложных и ответственных вопросов курса математикив 4 классе. Работа над ним требует многочисленных, распределенных во временитренировочных упражнений. Умение применять эти правила в практике вычисленийвынесены в основные требования программы на конец обучения в начальной школе.
Важной особенностью курса математики являетсято, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи,закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. Именнона простых текстовых задачах обучающиеся знакомятся и со связью между такимивеличинами, как цена – количество – стоимость; нормы расходы материала на однувещь – число изготовленных вещей – общий расход материала; длина сторонпрямоугольника и его площадь. Такие задачи предусмотрены рабочей программойкаждого года обучения. Система в их подборе и расположении их во временипостроена с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия длясопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или иномотношении, а также задач взаимообратных.
Обучающиеся учатся анализировать содержаниезадачи, выбирать действия при решении задач каждого типа, обосновывать выборкаждого действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи подействиям, а в дальнейшем и составлять по условию задачи выражение, вычислятьего значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверятьправильность ее решения. Важно, чтобы обучающиеся подмечали возможностьразличных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболеерациональный из них. Работе над задачей можно придать творческий характер, еслиизменить вопрос задачи или ее условие.
Серьезное значение уделяется обучению решениютекстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития удетей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связьобучения с жизнью, пробуждает уобучающихся интерес к математическим знаниям ипонимание их практического значения. Решение текстовых задач присоответствующем их подборе позволяет расширять кругозор ребенка, знакомя его ссамыми разными сторонами окружающей действительности.
Включение в программу элементов алгебраическойпропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствуетразвитию абстрактного мышления у учащихся.
Геометрический материалпредусмотрен программой для каждогокласса. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрическихфигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно.Нахождение площади прямоугольника (квадрата)связывается с изучением умножения, задача нахождения стороны прямоугольника (квадрата) по его площади — с изучениемделения.
Различные геометрические фигуры(отрезок, многоугольник, круг) используются и в качестве наглядной основы при формированиипредставлений о долях величины, а также при решении разного рода текстовых задач. Труднопереоценитьзначение такой работы при развитии как конкретного, так и абстрактного мышления удетей.
К элементамалгебраической пропедевтики относится ознакомление детей с таким важнымматематическим понятием, как понятие переменной.В дальнейшем вводитсябуквенное обозначение переменной.Дети учатся находить значениябуквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 1000(продолжение) (14 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 — 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация (12 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц,класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнениемногозначных чисел.
Представление многозначного числав виде суммы разрядныхслагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в10, 100, 1000 раз.
Величины (16 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр,метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратныйсантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм,килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута,час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, егопродолжительности.
Сложение и вычитание (11 ч)
Сложение и вычитание (обобщениеи систематизация знаний): задачи,решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0;переместительное и сочетательное свойствасложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решениеуравнений вида:
х+312=654+79
729-х=217+163
х- 137 = 500 -140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимыхк действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Умножение и деление (72 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний):задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0;деление числа 0 и невозможность деления на0; переместительное и сочетательное свойства умножения,распределительное свойство умножения относительносложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения иделения числа на произведение;взаимосвязь между компонентами ирезультатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х ·18= 270- 50, 360: х = 630:7 на основевзаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление наоднозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100,1000.
Письменное умножение и деление наоднозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначноечисло (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначноечисло.
Связь между величинами(скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всегогода проводится:
— вычисление значений числовых выражений в 2 — 4действия (со скобками и без них), требующих применениявсех изученных правил о порядке выполнения действий;
— решение задач в одно действие,раскрывающих:
а)смысл арифметических действий;
б)нахождение неизвестныхкомпонентов действий;
в)отношения больше, меньше,равно;,
г)взаимосвязь между величинами;
-решение задач в 2 — 4 действия;
—решение задач нараспознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиениефигуры па заданные части; составлениезаданной фигуры из 2 — 3 ее частей;
построение изученных фигур спомощью линейки и циркуля.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема (раздел) программы |
Кол-во часов |
Кол-во контрольных работ |
1. |
Числа от 1 до 1000 |
14 ч. |
1 |
2. |
Числа, которые больше 1000.Нумерация |
12 ч. |
1 |
3. |
Величины |
16 ч. |
1 |
4. |
Сложение и вычитание |
11 ч. |
1 |
5. |
Умножение и деление |
72 ч. |
5 |
6. |
Итоговое повторение |
11 ч. |
1 |
|
ВСЕГО: |
136 ч. |
10 |
