X-PDF

Картотека опытов и экспериментов во второй группе раннего возраста

Поделиться статьей

         Картотека опытов и экспериментовво второй группе раннего возраста

Месяц

Планирование  

Оборудование

Сентябрь

Тема: «Песок».

Цель: знакомить  детей со свойствами сухого песка.

Содержание: воспитатель предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздает детям кулечки с дыркой и предлагает сыпать из них песок, можно рисовать струйкой песка.

Тара с песком, вода, формочки для песка

Тема: «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по колобку».

Цель: знакомить детей со свойствами мокрого песка.

Содержание: у детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает слепить пирожки разной формы.

Тара с песком, вода, формочки для песка

Тема: «Отпечатки наших рук».

Цель: учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.                                                                                        Содержание: воспитатель  показывает детям, как оставить следы на увлажненном песке. Затем дает детям по совочку и предлагает копать песок, насыпать его в кучки, рыть канавки, разглаживать неровности на песке. Все это происходит под непосредственным руководством воспитателя.                                                                                      

Песок, камушки

 Тема: «Мыльные пузыри».

Цель: научить детей выполнять дыхательное упражнение для выдувания мыльных пузырей.

Содержание: показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть)

  Мыльные пузыри

Тема: «Пена»  

Цель: научить детей делать пену из шампуня.               Содержание: в таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пену. В такой воде можно купать куклу.

Таз, теплая вода, шампунь

Октябрь

Тема: «Бутылочки с сюрпризом». 

Цель: различие слухового внимания.

Содержание: достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо.

Бутылки с крупой

Тема: «Рябь на воде». 

Цель: развитие дыхательного аппарата.                         Содержание: на стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.

Таз с водой

Тема: «Воздух под водой». 

Цель: наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.  

Содержание: в бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки.

Стакан с кипяченной водой, трубочки

Тема: «Вода холодная и горячая». 

Цель: развивать тактильные ощущения.

Содержание: наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая) .

Бутылки с горячей и холодной водой

 

Тема: «Водичка, водичка»

Цель: закрепление первоначальных представлений о воде (прозрачная; течёт, льётся, журчит; нужна всем: животным, людям, растениям; воду пьют, ею умываются, в ней купаются. Содержание: воспитатель приносит в группу большую чашку, наливает в неё воду и предлагает детям потрогать ее. Затем он говорит, что в воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагает детям опустить эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны, и уточки с рыбками поплыли.

Большая чашка, вода, рыбки, уточки

Ноябрь

Тема: «Чудесный мешочек» №1 (по форме).

Цель: учить детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).                                                       Содержание: воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем.

Мешочек, мячик, кубик, кирпичик

Тема: «Игры с губкой». Эксперимент

Цель: создание условий, необходимых для сенсорного развития детей. Познакомить со свойствами губки. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.                                   Содержание: воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать.

Поднос с водой, губки

Тема: «Лёгкий — тяжелый». Опыт                                                        

 Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Содержание: в одной тарелочке камушки, в другой деревянные бусы. Предложить детям проверить какие предметы плавают, а какие тонут.

Камушки, деревянные бусы

Тема: «Шарики с сюрпризом». Рассматривание                               Цель: развитие мелкой моторики рук. Развивать тактильные ощущения. Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются.                                Содержание: в гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем.

Шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох)

Декабрь

Тема: «Чудесный мешочек» №2 (по цвету). 

Цель: обучение детей соотносить предметы по цвету. Развивать тактильные ощущения.  

Содержание: воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же.

Мешочек, кубик, шарик, кирпичик, треугольник

Тема: «Прищепки». Экспериментирование                                        Цель: развивать мелкую моторику рук. Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.                        Содержание: обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия.

Прищепки, куски веревки

Тема: «Снег. Какой он?». Рассматривание                                        

 Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках). Развивать тактильные ощущения.                                                     Содержание: набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.

Поднос со снегом

Тема: «Бумага». Эксперимент                                                               Цель: познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде. Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой. Содержание: начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.

Разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.)

Январь

Тема: «Чудесный мешочек» №3 (по ощущениям).       Эксперимент                                                                  Цель: развивать тактильные ощущения. Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый.                                                                                     Содержание: воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

Массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый)

Тема: «Игра с пёрышком». Экспериментирование                                                                                                         Цель: создание положительного эмоционального настроения у детей. Формировать словарь: части тела. Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова.                Содержание: взять цветное пёрышко и действовать согласно словам:

Смотрите, смотрите, что я принесла!
Оно по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, после вперёд.
По ручке оно до плеча доползает.
И шейку оно очень нежно ласкает,
По ручке другой вниз уползает,
Опять по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, а после в полёт.
Куда полетит? Интересный вопрос.
Перо прилетело на маленький нос!
Потом эти ушки перо гладить хочет
Одно и другое немного щекочет.
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.

Перышки по количеству детей

Тема: «Игры с султанчиками». Эксперимент

Цель: развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ. Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер). Создание положительного эмоционального настроения.                                                    Содержание: воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.

Султанчики

Февраль

Тема: «Развесим платочки». Экспериментирование                        

Цель: развивать мелкую моторику рук. Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью прищепок. Содержание: обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия.

Платочки, прищепки, веревка

Тема: «Найди по звуку». Эксперимент                                                    Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки. Создание положительного эмоционального настроения. Закреплять названия музыкальных инструментов.           Содержание: к нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.

Бубен, погремушка, колокольчик

Тема: «Найди такую же бутылочку по звуку». Опыт                               Цель: развитие слухового внимания детей. Учить детей сравнивать звуки и находить похожие. Вызывать радость и удивление у детей.                                                              Содержание: показать ребятам коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку.

Коробочка с бутылочками: по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами горохом, пшеном, манкой, водой

Тема: «Открываем, закрываем». Опыт                                                       Цель: разрабатывать мелкую моторику рук детей. Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках.           Содержание: Хрюша принес баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.). Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое.

Баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.)

Март

 

 

 

 

Тема: «Тает льдинка». Опыт

Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.

Содержание: положим кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!»
В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры. 

Свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой

Тема: «Ветка в вазе»

Цель: показать значение воды в жизни растений.         Содержание: срезать  веточку, быстро распускающихся деревьев. Взять вазу и наклеить на неё наклейку «живая вода».
Вместе с детьми рассмотреть веточки и почки на них. После поставить ветку в воду и объяснить детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставить веточку на видное место. Спросить у детей, что произойдет, развивать умение делать предположения. Каждый день наблюдать, пройдёт время, почки лопнут и появятся зелёные листочки.

Ветка дерева, ваза с водой

Тема: «Поиграем с солнечным зайчиком». Рассматривание               Цель: познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются. Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Содержание: посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:

Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.

Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

Зеркало

Тема: «Снег». Опыт                                                                                     Цель: познакомить детей с таянием снега.                        Содержание: набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.                                                                                 

Таз со снегом

Апрель

Тема: «Ветер по морю гуляет». Опыт                                                  Цель: закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ. Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер. Учить различать и самим регулировать его силу.                                                             Содержание: в тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.

Таз с водой, бумажные кораблики

Тема: «Плавает, тонет». Опыт                                                                   Цель: закрепление знаний о весе предмета. Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).                                                              Содержание: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.

Таз с водой, камни, пластмассовые шарики

Тема: «Волшебные краски». Эксперимент

Цель: Формирование представлений о трёх основных цветах и возможности их смешивания.                                                         Содержание: у воспитателя несколько баночек с прозрачной водой и крышечек с разноцветной гуашью. при помощи пипетки в баночки по очереди капается разведенная гуашь, и дети наблюдают как вода меняет окраску — превращается из прозрачной в разноцветную. Воспитатель бросает в окрашенную воду маленький предмет и его не видно. Делается вывод, что окрашенная вода не прозрачна.

Гуашь красного, синего, жёлтого, цветов; 4-5 прозрачных стаканчиков с чистой водой, кисти

Тема: «Рисовальнички».

Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.            

Содержание: незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол постелите клеёнку, намочите плотный лист бумаги для акварели. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Спросите у детей, что получится, если используем другие цвета. Дайте возможность поиграть с красками. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски – вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

Большой лист бумаги для акварели, смоченный водой, клеёнка, краски и кисти.

 

Тема: «Что в мешочке лежит?». Эксперимент                                 

 Цель: развитие любознательности у детей. Развивать усидчивость, терпение. Вызвать чувство радости и удивления. Развивать мелкую моторику рук.                                           Содержание: дети рассматривают мелкие предметы и складывают в чудесный мешочек. Воспитатель предлагает детям достать из мешочка предметы по одному и отгадать на ощупь.

Мешочек с мелкими игрушками

Май

Тема: «Что-то в коробке».

Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.                                                             Содержание: взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа

Тема: «Что в пакете?».

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве. Содержание: Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.

Полиэтиленовые пакеты

Тема: «Ткань»

Цель: объяснить детям, что ткань состоит из ниточек. Содержание: детям роздать кусочки ткани, и воспитатель на своей салфетке показывает, что ткань состоит из ниточек, вытягивает несколько, потом предлагает детям сделать то же самое.

Кусочки ткани

Тема: «Наши помощники».                                                                    

Цель: продолжать знакомить с органами чувств и их назначением (глаза — смотреть, уши — слышать, нос — определять запах, язык — определять вкус, пальцы — определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств.                                                                                                    Содержание: воспитатель предлагает детям узнать предметы (лимон, бубен, яблоко и др.) с помощью разных органов чувств. Дети рассказывают, что запах лимона, спрятанного в коробочку, они уловили носом; звук бубна в коробочке они услышали ушами; круглое яблоко в мешочке нащупали руками; непрозрачный чайник с водой они увидели глазами. Затем дети выливают воду в прозрачную емкость и пробуют на вкус языком. Аналогично дети поступают с сахаром. Взрослый подводит детей к выводу о том, что сахар можно узнать только на вкус, предлагает положить его в воду, растворить, а затем попробовать воду. Дети сравнивают вкус воды с сахаром и без него. Взрослый спрашивает, как изменится вкус, если в воду добавить лимон (она станет кислой, кисло-сладкой). Дети добавляют лимон, размешивают и пробуют.

Взрослый беседует с детьми о том, что у людей есть помощники, которые позволяют человеку узнавать про все на свете. Вместе с детьми размышляет о том, что было бы, если бы помощников (органов чувств) не было, и как их сохранить (опасные ситуации, правила охраны органов чувств).

«Чудесная коробочка» (с дырочками, чтобы уловить запах), в которой находится лимон; коробочка с бубном; «чудесный мешочек» с яблоком; мешочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет