МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙСАД «ЗВЁЗДОЧКА» П. ПУРПЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629840,Ямало-Ненецкий Автономный округ, Пуровский район, п. Пурпе, ул.Железнодорожная, д. 4 «Б»
тел.(34936) 67-336, 67-385 (факс), e—mail: zvezdochka—pur@pur.yanao.ru,
сайт:zvezdochka.yam.prosadiki.ru
КАРТОТЕКА ГОЛОСОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ, ИГР, СКАЗОК, ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ИМПРОВИЗАЦИЙ
РАЗРАБОТАЛА:
УтегеноваЛ.К.
музыкальныйруководитель I кв. кат.
Пурпе
2019года
Голосовая сказка «ЛЯГУШКА КВАКУШКА» (для детей младших и средней групп) Упражнение проводится на «штро-басе» по фонопедическому (доречевому) методу развития голоса новосибирского фониатора В.В. Емельянова. Жила-была Лягушка квакушка и квакала она вот так: «Ква-ква-ква» (на штро-басе!). Родился у неё маленький лягушонок.
Стала Лягушка искать ему еду повкуснее. А тут как раз мимо летел Комарик (изображаем летящего Комара пальчиком) и пищал: «Пи-и-и-и». Сел комарик на правую руку (садимся пальчиком на противоположную ручку). Притаилась Лягушка и как прыгнет на руку, сказав при этом: «Ква!», хорошо открыв свою пасть, чтобы Комарик точно к ней попался! Поймала она Комара и принесла своему детёнышу. Малыш отведал Комарика, поблагодарил свою маму и попросил её ещё что-нибудь вкусненькое принести. Поскакала мама на поиски ещё добычи. Встретилась ей Муха, которая злилась: «З-З-З-З-З», присела Муха на левую коленку. Лягушка подкралась, открыла широко пасть и «Ква!», поймала Муху. Принесла она её своему лягушонку, с удовольствием съел её лягушонок, сказал маме «Спасибо!» и попросил добавки. Поскакала мама Лягушка в 3-ий раз, оставив малыша её дожидаться. И услышала она, как жужжит Пчела. Присела Пчела на левый локоток, а Лягушка, притаившись, хвать её своей широкой пастью. Донесла она свою жужжащую добычу сыночку, накормила его досыта. Наелся, наконец, малыш, поквакал довольный (более высоким голоском) и лёг спокойный спать.
|
Музыкальная игра «ВНОВЬ СОЛНЫШКО СМЕЁТСЯ» (для детей младших и средней групп)
Дети встают в круг, выбираются герои – Солнышко, Король, 2 дочки, герой с цветами в кармашке, – которые встают в середину круга. Дети поют по куплету, закончив каждый из них, дети замирают в любой позе, а герой данного куплета ходит между детьми и наблюдает, кто не замер. Тот, кто отмирает, садится на скамеечку. 1.Вновь Солнышко смеётся, Под крышей зяблик вьётся. Прыгай, прыгай и замри!
2.Король послал 2-х дочек За хворостом в лесочек. Прыгай, прыгай и замри!
3.Цветут в моём кармашке Гвоздики и ромашки. Прыгай, прыгай и замри! |
Игра «ДУДАРЬ» для детей всех возрастных групп (по мотивам народной игры) Выбирается Дударь – олицетворение болезней и невзгод, на которого одевается колпак или другой отличительный атрибут. Дударь становится в круг, остальные участники водят вокруг него хоровод, пропевая следующие слова: — Дударь, Дударь, Дударище, Старый, старый старичище. Его под колоду, Его под гнилую, Его под старую. Дударь, Дударь, что болит? Дударь называет любую часть тела. — У кого? — У соседа моего! Дударь становится к любому участнику, берётся за эту часть его тела + за часть тела другого участника с другой стороны хоровода. Каждый делает то же самое, гладя «больную» часть тела своих соседей, излечивая её от хвори. — Дударь, Дударь, ты здоров? — Я здоров! Далее в круг становится тот «сосед», которого он выбрал. Так можно «вылечить» нескольких участников, содействуя их выздоровлению. |
Голосовые упражнения «ДРАКОНЧИК» и «ЗМЕЯ» (для детей всех возрастных групп) По фонопедическому доречевому методу В.В. Емельянова «прорисовываем» голосом хвост (низко), 4 лапы, спинку, шею и ма-а-ленькую (в высоком головном регистре) головку Дракончику и вниз – с головки «проходим» до хвоста.
На несколько секунд мы становимся «злой» змеёй, которая «шипит: Ш-Ш-Ш», я «забираю» всю злость руками и растворяю её в мажорном арпеджио на фортепиано, все «змеи добреют!» и «свистят: С-С-С» уже на улыбочке.
|
Песня-игра «КУКУШКА» для детей младших и средней групп (по мотивам народной песни) Выбираются главные герои – Кукушечка и Медведь, которым одеваются шапочки-ободочки. Все остальные дети – другие звери. Кукушечка машет крыльями, когда поёт свою вокальную партию, Медведь сидит или лежит в «берлоге» и ворчит «толстым» голосом. Звери поют «слова автора», можно и всю песенку: 1.Зовёт зверей Кукушка: «Довольно, сони, спать! Весна пришла к нам в гости! Давно пора вставать! Ку-ку! Ку-ку!» – торопится она. «Ку-ку! Ку-ку! Пришла уже весна!»
2.Обиженно в берлоге Ворчит старик-Медведь: Представленная информация была полезной? ДА 60.58% НЕТ 39.42% Проголосовало: 1304 «Кукушечка, молчи-ка, Дай сон мне досмотреть!» «Ку-ку! Ку-ку!», «Мешаешь старику!» «Ку-ку! Ку-ку!», «Поспать бы на боку!»
|
Танцевальная импровизация «С ВЕРБАМИ» перед Вербным воскресеньем (для детей средней, старшей и подготовительной групп)
Под авторскую песню Валерия Марченко «Помiж вербами» дети сидят на корточках с вербами в руках, «спят» на вступлении. Начиная со слов 1-го куплета песни вербы «оживают», раскачиваясь. На припеве собираемся в круг, сужаем, расширяем, нежно соприкасаясь вербами:
На 2-ом куплете идём по кругу, раскачивая вербами из стороны в сторону. На 3-ем куплете я позволяю делать своё любое движение (импровизация). В конце песни (кода) замираем, «засыпаем» обратно со своими вербами.
|
После этого дети «мирят» Кукушечку и Медведя, убеждая его в том, что уже пора вылезти из берлоги, приглашают его поиграть в какую-нибудь другую игру.
«КАК СОЗДАТЬ СВОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ?» (для детей старшей и подготовительной групп) Прежде чем дети с родителями и воспитателями примутся за создание авторского маракаса или колокольчика, я провожу вместе с детьми такого рода эксперименты: 1.)рассматриваем сыпучие крупы (в данном случае это рис, горох, пшеница и корм для попугаев) и прислушиваемся, как они «звучат» в стеклянных баночках, пластиковых бутылочках, кружках и т.д. Делаем наблюдения, что меняется в зависимости от выбранной ёмкости и количества насыпанного – когда звук глуше, звонче, переливистее: 2.) переливаем воду различными предметами и утварью, слушаем звучание струек воды: ; 3.) прислушиваемся к звону стеклянной посуды: ; 4.) угадываем голоса животных: |
Игра-разминка «МУРАВЬИШКИ» (полезна для детей и взрослых всех возрастных категорий)
«Муравьишки» – это все 10 наших пальчиков на руках, которые бегают по всему нашему телу, начиная с пальцев ног, туловища, рук, плеч, шеи и заканчивая головой (пробегая и по волосикам, лбу, щекам, ушам). Далее «остаются» по 2 муравьишки на каждой руке, чтобы поразмять ушки (массаж мочек).
Потом 2 муравья на любой руке – для разминки носа, а позже по 1-ому муравью с каждой руки – чтобы «причесать» бровки. Далее «муравьи» отправляются к себе «муравейник» (на колени) для прослушивания музыкального произведения.
|
Песня-игра «ЧАСИКИ» (для детей всех возрастных групп)
Исполняется песенка-разминка с показом: Бьют часы на башне (длительности четвертные): Бим-Бом, Бим-Бом (наклоны сидя), А стенные поживее (восьмые): Тик-Так, Тик-Так (головой качаем).
А ручные всё спешат (шестнадцатые): Ти-ки-та-ки, Ти-ки-та-ки (тикаем по руке), БУХ! Часы сломались, все «запчасти» повалились на пол.
Нужно срочно собрать всё с пола, починить, подчистить, закрутить, завести, стёклышко протереть и послушать, как тикают отремонтированные часики:
|
«РАЗМИНКА для ЯЗЫЧКА и ГУБ» (для всех возрастных групп)
1. 2. «Потягушки» язычком» – тянем язычок до носика, затем до подбородка. 3. «Чистим зубки» — рот открыт, тщательно чистим языком вначале каждый зубчик сверху с наружной и с внутренней сторон, затем снизу; потом проводим язычком сплошным движением по кругу сверху вниз и наоборот. 4. «Кусачка» — вытаскиваем язычок наружу-внутрь постепенно, покусывая его передними зубами. 5. «Жевачка» — жуём язык то на одной стороне, то на другой. 6. «Чупа-чупс»— рот закрыт, напряжённым языком упираемся то в одну, то в другую щеку. 7. «Часики» — рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, кончиком узкого языка попеременно тянемся к уголкам рта. 8. «Качели» — рот открыт, напряженным языком тянемся то вперёд, то обратно внутрь рта, при этом не сбросив «пассажира». 9. «Ящерица» — ротик закрыт, узкий язык сильно выдвигаем вперёд и резко убираем в глубь рта, закрыв и рот. 9. «Горка» — рот открыт, кончик языка упираем в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, широкий язык «выкатываем» вперёд и убираем в глубь рта. 10. «Лошадка» – язык прирос к нёбу, щелкаем языком. Цокаем медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Цокаем быстро. 11. «Болтушка» — рот раскрыт, язык «болтает» очень быстро, прикасаясь к губам. 12. «Миньоны» – говорим «Ми-Мо» поочерёдно вытягивая губы в улыбке и складывая их в трубочку. |
