Картотека игр – этюдов
для детей подготовительной кшколе группы
Игры – этюды на выразительность жеста
Я не знаю!
Мальчика– незнайку о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами и разводит руками:«Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не видел».
Выразительныедвижения: приподнятые брови, опущены уголки рта, приподняты на миг плечи,руки слегка разводятся, ладони раскрыты.
Дружная семья
Детисидят на стульях, расставленных по кругу, и производят руками манипуляции так,словно в руках у них реальные предметы. Каждый занят каким-нибудь делом: одинлепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики,кто-то рисует, кто-то шьет или вяжет и т.п. Приятно смотреть на семью, вкоторой все так дружно работают.
Возьми и передай!
Детисидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу какой-нибудьвоображаемый предмет. Со стороны, глядя на руки детей, должно создаватьсявпечатление, что они действуют с реальными предметами.
Игры – этюды на тренировку
отдельных групп мышц
Насос и мяч
Играют2 человека. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мячстоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены.Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом).Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук звуком [с]. С каждойподачей воздуха мяч надувается все больше и больше.
1 –выпрямить ноги в коленях; 2 – выпрямить туловище; 3 – поднять голову; 4 –надуть щеки, руки в стороны.
Насосперестал накачивать, шланг выдернули из мяча… Из мяча выходит воздух со звуком[ш]. Тело обмякло и вернулось в исходное положение.
Качели
Ребеноккачается на качелях стоя.
Выразительныедвижения:
1. Ноги на ширине плеч, обе ступни качаются пола, вес тела перенесенна одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.
2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела,покачиваясь вперед – назад. Можно сгибать и разгибать колени для большейэкспрессии.
Игры – этюдына выражение
основныхэмоций
Внимание,интерес и сосредоточение
Собакана охоте
Охотничьясобака увидела дичь и застыла в напряженной позе. Морда вытянулась вперед, ушинавострились, глаза неподвижно глядят на добычу, нос бесшумно втягивает запах.
Любопытный
Поулице шел мужчина со спортивной сумках в руках. Рядом шел очень любопытноймальчик, который вытягивал шею и пытался заглянуть в сумку. Вдруг мужчинаостановился, положил сумку на землю и зашел в телефонную будку. Мальчик приселна корточки рядом с сумкой, потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Тамлежали две ракетки. Мальчик разочаровано махнул рукой, встал и не спеша пошел ксвоему дому.
Сосредоточенность
Командирсидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления наврага.
Выразительныедвижения: левая рука упирается локтем о стол и поддерживает голову;указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. Мимика: глазаслегка сощурены, нижняя губа закушена.
Раздумье
Мальчиксобирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но вкакую сторону идти?
Выразительныедвижения: ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на грудиподдерживает другую руку, на которую опирается подбородок.
Удивление
Круглыеглаза
Однаждыпервоклассник подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этомрассказ: «Я шел из школы. Я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Яподнял тряпку и увидел, что там котенок». Ведущий предлагает детям показать,какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.
Удовольствиеи радость
Жар-птица
Вцарском саду росла яблоня с золотыми яблочками. Стала на эту яблоню прилетатьжар-птица и клевать золотые яблочки. Царь приказал своим сыновьям сторожитьяблоню. На третью ночь караулить выпало Ивану-царевичу. Вот притаился он подяблоней и стал ждать… В полночь прилетела жар-птица и села на яблоню. ДивитсяИван-царевич на жар-птицу. Вся – то она из золота, глаза у нее хрустальные, исияют ее перышки так, что в саду стало светло как днем. Выпрямился Иван-царевичи схватил жар-птицу за хвост, но вырвалась жар-птица из его рук и улетела, а вруках у Ивана-царевича осталось всего одно перо из ее хвоста. Поднял он руку спером жар-птицы – засияло, засветилось все вокруг, и пошел Иван-царевич во дворец.Все, кто встречался ему по дороге, останавливались и изумлялись дивному светуот золотого пера жар-птицы.
Выразительныедвижения: вытянутая вперед шея, откинутая назад голова, поднятые брови,широко раскрытые глаза, улыбка. Поза. Вес тела перенести на ногу, стоящуювпереди, руки тянуться к предмету восхищения.
Встречас другом
Умальчика был друг. Наступило лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался вгороде, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошелмесяц. Идет мальчик по улице и вдруг видит, как на автобусной остановке выходитего друг. Как же обрадовались друзья тому, что встретились.
Выразительныедвижения: объятия, улыбка.
Праздничноенастроение
Детиделятся на две группы. Первая группа стоит вдоль стены. Вторая группа идет покругу под музыку торжественным маршем и приветствует поднятие правой рукипервую группу. Дети должны представить себя идущими на праздник в нарядныходеждах. Настроение у всех радостное, праздничное.
Выразительныедвижения: идти уверенным, решительным шагом; спина прямая, головаприподнята, на лице улыбка.
Страдание ипечаль
Старыйгриб
Старыйгриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большойраскисшей шляпки.
Выразительныедействия: стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены,руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.
Отвращение, презрение,униженность
Гадкийутенок
Детивместе с ведущим вспоминают сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок», а затемразыграть эпизод на птичьем дворе. В нем птицы и человек показывают своепрезрительное и брезгливое отношение к утенку, который был не похож на другихутят. Они считали его безобразным и гадким.
Выразительныедвижения: отвращение: голова откинута назад, брови нахмурены, глаза прищурены,ноздри раздуты и сморщены, углы губ опущены или, наоборот, верхняя губаподтягивается вверх; униженность: голова наклонена вниз, плечи сведены вперед.
Гнев, страх
ГневнаяГиена
Гиенастоит у одинокой пальмы (стул). В листья- пальмы прячется обезьянка. Гиенаждет, когда обезьянка обессилит от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогдаона ее съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме,желая помочь обезьянке.
«Ястрашная Гиена,
Ягневная Гиена,
Отгнева на моих губах
Всегдавскипает пена!»
Выразительныедвижения: усиленная жестикуляция.
Мимика:сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.
Ночныезвуки
Утенокубежал с птичьего двора. Ночь застала его в лесу, испортилась погода. Пошелдождь. Поднялся ветер. Деревья громко скрипели и гнули ветви под напором ветрапочти до земли, а утенку казалось, что его хватают большие темные и мокрыелапы. Перекликались филины, а утенок думал, что это кто-то кричит от боли.Долго метался утенок по лесу, пока не нашел себе местечко, где можноспрятаться.
Вседети, кроме утенка-ребенка, изображают деревья, коряги и пеньки. Из стульевможно сделать бурелом. Дети, не сходя со своих мест, принимают угрожающие позыи издают громкие пугающие звуки: завывают, ухают и т.п. Утенок прячется вмаленькой пещерке (под столом). Он сжимается в комочек и дрожит.
Когдаэтюд закончен, все дети подходят к ребенку, изображавшему утенка, и по очередислушают, как сильно и гулко у него бьется сердце.
Игры-этюды навыражение различных эмоций
Чтов углу?
Изстульев строится кровать. Ребенок делает вид, что раздевается и ложится спать.Входит дедушка (другой ребенок). Он днлает вид, что проверяет, спит ли внук,поправляет одеяло и уходит из комнаты. Воспитатель читает стихотворение
А.Кушнир «Что в углу?»
Чтовиднеется в углу
Счерной тенью на полу,
Непонятное,немое,
Непойму и сам какое,
Человекили предмет?
Ах,скорей зажгите свет!
Вдругоно сейчас подскочит,
Утащитьменя захочет?
Вдруг,издав ужасный стон,
Побежитза мной вдогон?
Схватит?Стащит одеяло
Светзажги – мне стыдно стало.
Яошибся. Виноват
Это– дедушкин халат!
Затеммальчик открывает глаза – ему делается страшно. Входит дедушка и включает свет.Мальчику стало стыдно.
Дварыболова
На мостустояли два мальчика и удили рыбу. У них были одинаковые удочки, одинаковыеведерки для рыб, да и стояли он неподалеку друг от друга. Но один мальчик то идело вытаскивал из воды рыбку за рыбкой, а другой только с досадой поглядывална него. В его ведерке плавала всего одна маленькая рыбка. Вот и сейчас у негоне клюет, а у соседа опять дергается поплавок. У неудачливого рыбака на лицевсе сильнее выражалась досада, а у удачливого лицо было насмешливое.
Игры-этюды навоспроизведение отдельных черт характера
Монеткана мороженое
Мамадала девочке 10 рублей на мороженое. Девочка вприпрыжку побежала по дороге и незаметила, как монетка выпала у нее из кармана. Вот и киоск с мороженым.Опустила девочка руку в карман, а денег нет. Девочка пошла по дороге назад.«Где же я потеряла денежку?» — думает девочка. А монетку нашел мальчик. Он тожерешил купить мороженое на эти деньги. Мальчик поравнялся с девочкой. Онаспросила: «Ты не видел 10 рублей? Мама дала их мне на мороженое, а я потеряла».«Вот они», — ответил мальчик и протянул деньги девочке. «Ты очень честный» -сказала девочка. Она купила мороженое и поделилась с мальчиком.
Притвора
Мальчикииграли в «Пятнашки» (салки), они догоняли и пятнали друг друга. Неожиданно одиниз мальчиков упал и не поднимался. Друзья подбежали к упавшему. Он не двигался.Мальчики подняли его, осмотрели ногу, усадили на скамейку. Внезапно мальчикоттолкнул товарищей, вскочил, запятнал ближайшего и побежал. Друзья пыталисьего поймать, но он спасался бегством.
Игры-этюды насопоставление различных черт характера
Двадруга
Воспитатель читает детямстихотворение
Т.Волгина «Два друга»
Пришлидва юных друга
Наречку загорать.
Одинрешил купаться –
Сталплавать и нырять.
Другойсидит на камушке,
Исмотрит на волну,
Иплавать опасается:
«Авдруг я утону?!»
Пошлизимой два друга
Кататьсяна коньках.
Одинстрелою мчится –
Румянецна щеках!
Другойстоит растерянный
Удруга на виду.
«Тутместо очень скользкое,
Авдруг я упаду?!»
Грозадружков застала
Однаждына лугу.
Одинпробежку сделал –
Согрелсяна бегу.
Другойдрожал под кустиком,
Ивот дела плохи:
Лежитпод одеялами –
«Кха– кха! …
Аппчхи!!»
Детидают оценку поведению ребят, распределяют роли. Воспитатель снова читаетстихотворение, а дети пантомимически его иллюстрируют.
Розовоесловцо «Привет»
Воспитательчитает рассказ
Дж.Родари «Розовое словцо «Привет»
Одинмальчик растерял все хорошие слова, остались у него только плохие. Тогда мамаотвела его к доктору, и тот сказал: «Открой рот, высунь язык, посмотри вверх,посмотри на кончик своего носа, надуй щеки». Потом он велел мальчику пойтипоискать хорошие слова. Сначала мальчик нашел такое слово (показать расстояниесм в 20) это было «у-у-уф!» (нехорошее слово). Потом вот такое (расстояние см в10) – «отстать!» (тоже плохое). Наконец он обнаружил розовое словцо «Привет!»,положил его в карман, отнес домой и научился говорить добрые слова, сталхорошим мальчиком.
Детиполучают роли мамы, врача и мальчика. Действуют в соответствии с повествованиемрассказа.