Картотека опытов и экспериментовво второй группе раннего возраста
Месяц |
Планирование |
Оборудование |
Сентябрь |
Тема: «Песок». Цель: знакомить детей со свойствами сухого песка. Содержание: воспитатель предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздает детям кулечки с дыркой и предлагает сыпать из них песок, можно рисовать струйкой песка. |
Тара с песком, вода, формочки для песка |
Тема: «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по колобку». Цель: знакомить детей со свойствами мокрого песка. Содержание: у детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает слепить пирожки разной формы. |
Тара с песком, вода, формочки для песка |
|
Тема: «Отпечатки наших рук». Цель: учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони. Содержание: воспитатель показывает детям, как оставить следы на увлажненном песке. Затем дает детям по совочку и предлагает копать песок, насыпать его в кучки, рыть канавки, разглаживать неровности на песке. Все это происходит под непосредственным руководством воспитателя. |
Песок, камушки |
|
Тема: «Мыльные пузыри». Цель: научить детей выполнять дыхательное упражнение для выдувания мыльных пузырей. Содержание: показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть) |
Мыльные пузыри |
|
Тема: «Пена» Цель: научить детей делать пену из шампуня. Содержание: в таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пену. В такой воде можно купать куклу. |
Таз, теплая вода, шампунь |
|
Октябрь |
Тема: «Бутылочки с сюрпризом». Цель: различие слухового внимания. Содержание: достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо. |
Бутылки с крупой |
Тема: «Рябь на воде». Цель: развитие дыхательного аппарата. Содержание: на стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь. |
Таз с водой |
|
Тема: «Воздух под водой». Цель: наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку. Содержание: в бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки. |
Стакан с кипяченной водой, трубочки |
|
Тема: «Вода холодная и горячая». Цель: развивать тактильные ощущения. Содержание: наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая) . |
Бутылки с горячей и холодной водой |
|
|
Тема: «Водичка, водичка» Цель: закрепление первоначальных представлений о воде (прозрачная; течёт, льётся, журчит; нужна всем: животным, людям, растениям; воду пьют, ею умываются, в ней купаются. Содержание: воспитатель приносит в группу большую чашку, наливает в неё воду и предлагает детям потрогать ее. Затем он говорит, что в воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагает детям опустить эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны, и уточки с рыбками поплыли. |
Большая чашка, вода, рыбки, уточки |
Ноябрь |
Тема: «Чудесный мешочек» №1 (по форме). Цель: учить детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик). Содержание: воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем. |
Мешочек, мячик, кубик, кирпичик |
Тема: «Игры с губкой». Эксперимент Цель: создание условий, необходимых для сенсорного развития детей. Познакомить со свойствами губки. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Содержание: воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать. |
Поднос с водой, губки |
|
Тема: «Лёгкий — тяжелый». Опыт Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Содержание: в одной тарелочке камушки, в другой деревянные бусы. Предложить детям проверить какие предметы плавают, а какие тонут. |
Камушки, деревянные бусы |
|
Тема: «Шарики с сюрпризом». Рассматривание Цель: развитие мелкой моторики рук. Развивать тактильные ощущения. Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются. Содержание: в гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем. |
Шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) |
|
Декабрь |
Тема: «Чудесный мешочек» №2 (по цвету). Цель: обучение детей соотносить предметы по цвету. Развивать тактильные ощущения. Содержание: воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же. |
Мешочек, кубик, шарик, кирпичик, треугольник |
Тема: «Прищепки». Экспериментирование Цель: развивать мелкую моторику рук. Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её. Содержание: обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия. |
Прищепки, куски веревки |
|
Тема: «Снег. Какой он?». Рассматривание Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках). Развивать тактильные ощущения. Содержание: набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь. |
Поднос со снегом |
|
Тема: «Бумага». Эксперимент Цель: познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде. Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой. Содержание: начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов. |
Разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) |
|
Январь |
Тема: «Чудесный мешочек» №3 (по ощущениям). Эксперимент Цель: развивать тактильные ощущения. Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый. Содержание: воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он. Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194 |
Массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый) |
Тема: «Игра с пёрышком». Экспериментирование Цель: создание положительного эмоционального настроения у детей. Формировать словарь: части тела. Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова. Содержание: взять цветное пёрышко и действовать согласно словам: Смотрите, смотрите, что я принесла! |
Перышки по количеству детей |
|
Тема: «Игры с султанчиками». Эксперимент Цель: развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ. Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер). Создание положительного эмоционального настроения. Содержание: воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются. |
Султанчики |
|
Февраль |
Тема: «Развесим платочки». Экспериментирование Цель: развивать мелкую моторику рук. Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью прищепок. Содержание: обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия. |
Платочки, прищепки, веревка |
Тема: «Найди по звуку». Эксперимент Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки. Создание положительного эмоционального настроения. Закреплять названия музыкальных инструментов. Содержание: к нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит. |
Бубен, погремушка, колокольчик |
|
Тема: «Найди такую же бутылочку по звуку». Опыт Цель: развитие слухового внимания детей. Учить детей сравнивать звуки и находить похожие. Вызывать радость и удивление у детей. Содержание: показать ребятам коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку. |
Коробочка с бутылочками: по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами горохом, пшеном, манкой, водой |
|
Тема: «Открываем, закрываем». Опыт Цель: разрабатывать мелкую моторику рук детей. Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках. Содержание: Хрюша принес баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.). Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое. |
Баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.) |
|
Март
|
Тема: «Тает льдинка». Опыт Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле. Содержание: положим кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!» |
Свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой |
Тема: «Ветка в вазе» Цель: показать значение воды в жизни растений. Содержание: срезать веточку, быстро распускающихся деревьев. Взять вазу и наклеить на неё наклейку «живая вода». |
Ветка дерева, ваза с водой |
|
Тема: «Поиграем с солнечным зайчиком». Рассматривание Цель: познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются. Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Содержание: посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним: Солнечные зайчики Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика. |
Зеркало |
|
Тема: «Снег». Опыт Цель: познакомить детей с таянием снега. Содержание: набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь. |
Таз со снегом |
|
Апрель |
Тема: «Ветер по морю гуляет». Опыт Цель: закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ. Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер. Учить различать и самим регулировать его силу. Содержание: в тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте. |
Таз с водой, бумажные кораблики |
Тема: «Плавает, тонет». Опыт Цель: закрепление знаний о весе предмета. Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут). Содержание: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают. |
Таз с водой, камни, пластмассовые шарики |
|
Тема: «Волшебные краски». Эксперимент Цель: Формирование представлений о трёх основных цветах и возможности их смешивания. Содержание: у воспитателя несколько баночек с прозрачной водой и крышечек с разноцветной гуашью. при помощи пипетки в баночки по очереди капается разведенная гуашь, и дети наблюдают как вода меняет окраску — превращается из прозрачной в разноцветную. Воспитатель бросает в окрашенную воду маленький предмет и его не видно. Делается вывод, что окрашенная вода не прозрачна. |
Гуашь красного, синего, жёлтого, цветов; 4-5 прозрачных стаканчиков с чистой водой, кисти |
|
Тема: «Рисовальнички». Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета. Содержание: незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол постелите клеёнку, намочите плотный лист бумаги для акварели. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Спросите у детей, что получится, если используем другие цвета. Дайте возможность поиграть с красками. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски – вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона. |
Большой лист бумаги для акварели, смоченный водой, клеёнка, краски и кисти.
|
|
Тема: «Что в мешочке лежит?». Эксперимент Цель: развитие любознательности у детей. Развивать усидчивость, терпение. Вызвать чувство радости и удивления. Развивать мелкую моторику рук. Содержание: дети рассматривают мелкие предметы и складывают в чудесный мешочек. Воспитатель предлагает детям достать из мешочка предметы по одному и отгадать на ощупь. |
Мешочек с мелкими игрушками |
|
Май |
Тема: «Что-то в коробке». Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы. Содержание: взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света. |
Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа |
Тема: «Что в пакете?». Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве. Содержание: Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел. |
Полиэтиленовые пакеты |
|
Тема: «Ткань» Цель: объяснить детям, что ткань состоит из ниточек. Содержание: детям роздать кусочки ткани, и воспитатель на своей салфетке показывает, что ткань состоит из ниточек, вытягивает несколько, потом предлагает детям сделать то же самое. |
Кусочки ткани |
|
Тема: «Наши помощники». Цель: продолжать знакомить с органами чувств и их назначением (глаза — смотреть, уши — слышать, нос — определять запах, язык — определять вкус, пальцы — определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств. Содержание: воспитатель предлагает детям узнать предметы (лимон, бубен, яблоко и др.) с помощью разных органов чувств. Дети рассказывают, что запах лимона, спрятанного в коробочку, они уловили носом; звук бубна в коробочке они услышали ушами; круглое яблоко в мешочке нащупали руками; непрозрачный чайник с водой они увидели глазами. Затем дети выливают воду в прозрачную емкость и пробуют на вкус языком. Аналогично дети поступают с сахаром. Взрослый подводит детей к выводу о том, что сахар можно узнать только на вкус, предлагает положить его в воду, растворить, а затем попробовать воду. Дети сравнивают вкус воды с сахаром и без него. Взрослый спрашивает, как изменится вкус, если в воду добавить лимон (она станет кислой, кисло-сладкой). Дети добавляют лимон, размешивают и пробуют. Взрослый беседует с детьми о том, что у людей есть помощники, которые позволяют человеку узнавать про все на свете. Вместе с детьми размышляет о том, что было бы, если бы помощников (органов чувств) не было, и как их сохранить (опасные ситуации, правила охраны органов чувств). |
«Чудесная коробочка» (с дырочками, чтобы уловить запах), в которой находится лимон; коробочка с бубном; «чудесный мешочек» с яблоком; мешочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой
|