X-PDF

Картотека игр по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Поделиться статьей

Картотека игр

по развитиюэмоциональной сферы

детей дошкольноговозраста

 

Педагог-психолог: Ли Светлана Валерьевна

 

Игра: «Разговор по телефону»

Дети делятся на пары, уточняетсянастроение коров, в руки берутся воображаемые трубки. Пары играют по очереди.Уточнение – коровы только мычат!

Воспитатель собирает детей около себя испрашивает: «Как вы думаете, ребята, зачем нужен телефон?» (ответы детей –вывод: чтобы общаться.)

Воспитатель: Представьте себе, что короварешила позвонить своей подруге и рассказать о том, как она провела время наканикулах.

Игра: «Представьте себе»

Дети обсуждают в подгруппах ситуацию,предложенную воспитателем, и находя нужные интонации, используя мимику, жесты,текст, стараются передать душевное состояние человека, попавшего в заданнуюситуацию. Они сами могут придумать или вспомнить жизненные ситуации.

Воспитатель предлагает детям вспомнитьлюбое стихотворение, например,

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

Задание:

Представьте себе:

1.    Вас обидели до слёз, и вы рассказываете нам свою обиду словамиэтого стихотворения (Выполняет первая подгруппа).

2.    У вас радостное событие, вам подарили долгожданную игрушку,расскажите о ваших впечатлениях словами этого стихотворения (выполняет втораяподгруппа).

Игра: «Пантомима»

Примечание: перед тем как ответить, илипоказать задание – дети в подгруппах совещаются, выбирают нужный вариантответа, сами определяют участника, который будет отвечать или изображатьпредмет.

Дети одной команды с помощью пантомимыпоказывают предмет, дети другой команды отгадывают. (поезд, утюг, телефон,гриб, дерево, цветок. Пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, воздушный шар,книга, бабочка)

Мимическая игра: «Передавалки»

1.    Передай улыбку соседу (по кругу)

2.    Передай «сердилку» (сердитое выражение лица)

3.    Передай хлопок (хлопки могут быть разными – о стол, обеих ладоней,одной ладонью о стол, о колени; комбинированные хлопки: хлопок над столом и двао стол). Усложнение – хлопки могут передавать ритмический рисунок.

4.    Передай «испуг».

5.    Передай «страшилку»

6.    Передай «смешинку»

7.    Передай приветствие и т.д.

Игра может передаваться до тех пор, покане иссякнет фантазия.

Игра «Живой оркестр» (на слух)

Воспитатель спрашивает детей: Как выдумаете, какие звуки может издавать ваше тело? А вот какие: хлопки, топанье,щелканье пальцами, цоканье языком, губами, и т.д.

Прослушав знакомую мелодию, дети с помощьюживых звуков воспроизводят её. Вариантов воспроизведения может быть оченьмного. Всё зависит от желания детей фантазировать. Можно даже выбрать дирижёра.

Игра «Не ошибись» (на ощупь)

Мешочек с предметами из разного материала.Воспитатель предлагает опустить руку в этот мешочек и определить предметы по ихкачеству.

Игра «Кто позвал?» (по голосу)

Водящий стоит спиной к детям, дети поочереди зовут его по имени. Водящий должен отгадать, кто его позвал.

Игра «Чудесный мешочек» (позапаху)

Воспитатель предлагает определить позапаху содержимое мешочка. В мешочки складываются различные травы, корочкиапельсинов или мандаринов, зёрна кофе и т.д.

 

Игра «Рассмеши принцессуНесмеяну»

Цель: формирование умения находить способывызвать улыбку у человека с плохим настроением; снижение психофизическогонапряжения; развитие воображения.

Оборудование: игрушка гнома, «песочнаяфея», поднос с песком, коллекция миниатюрных фигурок.

Фея рассказывает историю о принцессе,которая всегда была печальна. Никому никогда не удавалось вызвать на ее лицеулыбку. Детям предлагается ответить на вопрос: «Как я могу рассмешитьпринцессу?» После небольшой паузы ребята подходят к стеллажу с миниатюрами ивыбирают фигурки для своей истории. Затем каждый из них с помощью своихперсонажей рассказывает смешную историю, проигрывая ее в песочнице. В конце феяподводит итоги, выбирая наиболее смешной рассказ. При этом она благодарит ребятза то, что принцесса наконец-то улыбнулась и теперь, вспоминая рассказы детей,у нее всегда будет отличное настроение.

В конце игры дети прощаются с песочнойфеей. (20 минут)

Игра «Королевство эмоций»

Цель: расширять представление детей обэмоции «зависть», учить детей понимать причины, которые приводят к тому илииному настроению.

Оборудование: игрушка гнома, пиктограммы ирисунки сказочных персонажей с различными эмоциями.

Гном раскладывает по кругу пиктограммывсех известных детям эмоций и говорит, что сегодня они попали в Королевствоэмоций. «Ребята, как вы думаете, какие эмоции могут подружится друг с другом, акакие навсегда останутся одни?» После ответов каждому ребенку предлагаетсяподружить эмоции с помощью какой-либо истории. Тот, кто быстро справился сзаданием, начинает рассказывать свою сказку, остальные внимательно слушают.

После выполнения задания гном обязательнохвалит детей. (20 минут)

Игра «День рождения»

Цель: закрепить умение выражать эмоцию«радость», создание доброжелательной атмосферы в группе, развивать активныйсловарь эмоциональных состояний.

Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма«радость», несколько картинок сказочных героев с радостным настроением, бумага,цветные карандаши.

Гном предлагает детям выбрать именинника.Этот ребенок садится на стульчик. Остальные должны изобразить гостей, которыепо очереди приходят к имениннику и дарят ему подарки. Задание ребятамусложняется: надо с помощью жестов показать, что именно ты подарил. Задача именинникаугадать этот предмет. Если подарок не угадан, то именинник занимает местогостя, а гость становится именинником. (7 минут)

 

Игра «Пчелка в темноте»

Цель: закрепить умение выражать эмоцию«страх», развивать активный словарь эмоциональных состояний, коррекция боязнитемноты, замкнутого пространства, высоты.

Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма«страх»; карточки, на которых изображены сказочные герои с выражением эмоции«страх»; несколько стульев для взрослых; материя, которая не пропускает свет.

Гном выбирает одного ребенка, которыйбудет играть Пчелку. Он говорит о том, что Пчелка очень любит собирать мед. Онаполетела на полянку, где растут много, много разных цветов. Перелетая с одногоцветка на другой, Пчелка не заметила, как наступил вечер. А вечером цветызакрываются, поэтому Пчелке пришлось сидеть внутри цветка в темноте до утра.

Затем педагог от лица гнома ставит стульятак, чтобы ребенок-Пчелка мог залезть на стул и ходить по ним, не боясь упасть.Это цветы. После того как наступил вечер, Пчелка остается на одном из стульев иего закрывают материей, которая не пропускает свет. Несколько минут ребеноксидит в темноте, затем наступает утро, и материю снимают, Пчелка улетает к себедомой. В роли Пчелки должен побывать каждый ребенок.

При выполнении этой инсценировки важнознать, насколько каждый ребенок боится темноты и лучше всего иметь в запасематериал с разной плотностью. Для детей, которые очень сильно бояться темноты,необходимо использовать почти прозрачную материю.

В конце гном Вася хвалит всех детей засмелость независимо от того, хорошо или плохо они исполнили роль Пчелки. (15минут)

Игра «Отгадай настроениесказочных героев»

Цель: закрепить умение детей сравниватьэмоции на картинке с соответствующей пиктограммой, продолжать учить детейадекватному сопоставлению поступка и эмоции.

Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма«зависть», сюжетные картинки, на которых изображены люди в разных позах,комплекты пиктограмм (8 шт.).

Гном предлагает детям поиграть в следующуюигру. У каждого ребенка на столе лежат комплекты пиктограмм (8 шт.). Взрослыйпоочередно показывает детям карточки с различными настроениями сказочныхгероев. Дети должны поднять пиктограмму с соответствующей эмоцией. Этоупражнение дает возможность педагогу наиболее точно определить детей, которыееще не совсем овладели данным умением. (4 минуты)

Игра «Пантомима» постихотворению З. Александровой «Муравей»

Воспитатель читает стихотворение.

Муравей нашёл былинку.

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет.

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом,

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом.

В первой раз дети вместе с воспитателемимитируют действия муравья: поднимают «тяжелую» былинку и несут ее, сгибаясьпод ношей. Воспитатель читает стихотворение еще раз, и дети, взяв имеющийся вгруппе строительный материал, строят из него дом-муравейник.

Игра может продолжаться и после занятия.

Игра «Киска». Разыгрывание поролям стихотворения И. Жукова.

Хозяйка: Здравствуй, Киска, как дела?

Что же ты от нас ушла?

Киска: Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете,

На хвостик наступаете!

Сначала это стихотворение разучивается всвободное время, вне занятия. Затем, на занятии, дети, разыгрывая ситуацию впаре, могут импровизировать интонации. Например, воспитатель ставит задачу:хозяйка рада, что нашла Киску, или, наоборот, Киска относится к ней спренебрежением. Киска обижена на Хозяйку или рассержена и очень рада, что ушлаиз дома.

Взаимоотношения героев могут бытьразличными. Каждая пара детей представляет свою вариацию.

-Эй, Кисоньки мои, идите, я вас молокомугощу. Кусочек колбаски дам. По спинке поглажу.

Дети, изображая Кисоньку, «лакают молочко»из воображаемой миски, жуют воображаемую колбаску, прогибают спинку имурлыкают. Движения детей – импровизация.

Игра «Расскажи стихи руками».

Воспитатель читает стихотворение, детиимитируют движения по тексту:

Представленная информация была полезной?
ДА
59.64%
НЕТ
40.36%
Проголосовало: 1209

Кот играет на баяне,

Киска – та на барабане,

Ну, а зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть (Л.П. Савина.)

Дети имитируют игру на различныхмузыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой.

Игра «Шёпот и шорох» В.Суслова

Воспитатель: Навостри-ка уши, тишинупослушай!

Слышишь?

Ребёнок: Шебаршатся где-то мыши,

Под кореньями шуршат –

Дружно шишку шелушат.

(Дети имитируют движения мышей: ползают,шуршат, «шелушат» воображаемую шишку)

Воспитатель: Тише, шорох, не дыши!Слышишь, стихли камыши? Слышишь?

Ребёнок: Слышу…

По болоту вышли цапли на охоту.

Цапли ужинать спешат, рыщут, ищут лягушат.

(Дети важно ходят по группе, высокоподнимаю ноги, имитируют поиск лягушат.)

Воспитатель: Слышишь?

Ребёнок: Слышу…

Две букашки спать устроились в ромашке.

Под простынки влезть хотят, лепесткамишелестят.

(Дети ищут воображаемую ромашку и«укладываются спать»).

Воспитатель: «Звинь –звинь – звинь» —

А это шмель полетел и сел на ель.

(Дети имитируют полёт шмеля с жужжанием и«садятся» на воображаемую ель).

Дальше игру можно продолжить, дав детямзадание придумать свою лесную историю (один ребёнок придумывает, остальныеимитируют заданные по тексту движения).

Упражнение «Зеркало».

Педагог передает по кругу зеркало ипредлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать:«Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращаетсявнимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направленывверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькиещелочки.

Если ребенок затрудняется с первого разаобратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучшесразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особоговнимания со стороны взрослых.

Это упражнение можно разнообразить,предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнениемможно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обративвнимание на положение бровей, глаз, рта.

Игра «Я радуюсь, когда…»

Педагог: «Сейчас я назову по имени одногоиз вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам,пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь,когда …», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в своюочередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложивдетям рассказать, когда они

огорчаются, удивляются, боятся. Такие игрымогут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как сродителями, так и со сверстниками.

Игра «Музыка и эмоции».

Прослушав музыкальный отрывок, детиописывают настроение музыки, какая она: веселая — грустная, довольная,сердитая, смелая — трусливая, праздничная — будничная, задушевная -отчужденная, добрая — усталая, теплая — холодная, ясная — мрачная. Этоупражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоциональногосостояния, но и развитию образного мышления.

Игра «Способы повышения настроения».

Предлагается обсудить с ребенком, какможно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно большетаких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить очем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

Игра «Волшебный мешочек».

Перед этой игрой с ребенком обсуждаетсякакое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен накого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательныеэмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть,крепко завязывается. Можно использовать еще один волшебный мешочек,из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет.Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение отнегативных эмоций.

Игра «Лото настроений»

Для проведения этой игры необходимы наборыкартинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, одиннабор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор:белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборовсоответствует числу детей.

Ведущий показывает детям схематическоеизображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем набореживотное с такой же эмоцией.

Игра «Назови похожее».

Ведущий называет основную эмоцию (илипоказывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которыеобозначают эту эмоцию.

Эта игра активизирует словарный запас засчет слов, обозначающих различные эмоции.

Игра «Мое настроение».

Детям предлагается рассказать о своемнастроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой ит.д.

Игра «Что было бы, если бы..»

Взрослый показывает детям сюжетнуюкартинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагаетсяназвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. Послеэтого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы,если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?

«Вот так позы!»

Играющие принимают различные позы.Входящий, посмотрев на позы, должен запомнить и воспроизвести их, когда всеввернутся в исходное положение.

«Пожалуйста!»

1-й вариант. Все участники игры вместе сведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что будет показывать разныедвижения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны ихповторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста».

Кто ошибается, тот выбывает из игры.

2-й вариант. Игра строится так же, как впервом варианте, с той лишь разницей, что тот, кто ошибается, выходит насередину и выполняет какое-нибудь задание, которое ему придумают участники.

«Старый гриб»

Старый гриб вот-вот упадет. Его ножка ужене выдерживает тяжести большой раскисшей шляпки.

Выразительные движения. Стоять, ногирасставлены, колени согнуты, плечи опущены, руки висят вдоль тела, головаклонится к плечу.

«Я так устал»

Маленький гномик несет на плече большуюеловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я такустал, я очень устал».

Выразительные движения. Поникшая голова,сведенные брови, опущенные уголки губ, замедленная походка

«Фея сна»

Ребята сидят за партами или на стульях покругу. Звучит музыка, близкая по своему характеру к колыбельной. К каждому изребят подходит девочка с тоненькой палочкой в руке – это фея сна(мальчик-волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тозасыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Затем фея обходит остальныхребят, касаясь их волшебной палочкой… Через несколько минут фея тихонькоударяет своей волшебной палочкой по высоким звука металлофона и пробуждает всехот волшебного сна.

«Солнышко и тучка»

Цель игры: напряжение и расслабление мышцтуловища.

Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжатьсяв комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко –расслабиться – разморило на солнце (на выдохе).

«В магазине зеркал»

В магазине стояло много кривых зеркал.Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалахи подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить рожицы. Обезьянкиответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, онатопнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, всеостальные в точности повторяли ее движение.

«Это я!Это моё!»

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой,которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надоразговаривать при помощи рук: ничего-то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает«Где Витя?» (называется имя играющего). «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?» –мальчик отвечает жестом.

Выразительные движения. Рука согнута влокте, указательный палец направлен в грудь: «Я!».

«Заколдованный ребенок»

Ребенка заколдовали. Он не может говорить.На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различныепредметы и указывает направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

«Вот он какой!»

Играющий должен без слов рассказать оразмерах и форме хорошо известных ему предметов. Он обрисовывает характернымижестами предмет: маленький, большой заостренный, крупный, круглый,четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

 

 

«Тише!»

Два мышонка должны перейти дорогу, накоторой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знакамипоказывают друг другу: «Тише!». Этюд сопровождается музыкой таинственногохарактера.

Выразительные движения. Шея вытянутавперед. Указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «ползут вверх»

«Живая тряпка»

Однажды первоклассник Артур подсмотрел вподъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шел из школы. Зашелв подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что тамкотенок».

Ведущий предлагает ребятам показать, какиекруглые глаза были у мальчика, когда он увидел «живую тряпку».

«Соленый чай»

Бабушка потеряла очки и поэтому она незаметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песка мелкую соль.

Внук захотел пить. Он налил себе в чашкугорячего чая и, не глядя, положил в него две ложечки «сахарного песка», помешали сделал первый глоток. Показать реакцию мальчика.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.64%
НЕТ
40.36%
Проголосовало: 1209

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.64% НЕТ 40.36% Проголосовало: 1209


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.64% НЕТ 40.36% Проголосовало: 1209


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.64% НЕТ 40.36% Проголосовало: 1209


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.64% НЕТ 40.36% Проголосовало: 1209


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.64% НЕТ 40.36% Проголосовало: 1209


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет