КАРТОТЕКА
НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ
ВЕСНОЙ
Средняя группа
АгафоноваМ.С.
Наблюдение за птицами на участке детского сада.
Цели: учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; развиватьнаблюдательность, память; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадатьзагадки. Какие птицы прилетают к нам на участок? Какогоони размера?
Какая у них окраска? Чем питаются? Какие изменения в жизни птиц происходятвесной? Как птицы заботятся о своем потомстве?
Как вы помогаете птицам? Какую пользу приносят птицы?
Каких еще птиц вы знаете?
***В серой шубке меховой, и в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится, не орел, но все же птица. (Воробей.)
***Окраской — сероватая, повадка — вороватая,
Крикунья хрипловатая – известная персона. (Ворона.)
***Не сидит она на месте —
На хвосте разносит вести. (Сорока.)
Наблюдение за изменениямив природе.
Цель: закреплятьзнания о сезонных изменениях в природе.
Ход наблюдения: Туча прячется залес,
Смотрит солнышко с небес —
И такое чистое, доброе, лучистое.
Если б мы его достали, мы б егорасцеловали.
Что изменилось с приходомвесны?
Дни стали прибавляться,солнышко стало чаще появляться и не только светить, но и греть. Что изменилосьна клумбах? (Появились проталины, появляются ростки первоцветов) Скоро прилетятс юга птицы, и если мы повесим на деревьях скворечники, то они захотят в нихпоселиться.
Каждое утро они будутсвоим пением поднимать нам настроение, радовать нас. Будут поедать вредителейна стволах деревьев и грядках. Каких насекомых-вредителей вы знаете? Муравей —вредитель? (Нет, он санитар.) Какие изменения произошли с деревьями? (Сталинабухать почки.)
Наблюдение за деревьями, на примере тополя
Цели: продолжать знакомство с деревьями научастке; формировать представления о том, что почка — домик для листочка;развивать умение видеть сезонные изменения в природе.
Ходнаблюдения: На ветках плоские комочки.
В них дремлют плоские листочки.
Что это за комочки? Где почкинаходятся? А как называется это дерево?
Какие части тополя вы знаете?Какие еще деревья вам знакомы?
Что общего у тополя и березы? Чемони отличаются?
Предложить детям рассмотреть почкина тополе и сравнить с теми, которые они наблюдали зимой.
Что произошло с почками? Какогоцвета почка? Что появляется из почек?
Какого цвета листочки?
Воспитатель загадывает детямзагадку.
Эти маленькие бочки
Распечатает весна,
А пока в них спят листочки
И растут во время сна. (Почки.)
Наблюдение за цветником.
Цели: закреплять знания о цветнике;воспитывать желание ухаживать за клумбой, подготовить ее к посадке рассадыцветов.
Ход наблюдения: Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок — терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Воспитатель задает детям вопросы.Что надо сделать, чтобы подготовить клумбу к посадке рассады? (Убрать сухиестебли, листья.)
Чем будем убирать стебли?(Граблями.) Чем вскопаем землю? (Лопатами.)
Наблюдение за трудом дворника
Цели: формировать готовность прийти на помощь,способность оценить результаты труда; воспитывать уважение к людям труда;развивать речь, повышать словарный запас (название и предназначение рабочегоинвентаря дворника).
Ход наблюдения: Солнечные зайчики играютпо земле.
Поманю их пальчиком — пусть бегут ко мне.
Ну, весна, как дела? У меня уборка.
Для чего тебе метла? Снег смести с пригорка.
Для чего тебе ручьи? Мусор смыть с дорожек.
Для чего тебе лучи? Для уборки тоже.
Воспитатель задает детям вопросы: Ктоубирает дорожки?
• Чем работает дворник? Чеммы будем работать, каким инвентарем?
Наблюдение за ветром.
Цели: продолжать закреплятьпредставления о погодных изменениях; формировать понятия о ветре, егосвойствах; учить определять направление ветра.
Ход наблюдения: Беседа с детьми о ветре: теплыйвоздух легче холодного, он поднимается вверх, а холодный стелется внизу. Новоздух не везде одинаковый, над песком он сильнее согревается, и поэтому ветерв пустынях бывает теплы, даже горячим. Над водоемами воздух всегда прохладный,свежий. Там где воздух прогревается, он незаметно поднимается вверх, а на егоместо прохладный спешит, да так торопится, что все это чувствуют.Направление и силу ветра можно определить по наклону деревьев.
Наблюдение за солнцем
Цель: помочь обнаружить связи между темиили иными признаками погоды, сезонными изменениями в жизни растительного иживотного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу.
Ходнаблюдения: Люди добрые, солнцу красному,
Ликуясному поклоняйтеся, улыбайтесь
Распрекрасному.(В. Брюсов)
Важнейшим фактором, определяющим погоду,является солнце — источник жизни, света и энергии. Весной солнце начинаетподниматься все выше и выше, тем сильнее оно греет землю, поэтому погодатеплее.
Воспитатель задает детям вопросы:
Когда вы возвращаетесь с прогулки, замечаете,где находится солнце?
Почему вы чувствуете, что весна уженаступила?
Что происходит с растениями, когда солнцеярко и долго светит?
![]() |
Наблюдение за ивой
Цели: познакомить с характернымиособенностями ивы; научить отличать иву от других деревьев и кустарников.
Ход наблюдения: Рассмотреть дерево ивы на участкеи ответить на вопросы воспитателя. По каким признакам можно узнатьберезу, рябину, вербу?
Какие характерные особенности уивы вы заметили? Ива — это куст или дерево? Почему? В народе говорят про ивутак:
***Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
Что еще имеется на ветках ивы? (Белыепушистые комочки.)
Наблюдение за насекомыми.
Цели: расширять и закреплять знания о характерныхособенностях внешнего вида насекомых- бабочек, майского жука, божьей коровки,паука, их жизненных проявлениях; формировать реалистическиепредставления о природе.
Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детямзагадки, предлагает ответить на вопросы.
***Этот маленький ловец сеткупрочную плетет,
Если муха попадет, тут бедняжке иконец. (Паук.)
*** Удивительный цветок: ножки,глазки, стебелек,
Между крыльев- складочка, так ведьэто ж … (Бабочка)
Каких насекомых вы знаете? Каквыглядит паук? Как он передвигается?
Где живет и чем питается? Как паукловит насекомых? Как выглядит Божья коровка? Какую пользу она приносит? Где зимуют насекомые?
Пауки — хищники, они питаютсядругими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощьюсети — паутины.
Божьи коровки – хищники, уничтожают вредную тлю, которая естсадовые растения. На зиму насекомые забиваются в щелки коры, расщелины старыхпней и засыпают до весны.
Наблюдение за листьями надеревьях.
Цель: продолжать знакомить с изменениями вприроде, связанными с наступлением весны, особенностями живой природы напримере деревьев и кустарников, воспитывать интерес к родной природе.
Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детямзагадку, организует беседу.
Я раскрывая почки в зеленыелисточки
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня…(весна).
О каком времени года говорится взагадке? Перечислите признаки весны.
Какой сейчас месяц? Что это задерево? Что произошло с почками?
Какого цвета появляются листочки?
Какое время года наступит послелесной весны? (Лето.)
***Весна! Денек прекрасный!
В саду стреляют почки,
И протирают глазки
Зеленые листочки.
Сравнение ели с сосной
Цель: уточнить знания о хвойных деревьях,их сходстве и различии (сосна, как и ель, зеленая всегда, у нее тоже естьиголки, только длиннее, веточки только наверху, у них имеются шишки, у сосны-крупные, широкие, у ели- тонкие и длинные).
Ходнаблюдения: Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.
Воспитатель загадывает детямзагадку.
У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (Сосна.)
Сосна — дерево высокое. У неествол прямой, веточки только на макушке, ветки покрыты длинными зеленымииголками. Сосна зеленая и зимой и летом. А еще у сосны, как у елочки, бываютшишки.
Наблюдение за божьей коровкой
Цели: расширять знания и представления обособенностях внешнего вида божьей коровки; воспитывать внимательноеи бережное отношение ко всему живому.
Ходнаблюдения: Божья коровка, алая спинка,
Уцепиласьловко коровка за травинку.
Вверхнеспешным ходом ползет по стебельку
Кпахнущему медом яркому цветку.
Поедаетбыстро коровка вредных тлей,
И цветокдушистый спасибо скажет ей!
Воспитатель загадывает детям загадку ипредлагает ответить на вопросы.
***Всех жуков она милей,
Спинка алая у ней,
А на ней кружочки —
Черненькие точки. (Божья коровка.)
Как выглядит божья коровка? Как онапередвигается?
На кого охотятся божьи коровки? Где ониживут?
Какую пользу приносят божьи коровки? Гдезимуют?
Наблюдение за одуванчиком
Цель: развивать познавательную активностьв процессе формирования представлений о дикорастущих растениях.
Ход наблюдения: Желтая головушка, розоваяножка.
Одуванчик-солнышкоподержу в ладошке.
Появилосьсолнышко в мае на лугу,
На неголюбуюсь, очень берегу.
Жаль,недолго солнышко будет золотым,
Побелеетсолнышко — и расстанусь с ним. (В. Мирясова)
Одуванчик назван солнышком,потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначалапоявляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем наместе лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветерразносит семена цветка.
Одуванчик лекарственный —многолетнее травянистое растение, произрастает по всей территории нашейстраны. Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качествегоречи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневищаможно заготавливать только после созревания и осыпания семян, часть корней икорневищ желательно оставлять в земле для возобновления растений.
Наблюдение за собакой или кошкой
Цели: расширять представления о домашнихживотных, о породах собак;
воспитывать заботливое отношение кживотным.
Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы:Каких домашних животных вы знаете? Каких из них можно держать в квартире? Какуюпользу животные оказывают людям? Какие породы собак вы знаете?
Как выглядит кошка, каковы ееповадки? Чем питается?
Каких только собак небывает: служебные, охотничьи, декоративные. И все они верно служат человеку.Овчарки помогают пограничникам охранять границу, стерегут отары овец. Лайкипомогают охотникам выслеживать зверя в лесу. Декоративных собак — пуделей,болонок и др. держат дома, потому что они красивы и умны.
Кошка живет рядом счеловеком. Он за ней ухаживает. Кошка большая и пушистая. На голове у нее уши,большие глаза, которые в темноте светятся, длинные усы. У нее четыре лапы смягкими подушечками. Поэтому она может очень тихо ходить и неслышно подкрадываться.Кошка умеет лазать по заборам и деревьям с помощью острых когтей. А еще у кошкидлинный красивый хвост. Она любит молоко, ест рыбу и мясо.
Наблюдение за трудом взрослых наклумбе.
Цель: показать, как правильно сажатьрассаду культурных растений, высевать семена цветов, привлекать к посильным поручениям,воспитывать желание трудится, помогая взрослым.
Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы:Как изменилась земля с приходом весны? (Появилась зеленая трава. Расцвелицветы, мать-и-мачеха, появились одуванчики) .Обратить внимание детей на клумбу.Что нужно сделать, чтобы клумбы стали пестрыми, яркими и нас радовали?Как правильно сажать рассаду цветов?
Сначала необходимо выкопать ямку,полить немного, затем положить в ямку рассаду, засыпать землей и опять политьуже обильно. Можно сказать, что растения — живые организмы? Как правильно сеятьсемена?
Сначала надо сделать бороздки, ипо одному семечку, не очень близко друг к другу, класть в бороздки семена,сверху граблями закрыть землей и полить. Что надо делать, чтобы наши семенавзошли и хорошо росли? Надо все лето ухаживать, поливать, вырывать сорняк..
Наблюдение за погодой.
Цель: продолжать формировать обобщенныепредставления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.
Ходнаблюдения: Хорошо весной, поле чистое,
Муравой-травой ты украшено.
Да цветочками все душистыми
В утро майское принаряжено. С. Дрожжин
Воспитатель проводитбеседу: Объясните, почему люди стали одеваться легче? (Из-заповышения температуры, потепления.) Каким стало небо? (Ярко-синим.) Чтопроизошло с почвой? (На ней обильно растут травы и цветы.) Чем отличаетсяпоздняя весна от ранней?
Наблюдение за голубями иворобьями.
Цели: расширять представления о весне иповедении птиц в это время года;
обогащать знания новыми словами,понятиями.
Ход наблюдения: Солнышко греет все сильнее, скаждым днем становится все теплее. В птичьей столовой собралосьмного птиц. Перечислите, каких вы птиц видите? Как вы думаете, почему онирадуются? Обратите внимание на голубя, как он тоже радуется весне. Какиеособенности вы заметили в поведении птиц? Предложить насыпать корм в кормушку,объясняя, что птицам все еще трудно добывать корм.
