МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА СПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮДЕТЕЙ №1»
Картотекадидактических игр
2 младшая группа№2
Воспитатель:
Мирзоян А.С.
Какой птицы нестало.
Цель: продолжать учитьдетей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательностьвоспитывать исполнительность.
Материал: карточки сизображением птиц, наборное полотно.
Ход игры
Воспитательпредлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрытьглаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.
Название птицы.
Цель: продолжать учитьдетей узнавать и называть перелетных птиц; развивать память, внимание;воспитывать любовь к птицам.
Материал: карточки сизображением птиц (ласточка, скворец, журавль).
Ход игры
Перед детьми нанаборном полотне — птицы. Воспитатель предлагает детям назвать птиц. Ктоправильно называет птицу, тот получает фишку.
Назвать птицу.
Цель: учить детейузнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовьк природе.
Материал: картинки птиц(воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).
Ход игры
Перед детьмивыставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называетптицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.
Покормимптенчиков
Цель: Развиватьречевой аппарат детей.
Ход: (Я –мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», — имашут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, аптенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток(дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, имхочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывалирот). Игра повторяется 2-3 раза.
Кто как кричит?
Цель: Развиватьречевое внимание детей.
Ход: У мамы птицыбыл маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пелагромко: «чирик — чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо:«чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетелдалеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птицазовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяютзвукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как ончирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?
«Птицы».
Цель:
— развивают память
— формируют внимание
— вырабатывают сообразительность
— расширяют лексику по данной теме.
Ведущий называет птиц инасекомых. Если ведущий назвал не птицу, а насекомое, игрокидолжны реагировать каким-то движением, например, хлопнуть в ладоши или топнутьногой.
Например,
Прилетели птицы: голуби, синицы,
Стрекозы, пауки и разные жуки.
Услышав хлопок, ведущийспрашивает, что неправильно. Дети должны объяснить, что стрекозы, пауки и жуки– это не птицы. Если дети не заметили ошибки ведущего, то оностанавливается и шуткой обращает внимание детей на ошибку.
Затем игра продолжается:
1. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки, воробьи, пчелы, муравьи.
2. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Мушки, мотыли, а также снегири.
3. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Комары, кукушки,
Маленькие мушки.
4. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи,
Аисты, кукушки…
Кулики, лягушки
5. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Далее можно предложить детямвспомнить о каких перелетных птицах шла речь в игре, если занятиепо теме «Зимующие птицы» значить выделить птицзимующих.
Также можно, подготовив картинки,разделить всех птиц на группы: зимующие и перелетные. И т. д.
Игра «Следствие ведут знатоки»
Цель:
— развивать память, мышление
Выбираются знатоки. Необходимо поописанию, которое будут давать дети узнать птицу
Ход игры:
Эту птицу называютптицей неба. Она добывает корм прямо на лету. Живет высоко подкрышами домов, на чердаках. Это самая быстрая птица.Летает со скоростью 170 км/ час. Окрас черно-бурый. Кто это? И т. д.
«Кто лишний?»
Цель:Учить различать зимующих и перелетных птиц. Развивать зрительное внимание,наблюдательность, память, речь.
Детям предлагается внимательно рассмотреть иллюстрации сизображением птиц и сказать, какая лишняя, объяснить почему.
Пальчиковаягимнастика «Воробей»
Цели:
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Развивать слуховое и зрительное восприятие.
Воспитывать желание помогать птицам.
Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.
Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полетптицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол ипостукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделываютлевой рукой.
Гимнастикадля глаз «Чайка»
Цели:
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Развивать слуховое и зрительное восприятие.
Воспитывать желание помогать птицам.
— А вот морская птица чайка. Давайте проследим глазами за ееполетом.
Вот чайка полетела вверх. Полетела влево. Вниз опустилась. Вправо полетела.Закружилась над волнами.
Подвижнаяигра «Тепло, холодно»
Цели:
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Развивать слуховое и зрительное восприятие.
Воспитывать желание помогать птицам.
— А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно». Вы, ребята,будете воробьями. По команде «тепло» — летайте и чирикайте, а по команде«холодно» — нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом.
Освободите птичку из клетки.
Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительнуюпамять, мышление; воспитывать любовь к природе.
Материал: нарисована клетка; картинки птиц (воробей, голубь,ворона, ласточка, скворец, синица).
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям «освободить птиц из клетки». Дляэтого необходимо найти птицу и правильно ее назвать. Ребенок называет птицу.Если ребенок неправильно назвал птичку, то она «остается в клетке».