Управлениеобразования
администрацииСолнечногорского муниципального района
Муниципальноебюджетное образовательное учреждение
МенделеевскаяСОШ детский сад №14
МО 141570Солнечногорский район 8-495-546-33-87
пгт.Менделеево, 8-495-546-36-69
ул.Куйбышева,д.13-15 mend.school.1@mail.ru
Картотека дыхательной гимнастикидля детей 3-4 лет
Дыхательная гимнастика
Разработка воспитателя:Муллазяновой Г.А.
2023г.
Дыхательная гимнастика укрепитиммунитет ребенка!
Думаете, что это не так? Васодолевают сомнения? Заболевания системы дыхания у детей – слишкомраспространенное явление.
Дыхательная гимнастика вообще может стать отличнымдополнением к самым разным терапиям. С ее помощью дыхательная системавашего малыша будет развиваться правильно.
К тому же, если ребенок нездоров, прекращать упражнения не нужно:дыхательные упражнения только ускорят процесс выздоровления. А еще попутно вырешите целый ряд проблем, ведь дыхательная гимнастика:
— улучшает кислородный обмен в организме;
— стимулирует работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем;
— помогает маленькому человечку овладеть элементарными навыкамисаморегуляции: малыш учится расслабляться, успокаиваться, если он взволнованили раздражен чем-то.
А чтобы дыхательные упражнениястали полезными, необходимо выполнять их правильно:
— вдох производится через нос; — плечи ребенка остаются вспокойном состоянии (не поднимаются);
— выдыхать воздух следует плавно и длительно; — щечки ребенка недолжны раздуваться (можно контролировать их при помощи рук на этапе разучиванияупражнений).
Немедленно прекращайте выполнять упражнения,если ребенок:
— дышит слишком часто;
— резко побледнел или покраснел;
— жалуется, что у него онемели ручки или ножки;
— начали дрожать кисти его рук
. Возможно, произошла гипервентиляция легких. В этом случаепопросите малыша сложить ладошки «лодочкой», «окунуть» в нее лицо и глубоковдохнуть и выдохнуть в ладони несколько раз (2-3 обычно достаточно).
Предлагаю Вашему вниманию игровой комплексдыхательных упражнений, который мы с успехом используем в нашей группе, в периодпослеобеденного сна. Специально разработанный комплекс упражнений поможетмалышу, перенесшему воспаление легких быстрее восстановить свой организм незаболеть вновь!
Дыхательнаягимнастика «Качели»
Цель: укреплятьфизиологическое дыхание у детей.
Ребенку,находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкуюигрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх(вдох),
Качели вниз(выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Дыхательнаягимнастика «Дерево на ветру»
Цель: формированиедыхательного аппарата.
ИП: сидя наполу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе).Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на полперед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнетсядерево.
Дыхательнаягимнастика «Дровосек»
Цель: развитиеплавного, длительного выдоха.
Встаньтепрямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите ихвверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опуститевниз, корпус наклоните, позволяя рукам прорубить пространство междуногами. Произнесите бах. Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Дыхательнаягимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного,длительного выдоха.
Встаньте,ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается вклубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите рукамигрудь, голову опустите, произнеся на выдохе п-ф-ф — звук,издаваемый сердитым ежиком, затем ф-р-р — а это уже довольный ежик.Повторите с ребенком три-пять раз.
Дыхательнаягимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха ивыдоха.
ИП: ребёноксидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоковдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдуваетвоздух – ффф. «Шарик лопнул» — хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» -ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, какшарик, из которого выпустили воздух.
Дыхательнаягимнастика «Листопад»
Цель: развитие плавного,длительного вдоха и выдоха.
Вырезать изцветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такоелистопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутноможно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Дыхательнаягимнастика «Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическоедыхание у детей.
Медленнаяходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз спроизнесением длинного звука «г-у-у-у».
Дыхательнаягимнастика «Пушок»
Цель: формированиедыхательного аппарата.
Привяжите наверёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следитьза тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох — через сложенные трубочкойгубы.
Дыхательнаягимнастика «Жук»
Цель: тренировать силу вдоха ивыдоха.
ИП: малышстоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимаетголову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох:«жу-у-у — сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
Дыхательнаягимнастика «Петушок»
Цель: укреплятьфизиологическое дыхание у детей.
ИП: стояпрямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затемхлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».
Дыхательнаягимнастика «Ворона»
Цель: развитиеплавного, длительного выдоха.
ИП: ребёнокстоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох — разводит руки широков стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр»,максимально растягивая звук [р].
Дыхательнаягимнастика «Паровозик»
Цель: формированиедыхательного аппарата.
Ходьба, делаяпопеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенныепромежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу».Продолжительность – до 30 секунд.
Дыхательнаягимнастика «Вырасти большой»
Цель: развитиеплавного, длительного выдоха.
ИП: стояпрямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки –вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохепроизнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Дыхательнаягимнастика «Часики»
Цель: укреплятьфизиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя,ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед иназад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
Дыхательнаягимнастика «Каша кипит»
Цель: формированиедыхательного аппарата.
ИП: сидя,одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот и набирая воздух влегкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. Привыдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Дыхательнаягимнастика «Воздушный шарик»
Цель: укреплятьфизиологическое дыхание у детей.
ИП: Лежа наполу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надуваетживот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик.Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживаетдыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
Дыхательнаягимнастика «Насос»
Цель: укреплятьфизиологическое дыхание у детей.
Малыш ставитруки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенноприседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Дыхательнаягимнастика «Регулировщик»
Цель: формированиедыхательного аппарата.
Встать прямо,ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдохносом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить«р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Дыхательнаягимнастика «Ножницы»
Цель: формированиедыхательного аппарата.
И.п. — то же.Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз.С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом –левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можноего изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
Дыхательнаягимнастика «Снегопад»
Цель: развитиеплавного, длительного вдоха и выдоха.
Сделатьснежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такоеснегопад и предложить ребенку сдувать снежинки с ладони.
Дыхательнаягимнастика «Трубач»
Цель: развитиеплавного, длительного выдоха.
ИП: сидя,кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громкимпроизнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.
Дыхательнаягимнастика «Поединок»
Цель: укреплятьфизиологическое дыхание у детей.
Из кусочкаваты скатать шарик — мяч. Ворота — 2 кубика. Ребенок дует намяч, пытаясь забить гол — вата должна оказаться междукубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватнымшариком по принципу игры в футбол.
Дыхательнаягимнастика «Пружинка»
Цель: формированиедыхательного аппарата.
ИП: лежа наспине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях,прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
Дыхательнаягимнастика «Кто дальше загонит шарик»
Цель: развитиеплавного, длительного выдоха.
Сядьте смалышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложнонайти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, какможно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
Дыхательнаягимнастика «Подуй на одуванчик»
Цель: тренироватьсилу вдоха и выдоха.
ИП: малышстоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, какбудто хочет сдуть с одуванчика пух.
Дыхательнаягимнастика «Ветряная мельница»
Цель: развитиеплавного, длительного выдоха.
Ребенок дуетна лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
Дыхательнаягимнастика «Бегемоты»
Цель: тренироватьсилу вдоха и выдоха.
ИП: лежа илисидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдохпроизводится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождатьсярифмовкой:
Сели бегемоты,потрогали животики.
То животикподнимается (вдох),
То животикопускается (выдох).
Дыхательнаягимнастика «Курочка»
Цель: развитиеплавного, длительного вдоха.
ИП: ребёнокстоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко встороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободносвесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.
Дыхательная гимнастика «Парящие бабочки»
Цель: развитиеплавного, длительного выдоха.
Вырезать избумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочкутак, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительныйплавный выдох).
Дыхательнаягимнастика «Аист»
Цель: развитиеплавного, длительного выдоха.
Стоя прямо,разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед.Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опуститеногу и руки, тихо произнося ш-ш-ш-ш. Повторите с ребенкомшесть-семь раз.
Дыхательнаягимнастика «В лесу»
Цель: формироватьправильное речевое дыхание.
Представьте,что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнеситеау. Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, товправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Дыхательнаягимнастика «Волна»
Цель: тренироватьсилу вдоха и выдоха.
ИП: лежа наполу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясьпола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно свыдохом ребенок говорит Вни-и-и-з. После освоения ребенком этогоупражнения проговаривание отменяется.
Дыхательнаягимнастика «Хомячок»
Цель: развитиеплавного, длительного выдоха.
Предложитеребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легкохлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дышаносом.
Дыхательнаягимнастика «Лягушонок»
Цель: формироватьправильное речевое дыхание.
Расположитеноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите егопрыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись,квакните. Повторите три-четыре раза.
Дыхательнаягимнастика «Боевой клич индейцев»
Цель: формироватьправильное речевое дыхание.
Предложитеребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая иоткрывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить.Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой«тише-громче».
Дыхательнаягимнастика «Ныряльщики за жемчугом»
Цель: укреплятьфизиологическое дыхание у детей.
Объявляется,что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, ктоумеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдохаи два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот,зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.