X-PDF

Картотека народных игр Южного Урала

Поделиться статьей

                  Картотека

народныхигр

ЮжногоУрала

 

Русские

«Народные игры Урала.»                  1.Татарскаянародная игра “Татарский плетень”.

·        учить совместным действиям;

·        развивать умение ориентироваться в пространстве.                                     Описание игры: одна подгруппа детей стоит вдоль зала, нарасстоянии 1 шага друг от друга, берется за руки и поднимает их над головой,произносит слова:

“ВЕЙСЯ, ТЫ ВЕЙСЯ, КАПУСТА МОЯ!
ВЕЙСЯ, ТЫ ВЕЙСЯ, ВИЛОВАЯ МОЯ!
КАК МНЕ КАПУСТКЕ НЕ ВИТЬСЯ,
КАК МНЕ ВИЛОВАЯ НЕ СВИТЬСЯ!”.

Дети второй подгруппы, взявшись за руки, бегут змейкой вокругигроков первой подгруппы. Методические указания: игроков первой подгруппызадевать нельзя.

Затем подгруппы меняются. (Повторить по 2 раза)

 

Татарские

 

2.Русская народная игра “Золотыеворота”.

·        умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темпдвижения;

·        развивать умение ориентироваться в пространстве;

·        закреплять умение совместных действий.

Описание игры: двое водящих изчисла детей берутся за руки, делают воротики, остальные дети вереницей,взявшись за руки, идут через ворота сословами:                                                                                                          “ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
ПРОПУСКАЮТ НЕ ВСЕГДА.
ПЕРВЫЙ РАЗ ПРОЩАЕТСЯ,
ВТОРОЙ РАЗ ЗАПРЕЩАЕТСЯ,
А НА ТРЕТИЙ РАЗ НЕ ПРОПУСТИМ ВАС”.

Водящие опускают руки, ловят того, кто не успел пройти. Пойманныйвстает третьим, ворота расширяются в лабиринт и т.д. (повторить игру 5-6 раз).

Методические указания: проходить в ворота, не задевая их.

ЗолотыеЗолотые

3.Русская народная игра “Бег по стволу”.

·        закрепить навык равновесия;

·        ходьба и бег с меняющимся темпом движения.

Описание игры, произносятся слова:

“БЕЛАЯБЕРЕЗА,
ЧЁРНАЯ РОЗА,
ЛАНДЫШ ДУШИСТЫЙ,
ОДУВАНЧИК ПУШИСТЫЙ,
КОЛОКОЛЬЧИК ГОЛУБОЙ.
ПОВОРАЧИВАЙ! НЕ СТОЙ!”

Дети поточно идут по бревну (гимнастической скамейке), всё ускоряятемп движения, затем бегут по скамейке в быстром темпе, замедляя темп,переходят на ходьбу и постепенно останавливаются. (Повторить игру 2-3 раза)

Методические указания: не толкаться, соблюдать дистанцию.

4.Русская народная игра “Мельница”.

·        развивать вестибулярный аппарат;

·        упражнять в равновесии;

·        развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве.

Описание игры: дети встают вокруг обруча, взявшись правой рукой заобруч. В середине обруча ребенок, который вращается на месте. Дети произносятслова:                       “ЗАРЕКОЮ НА ГОРЕ,
                      ГДЕ ВЕТЕР ДУЕТ И ШУМИТ,
              КРЫЛЬЯ МЕЛЬНИЦЫ НА НЕМ ВЕРТЯТСЯ
                   ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ — ВНИЗ”.

И двигаются вокруг обруча в одном направлении, убыстряя темп; покоманде темп замедляется (повторить 2 раза; второй раз берутся за обруч левойрукой).

Методические указания: обруч держать прямой, опущенной вниз рукой,не тянуть его.

 

Методическая

5. Башкирская игра “Конное состязание”.

·        развитие быстроты;

·        согласованность в движениях;

·        соревновательный момент.

Описание игры: игроки встают парами друг за другом на одной линии.Игрок “конь” вытягивает руки назад – вниз и берет за руки “наездника”. Покоманде пары бегут до финиша, затем меняются (повторить 3-4 раза).

Методические указания: пары бегут прямо, не пересекая дорогудругим, не тянуть сильно “наездника”.

6.Башкирская игра “Ласточки и ястребы”.

·        развивать внимание;

·        упражнять в быстром беге;

·        развивать ориентировку в пространстве, внимание.

Описание игры: игроки делятся на 2 команды и становятся в два рядаспиной друг к другу. В одном ряду – “ястребы”, в другом – “ласточки”. Ведущийназывает одну из команд. Та команда, которую назвали, догоняет другую.Пойманные становятся пленниками ловящих. Выигрывает та команда, в которой кконцу игры оказывается больше игроков.

Методические указания: внимательно слушать водящего, убегая,стараться не наталкиваться друг на друга (повторить 3-5 раз).

7.Русская игра – забава малой подвижности “В цапки”.

Цель: игра малой подвижности на внимание.

Описание игры: дети разбиваются на несколько групп. Каждойвыбирается водящий, который вытягивает руку, ладонью вниз, все игроки ставятпод ладонь указательный палец. Водящий произносит:

“ПОД МОЕЮ КРЫШЕЮ
СОБРАЛИСЬ МАЛЫШИ.
ЗАЯЦ, БЕЛКА, ЖАБА — АП”.

(Повторить 2-3 раза)

Построение в шеренгу, подведение итогов занятия.

8. Ловля оленей (Коръясос куталом) – игра народов коми.

Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники –олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом,друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три – лови!» пастухи поочереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого попал мячсчитается пойманным. После четырёх, пяти повторений подсчитывается количествопойманных оленей.

Правила игры. Игру надо начинать только по сигналу. Бросатьмяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не послеотскока.

9. Водяной (Ву мурт) – удмуртская игра

Очерчивают круг – это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий –водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, алюдей-то много». Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которыеподходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Играпродолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.

Правила игры. Водяной ловит, не выходя за линию круга.Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.

Липкие пеньки (Йэбешкэк букэндэр) – башкирская игра

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг отдруга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке,стараясь не подходить близко к пенькам. Пенёчки должны постараться коснутьсяпробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.

Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.

10. Ловишки (Тотыш уены) – татарская игра

По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий стараетсязапятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится егопомощником. Взявшись за руки, вдвоём, затем втроём, вчетвером и т. д. Они ловятбегающих, пока не поймают всех.

Правила игры: пойманным считается тот, кого водящий коснулсярукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.

Татарские

11. «Юрта»- казахская народная игра

В игре участвуют четыре подгруппыдетей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждогокруга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись заруки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:                                                           «Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.                                                                  Поиграем,и попляшем,
И помчимся на лужок.»

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общийкруг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягиваютего над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Правила игры. Сокончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту.Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.


https://i2.wp.com/detsad481.ucoz.ru/_pu/0/02365345.png
12.«Платок с узелком (Орамал)»— казахская детская игра
Платок с узелком (Орамал) — это замечательная казахская детская игра навыносливость и быстроту реакции.

Участвовать в этой игре может неограниченное число детей, но неменее 5-6 человек. Для начала определяется водящий, который выбирает одного изучастников и передает ему завязанный в узел платок. Затем участники встают вкруг, а водящий в центр этого круга.

Правила игры: участники начинают кружить хороводвокруг водящего. После сигнала Стоп выкрикиваемого водящим,участники разбегаются в разные стороны. Задача водящего поймать участника сплатком, причем участник с платком может на бегу передать платок другомуучастнику. Как только участник в чьих руках платок будет пойман, он долженисполнить для всех песню или рассказать стих, также он автоматически становитсяводящим и игра начинается заново.

13.«Продаем горшки (Чулмак уены)»

Цель игры: развитие ловкости, быстротыдвигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.

Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки-хозяевагоршков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. Закаждым горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоитза кругом.


https://i1.wp.com/detsad481.ucoz.ru/_pu/0/05412572.jpg

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

«Эй, дружок, продай горшок!»
— Покупай!
— Сколько дать тебе рублей?
— Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продатьгоршок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и ониначинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстреедобежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставшийстановится водящим.

Правила игры:

·        бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;

·        бегущие не имеют права задевать других игроков;

·        водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бегвлево, запятнанный должен бежать вправо.

14.«Земля,вода, огонь, воздух»— татарская народная подвижнаяигра.

Задачи: развитие логического мышления, ловкости,воспитания, бережного отношения к природе, интереса к татарским играм другихнародов.

Правила: играющие собираются в круг, всередине- ведущий. Он бросает мяч любому игроку, произнося одно из четырех слов«Земля, вода, огонь, воздух». Если ведущий говорит «Земля», то тот, кто поймалмяч, должен быстро назвать какое-либо животное если — «вода» — назвать рыбу;«воздух» — птицу; «огонь» — топнуть ногой. Кто ошибся — выбывает из игры.


15.«Медный пень»— башкирская народная игра.

Организация игры. Играющиепарами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях.Дети-хозяева становятся за стульями.

На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается покругу переменным шагом, смотри внимательно на детей, сидящих на стульях, как бывыбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашиваетхозяина:

— Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить?

Хозяин отвечает:

-Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой.

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают завыбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три – беги!» -разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.


16. «Кот и мыши (Бесэй менэн сыскан)»— башкирская народнаяигра

Описание игры: кот сидит в кругу на краюплощадки, закрыв глаза. Дети – мыши бегают по площадки очень тихо, на носочках,чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места,дети – должны присесть и не двигаться. Кот произносит слова:

« Котик вышел погулять,
Серых мышек поймать.
Сейчас догоню, схвачу и проглочу!»

После окончания слов кот ловит мышей, которые встают и убегают отнего. В конце игры подсчитывают количество пойманных мышей. Выбирается новый кот,игра повторяется.

Правила: не двигаться во время слов кота;осаленные мыши должны прекратить игру, собраться у кота в доме.

17. «Ручеёк»- русская народная игра

Цель игрызнакомство с традициями русскогонарода на основе русских народных игр, развивать ловкость, быстроту, слуховоевнимание.

Ход игры: Игру эту знали и любили еще нашипрабабушки, и дошла она до нас почти в неизменном виде. Здесь нет необходимостибыть сильным, ловким или быстрым, эта игра иного рода — эмоционального, онасоздает веселое и жизнерадостное настроение. Правила просты. Играющие встаютдруг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат ихвысоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок,которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленнымируками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конецкоридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало ручейка… И,проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Такручеек движется долго, беспрерывно — чем больше участников, темвеселее игра.

18.«Игра с лентами»- русскаянародная подвижная игра
Игру проводят под русскую народную музыку

Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идутхороводом и поют)

Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать
(Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Представленная информация была полезной?
ДА
58.74%
НЕТ
41.26%
Проголосовало: 1093

Да за ленточку держись.

Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др.

В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку.Игра повторяется.

https://i0.wp.com/detsad481.ucoz.ru/_pu/0/91819312.jpg

.

19. «У медведя во бору»- русская народная игра.

Развивающая задача: развиватьу детей выдержку, навык коллективного движения в определенном темпе,формировать чувство товарищества.

Организация игры: медведь, выбранный жеребьевкой,живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

 

«У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл,

На печи застыл!»

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пордремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Номедведь неожиданно бежит за игроками, и старается кого-нибудь поймать.Пойманный игрок становится медведем.

 20. «Хлопушки»- татарская народная игра.

Организация игры: Напротивоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельнымилиниями два города. Расстояние между ними 20-30 м. Все дети выстраиваются уодного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянутавперед ладонью вверх.

Выбирается водящий. Он подходит к игрокам, стоящим у города, ипроизносит слова:

«Хлоп да хлоп — сигнал такой

Я бегу, а ты за мной!»

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони.Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тотостанется в новом городе, а отставший становится водящим.

21. «Перехватчики»- татарская народная игра.

Развивающая задача: развиватьориентировку в пространстве, упражнять в беге, формировать чувства дружелюбия.

Организация игры: Напротивоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Игрокирасполагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находитсяводящий. Дети хором произносят слова:

«Мы имеем быстро бегать,

Любим прыгать и скакать

Раз, два, три, четыре, пять

Ни за что ней не поймать!»

После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку вдругой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанныхстановится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята,не попавшиеся ни разу.

Овладениеначальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

22. «Пчелки и ласточка»- русская народная игра.

Развивающая задача: развиватьумение действовать по сигналу, формировать взгляд на окружающий мир.

Организация игры: Играющие– пчелы – летают по поляне и напевают:

«Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!»

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончаниипесни ласточка говорит:

«Ласточка встанет, пчелку поймает».

С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманныйиграющий становится ласточкой, игра повторяется.

 

23. «Мяч по кругу»- русская народная игра.

Развивающая задача: развиватьумение действовать по сигналу. Упражнять в бросании мяча с поворотом.

Организация игры: Играющие,образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25см. по сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а самотходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока кдругому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящимстановится тот игрок, от кого был пойман мяч.

 

 24.«Стадо»- русская народная игра.

Развивающая задача: Развиватьориентирование в пространстве, упражнять в беге, формировать чувство долгоперед Родиной.

Организация игры: Играющиевыбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овецдва дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

 

«Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!»

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплюттравку. По сигналу пастуха: «Волк!» — все овцы бегут в дом на противоположнуюсторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймалволк, выходят из игры.

25. «Заяц без дома»- русская народная игра.

Развивающая задача: развиватьу детей умение бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга;развивать ловкость, координацию, силу, формировать взаимовыручку друг другу.

Организация игры: Выбираетсядвое водящих. Остальные играющие становятся парами лицом друг к другу и берутсяза руки. Между парами становится третий — «зайчик». Один из водящих — «заяц»,другой — «охотник». «Заяц» убегает от охотника. Спасаясь от преследования, онстановится в середину пары, вытесняя находящегося там «зайчика».

 

26. «Займи место»- татарская народная игра.

Развивающая задача: развивать ориентировку впространстве, упражнять в беге, формировать чувство сотрудничества.

Организация игры: Один из участников игры –водящий. Остальные играющие образуют круг, ходят, взявшись за руки. Водящийидет за кругом в противоположную сторону и говорит:

«Как сорока стрекочу, никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу, тебя хлопну по плечу-

Беги!»

Сказав «беги», водящий слегка ударяет по спине одного из игроков,круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места покругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, аотставший становится водящим.

 

27. «Лисичка и курочки»- татарская народная игра.

Развивающая задача: развивать ориентировку впространстве, упражнять в беге, в умении увертываться, формировать чувстволюбви к окружающему миру.

Организация игры: На одном конце площадки находятсяв курятнике куры и петухи, на противоположном – стоит лисичка.

Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке,делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т.д. Когда к нимподкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу всебегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любогоиз игроков, то он снова водит.

 28. «Невод»- русская народная игра.

Развивающая задача: развивать у детей умениебегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга; развивать ловкость,координацию, силу, формировать взаимопомощь друг к другу.

Организация игры. Выбираются двое водящих. Это -«рыбаки». Остальные игроки — «рыбки». «Рыбаки», взявшись за руки, ловят«рыбок», окружая их свободными руками. Пойманные «рыбки» присоединяются к«рыбакам» и «невод» увеличивается. Ловля «рыбок» продолжается до тех пор, покане останутся две-три не пойманные «рыбки».

 29. «Скок -перескок»- татарская народная игра.

Развивающая задача: развивать умениедействовать по сигналу; упражнять в прыжках на одной ноге (правой и левой),взаимовыручка.

Организация игры: на земле чертят большой кругдиаметром 15-25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30-35 см длякаждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.
Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами(кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного изиграющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становитсяводящим в следующей игре.

 

30. У бабушки Маланьи- русская народная игра.

Ход игры: дети идут хороводом, поют:
«У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей,
С вот такими вот носами,
(показывают жестами)
С вот такими бородами,
Все они сидели,
Ничего не ели,
Делали вот так…»
(воспроизводят действия, показанные Ведущим)

31. Дедушка Мазай- русская народная игра.

Задачи: развить воображение, уменияподражать, координацию движений.

Ход игры: играющие выбирают дедушку Мазая.Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будутему показывать (молотьбу, жатву и т.д.) они подходят к дедушке Мазаю и поют:
«Здравствуй, дедушка Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были – мы не скажем,
А что делали – покажем!»
После этих слов все изображают движениями работу, о которойдоговорились. Если дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются, и он их ловит.Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Мазаем и игра повторяется.Если не отгадывает, ему показывают другую работу.

 

32. Чурилки- русская народная игра.

Задачи: тренировать ловкость, внимание, координациюдвижений

Ход игры: играющие выбирают двоих. Одномузавязывают глаза платком, другому дают бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод:
«Трынцы – брынцы бубенцы,
Позолочены концы.
Кто на бубенцах играет –
Того жмурка не поймает!»
После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходитьв круге, а жмурка стараться его поймать. Как только жмурка его поймает, ихзаменяют другие игроки, и игра продолжается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. “Наш дом – Южный Урал” (Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики)/ Челябинск: “Взгляд”, 2007 г.

2.  М.Ф. Литвинова “Русские народные подвижные игры”/ Москва, “Айриспресс”, 2004 г.

3.  А.В. Кинеман “Детские подвижные игр народов СССР” / Москва,“Просвещение”, 1989 г.

4.  Л.А. Лялина “Народные игры в детском саду”/ Москва, Творческийцентр сфера, 2008 г.

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.74%
НЕТ
41.26%
Проголосовало: 1093

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет