X-PDF

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию детей 3-4 лет

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

Картотека дидактическихигр по сенсорному воспитанию

для детей 3-4лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенкатретьего и четвертого года жизни является предметная игра. Играя, ребёнокучится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. Можно суверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития у детеймладшего возраста являются дидактические игры.

Дидактические игры можно использовать в разных видахдеятельности: в непосредственно-образовательной,познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности детей, врежимных моментах.

С помощью данной картотеки можно решить ряд задач, направленныхна приобретение и развитие сенсорного опыта ребёнка:

ü формирование  представлений об основныхцветах, форме, величине в процессе действий с предметами, их соотнесения поэтим признакам.

ü осуществлениепрактических действий: накладывать, совмещать, раскладывать.

ü понимаети находит: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  «ВКЛАДЫШИ»

ЦЕЛЬ: Уметьвыполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник),вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.

РУКОВОДСТВО: Играпроводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показываетгеометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять втрафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур — круг, квадрат,треугольник.

2. «СОБЕРИ И РАЗБЕРИ ПИРАМИДКУ»

ЦЕЛЬ: Развитиесенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдаяпоследовательность в собирании.

3. «НАНИЗЫВАНИЕ БУСИН  НА ШНУРОК»

ЦЕЛЬ: Закрепитьумение действовать с предметами, развивать моторику: кистей рук, потренироватьв различении 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).

4. «ЗАШНУРУЙ САПОЖОК»

ЦЕЛЬ: Учитьвыполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук,развивать мышление.

РУКОВОДСТВО: Играпроводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и проситпомочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает«сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.

5. «НАЙДИ ПАРУ»

ЦЕЛЬ: Учитьнаходить одинаковые предметы из природного материала на ощупь. Спросить, чтоэто за предмет, какой он на ощупь (гладкий, шершавый, колючий). Найти паруэтому предмету во втором мешочке.

6. « УГАДАЙ ПОЗАПАХУ»

ЦЕЛЬ: Предложитьдетям по очереди исследовать контейнеры с разным содержимым (кофе, чай, цедралимона, мята, гвоздика, высушенные цветы). Спросить, какой запах нравится и какназывается то, что определяли.

7.  «НАЙДИ ТАКОЙЖЕ ЦВЕТОЧЕК»

ЦЕЛЬ: Продолжатьразвивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение попоказу назвать цветы.

РУКОВОДСТВО: Играпроводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрациицветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти цветки. Потомвоспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагаетпоказать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.

8. «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ,ЗЕЛЕНЫЙ»

ЦЕЛЬ: Учитьразличать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развиватьсенсорные способности детей.

РУКОВОДСТВО:Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов(игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинкуопределенного цвет или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать своюкартинку с таким же изображением и цветом.

9. «НАПОИ  МАТРЕШЕК ЧАЕМ»

ЦЕЛЬ: продолжатьзакреплять и называть 4 основных цвета, развивать мышление, память, разговорнуюречь.

РУКОВОДСТВО: Играпроводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синегоцвета и соответственно таких же цвет» ведерки. Сначала воспитатель показывает,какое ведерко нужно каждой матрешке. Потом предлагает детям найти ведерко дляматрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детейразными вопросами в речевую активность.

10. «ЦВЕТНЫЕКОЛПАЧКИ»

ЦЕЛЬ: Закрепитьумение действовать с предметами и раскладывать колпачки по одинаковомуцветовому признаку.

11. «ЦВЕТНОЕ ДОМИНО»

ЦЕЛЬ: Продолжатьразвивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданногоцвета, закрепление 4-х основных цветов.

РУКОВОДСТВО: Играпроводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагаетсядетям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цветадомино положил предыдущий ребенок

12. «НАЙДИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ»

ЦЕЛЬ: Закреплятьсенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробкиили бусинки и выкладывать рисунок на образце.

13. «СПРЯЧЬ ЛИСТОК»

Приготовьте лист бумаги,одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объяснитеребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков(одни желтые, другие — зеленые).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Положив желтыйлистик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», егоне видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, чтотеперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобыих не было видно.

Если малышзатрудняется, можно дать ему более контрастные цвета – красно-синий лист бумагии аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т.д.

Постепенноусложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовыхтонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого и пр.).

Можно также«спрятать» предметы трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ходвыполнения задания.

14.  «ОБВЕДИ ИЗАШТРИХУЙ»

ЦЕЛЬ: Развивать изакреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету набелом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.

РУКОВОДСТВО: Сначала воспитательпоказывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают,какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги онзаштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу,трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цветкарандаша к трафарету.

15. «КОЛПАЧОК ДЛЯ ГНОМА»

ЦЕЛЬ: Продолжатьразвивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развиватьвнимание, воображение.

РУКОВОДСТВО: Играпроводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали всенитки, предлагает малышам смотать каждому по моточку нитки, у каждого свой цветнитки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

16. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ»

ЦЕЛЬ: Продолжатьразвивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развиватьвнимание, воображение.

РУКОВОДСТВО: Играпроводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что внучата сложили всеприщепки в оду коробку, предлагает малышам разложить их по цветам коробки.Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

17. «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»

Приготовьте 5больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами: «Этикруги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному («Этокруги большие, а это маленькие»).

Большие кругискладывайте в одну сторону, а маленькие – в другую.

Свои действияпоясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что ониодинаковые.

При сортировкетретьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда – маленькийкруг. Ребенок раскладывает круги.

Как варианты можноиспользовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.

18. «ГДЕ КРУГ, А ГДЕ КВАДРАТ»

Приготовьте 5кругов и 5 квадратов, перемешайте их, объясните, что игрушки разные.

Начинайтегруппировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на двегруппы.

Варианты:прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т.д.

19.«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Приготовьтекартинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг,прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.

Предложите ребенкуподобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужноделать, а затем попросите его самого выполнить задание.

20. «ОДИН –МНОГО»

ЦЕЛЬ: Развиватьпервые математические способности, развивать внимание мышление, умениеразличать цвет предметов.

РУКОВОДСТВО: Игрыпроводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинкиигрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти иприкрепить такие же картинки.

21.«ДЛИННЫЙ — КОРОТКИЙ»

ЦЕЛЬ: Продолжатьразвивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине,употреблять в речи «длинный — короткий», «длиннее — короче», развиватьвоображение, мышление.

РУКОВОДСТВО: Играпроводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детямпредлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путемраскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

22.«БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ,МАЛЕНЬКИЙ»

ЦЕЛЬ: Продолжатьразвивать умение различать геометрические фигуры по величине, развиватьразговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат,треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру,поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленькийтреугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадратжелтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.

23.«ПРЯТКИ»

Приготовьте 5больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников,овалов.

Попросите малыша «спрятать»маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легконакрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).

24. «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ »

Приготовьте большие и маленькиеварианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д.

Попросите малыша изкаждой пары выбрать больший. Можете попросить малыша разложить предметы в двегруппы – большие и маленькие.

Вариант 1:попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметыдомашней обстановки.

Вариант 2:предложите малышу два карандаша – большой и маленький. Попросите провести линиюбольшим карандашом.

Задание можно иусложнить: пусть ребенок проведет большим карандашом большую дорожку, а маленьким– маленькую.

25. «РАСКЛАДЫВАНИЕОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ»

ЦЕЛЬ: Учитьнаходить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), норазной величины.

РУКОВОДСТВО: Играпроводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга, треугольника,квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает попоказу подобрать свои геометрические фигуры.

26. «УГАДАЙ НА ВКУС»

Нарежьте в тарелкунебольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец,морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжеватькакой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький,соленый) и как называется то, что он ест.

27. «РАСТОПИ ЛЁД»

Достаньте изхолодильника 2 кубика льда, один дайте ребенку, другой возьмите себе.

Предложите малышурастопить лёд и прокомментировать, как это происходит (холодный, твердый,жидкий).

28. «КТО ЛЕТАЕТ?»

Объясните малышу:«Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудьлетающее – подними ручки, нелетающее – хлопай в ладоши. – Ракета?.. – Голубь?..– Стол?.. и т.д.»

Дайте малышу времяподумать.

Аналогичнопроводятся игры: «Что идёт?» и т.д.

29. «БУСИНКИ»

ЦЕЛЬ: Развиватьмоторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешнимпризнакам в чашечки, развивать мышление, память.

РУКОВОДСТВО: Играпроводится с 2 детьми, потому что она требует большого внимания. Сначалавоспитатель показывает действия с пинцетом и бусинками, а потом предлагаетдетям разобрать бусинки по чашечкам.

 

30. «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

В полотняныймешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку,пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определятьодин за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал ихсвойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшегозапоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

31. «НАЙДИ ТВОЙ ЦВЕТ»

Дайте малышу в руки3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.).

Предложите емупройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить своикружки на одноцветные предметы.

32. «ГОЛОВОЛОМКА»

Разрежьте на 3части какую-нибудь яркую предметную картинку. Вначале предложите ребенкусобрать ее по образцу, а затем – самостоятельно.

33. «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»

Расставьте на столе5-6 знакомых малышу игрушек: зайца, мишку, петуха и пр.

Попросите еговнимательно посмотреть и отвернуться, а сами уберите одну игрушку. Спросите:«Чего не хватает?».

Игру можноусложнять, вводя в нее большее количество предметов.

Вариант: «Чтоприбавилось?».

34. «СДЕЛАЙ, КАК БЫЛО»

Расставьте на столе5 знакомых малышу игрушек (машина, кубик и т.д.).

Предложите ребенкупосмотреть, что где лежит, и отвернуться, предупредив, что переложите однуигрушку. Затем попросите сказать, что изменилось.

Постепенно заданиеможно усложнять.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет