Подвижные игры о птицах
Подготовил:
Инструктор по
Физической культуре
Булычева Е. С.
“Курочка-хохлатка”Игроки– курица (воспитатель), кошка и цыплята. Кошка спит, остальные гуляют. Покоманде кошка просыпается и гонится за цыплятами. Они бегут к курице, котораязащищает их, прикрывая “крыльями”. Затем роли меняются.
“Птичкилетают”
Птички сидят на возвышении (например, доске). Воспитательговорит: “Солнышко!” Все спрыгивают, летают. После слова “Дождик!” детизапрыгивают обратно. Команды повторяются.
“Курыв огороде”
Сторож ходит по огороду, куры сидят за забором. Сторож видит,что кур нет, и уходит в сторону. Куры перелезают через бревно и бегают поогороду. Сторож кидается на них, хлопает в ладоши и кричит: “Кыш!” Всеразбегаются.
“Вышлакурочка гулять”
Участвуют дети 4-6 лет. Ведущий читает стихотворение, а игрокидействуют по тексту. “Пошла курочка гулять, вкусной травки пощипать…” –размахивают руками, поднимают ноги. “Лапками гребите, зернышки ищите” – садятсяна корточки, ищут зерна и т.д.
“Птичкив гнездышках”
Птички сидят на стульях (в гнездах). По команде разлетаются,размахивая крыльями, играют. Воспитатель говорит: “В гнездышки!” – все спешатна места. Задача – занять свой стул.
“Воробушкии автомобиль”
Воспитатель изображает автомобиль, дети-воробушки бегают поплощадке. По сигналу “Едет автомобиль!” воробьи летят в свои гнезда (наскамейки). Автомобиль уезжает, звучит команда “Дорожка свободна!”, все сновалетают.
“Воробушкии кот”
Кот спит. Воробушки потихоньку крадутся к нему, приговаривая:“Котя черненький лежит. Притворился, что он спит”. Кот вскакивает с криком“Мяу” и ловит воробушков. Все разлетаются. Успевшие скрыться крадутся снова.
“Скворечники”
Игра для дошкольников. Нечетное число игроков. Рисуюткруги-скворечники, в каждом размещается пара “птиц”, один скворец остается безгнезда. Дети бегают, изображая полет. По команде “Скворцы полетели!” бегут ккругам. Задача – попасть в скворечник.
“Кукушонок”
Рисуют круги (гнезда), на одно меньше числа игроков. Среди птицодин кукушонок. “Полетели!” – птицы летают по полю. По команде “Домой!” всеторопятся занять гнездо. Кому не осталось места становится кукушонком.
“Скок-поскок…”
Участники выстраиваются в шеренги. Воспитатель говорит:“Скок-поскок, маленький дроздок на речку пошел”. Под ритм стиха шеренги прыгаютнавстречу, игроки становятся парами.
“Вороны”
Показывают изображения разных птиц: вороны, синицы, совы, цаплии т.д. Воспитатель просит назвать птицу на картинке.
“Перелетныептицы”
Дети-птицы летают стаей. По команде “Буран!” они спешат укрытьсяв “лес”, перепрыгивая преграды – скамейки, шары. “Буран кончился” – всевыбегают из укрытия и продолжают полет.
“Гуси-лебеди”
Пастух пасет гусей на лужайке. Недалеко спит волк. “Гуси-гуси!”– “Га-га-га” – “Есть хотите?” – “Да-да-да!” Гуси через луг летят домой, аразбуженный волк пытается их поймать. Те, кого он коснется рукой, уходят вволчью нору.
“Наседкаи цыплята”
Цыплята прыгают по земле, пока наседка (воспитатель) стоит встороне. По команде “Большая птица!” дети бегут к наседке и прячутся “подкрыло”. Большая птица улетает, все повторяется.
“Лисав курятнике”
Лиса водит, остальные дети изображают кур. По команде “Лиса” онибегут в курятник и садятся на насест (скамейку). Не успевших спрятаться лисазабирает в нору. Все повторяется до следующего сигнала.
“Птичкии клетка”
Одна группе, держась за руки, создает круг (клетку). Втораягруппа – птички. По команде “Клетку открыть!” дети, изображающие клетку,поднимают руки, а птички залетают внутрь.
Нужноуспеть вылететь до сигнала “Закрыть клетку!”, по которому руки опускают. Кто неуспел – становится в круг. Игра идет, пока на воле не останутся 1-3 птички.
“Соколи голуби”
Домики голубей на разных концах поля. Сокол гуляет посередине.Он командует: “Летите, голуби!” Голуби перебегают из домиков на другую сторону,а сокол пытается их поймать. Кого сокол коснулся рукой – отходит в сторону.
Что ещепочитать: Игры со стульями: Музыкальные стулья и другие
“Веселыйворобей”
Воробьи слушают ведущего. “Воробей на ветку прыг” – все прыгают.“Птичка говорит – чирик” – изображают чириканье. Это игра для младшеговозраста. Указания можно давать в стихах.
“Совушка”
Дети изображают бабочек, мышей и жучков, а водящий (Совушка)сидит на месте. По команде “Наступает день!” участники передвигаются, но присловах “Наступает ночь!” все замирают.
ВылетаетСовушка и забирает с собой тех, кто шевелится. Совушке запрещено наблюдатьнепрерывно за одним игроком.
“Ласточкабез гнезда”
На земле рисуют круги (гнезда), на одно меньше числа участников.Дети бегают по площадке, изображая полет. Звучит команда “Летите, ласточки!”.Все занимают гнезда. Тот, для кого не хватило круга, становится ласточкой безгнезда и в следующем туре водит.
“Дрозд”
Игроков должно быть четное число – от 10. Дети становятся в двакруга – внешний и внутренний. Поворачиваются лицом друг к другу, образуя пары.
Произносят слова:
Я дрозд, ты дрозд,
У меня нос, у тебя нос,
У меня глазки, у тебя глазки,
У меня губки, у тебя губки,
Меня зовут Миша, как тебя звать?
Меня зовут Федя. Дай пять!
Хлопаютв ладоши. Круг делает один шаг вправо, игра продолжается с новыми парами.
“Пингвиныс мячом”
Две команды игроков стоят на расстоянии 4 м от ориентира. Ребятазажимают мяч между ногами, обегают вокруг ориентира, возвращаются и передаютмяч следующему участнику. Последний игрок приносит победу команде. При падениимяча бег нужно начинать со старта.
“Охотникии утки”
Участников делят на уток и охотников. На площадке рисуют большойкруг, обозначающий пруд. Утки плавают в пруду, не покидая его пределов, аохотники за кругом перебрасывают друг другу мяч, стараясь попасть им в уток.Потом роли меняют. Побеждает команда, “выбившая” больше уток за отведенноевремя.
“Бойпетухов”
Две команды выстраиваются в шеренги напротив друг друга.Подражая петухам, дети закладывают руки за спину и прыгают на одной ноге. Посигналу участники сближаются, стараясь заставить соперника ступить на землювторой ногой. Опорную ногу во время боя менять нельзя. Коснувшийся земли игрокпокидает поле. Игра заканчивается, когда в одной из команд не остаетсяучастников.
Игра “один на один” – поединок между сильнейшими участникамикоманд.
“Филини пташки”
Одного ребенка назначают филином, остальные выбирают птиц, чейголос смогут изобразить. Например, чайка, курица, сорока, голубь и т.д. Филинудаляется, птицы поют своими голосами и летают. По команде они прячутся вгнезда (на пни, скамейки), а филин прилетает и старается поймать кого-нибудь иугадать птицу. Пойманный – новый филин.
“Журавли-журавли”
Дети размеренно ходят за вожаком по площадке. Предводитель стаипроизносит: “Журавли-журавли, ну-ка дугой выгнитесь!” – игроки образуют дугу.Вожак говорит быстрее: “Журавли-журавли, ну-ка веревочку сделайте!” – участникивыстраиваются в колонну, не прекращая движения. С ускорением темпа идуткоманды: “Как змея извивайтесь!”, “Змеей в кольцо свернитесь”, “Змеейвыпрямитесь!” и т.д. Игра идет, пока журавли не запутаются.
“Соколи лиса”
Участвуют лиса, сокол и соколята. Сокол бегает по площадке,совершая произвольные движения и размахивая “крыльями”. Соколята копируют егоповедение. По сигналу появляется лиса – в это время все соколята должныприсесть на корточки. Кто не успел – попадает в лапы лисы и временно выбывает.
“Третийлишний”
Игрокам показывают слайды (картинки), на каждом из которыхизображено по 3 птицы. Задача ребенка – указать, какая птица лишняя. Например,аист, лебедь и воробей. “Лишний” воробей, потому что он относится к зимующимптицам.
Пользаподвижных игр для детей
Активные игры ускоряют развивают ребенка:
1. Учаториентированию в пространстве.
2. Развиваютвыдержку, выносливость и ловкость.
3. Тренируютконцентрацию внимания.
4. Улучшаютмоторику и координацию.
5. Помогаютналадить общение со сверстниками, создают дружескую атмосферу в группе.
6. Расширяюткругозор, знания о животном мире.
Подвижные игры для детейпро птиц
Для детей 2-5 лет
Игры малой подвижности.
«Птички» (2-3 года)
Цель: Координация речи с движениями,работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения.
Ход игры:
Дети образуют круг, встают нанекотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, которыйнаходится в центре круга. Педагог читает текст стихотворения и показываетдвижения.
Маленькие птички, (Выполняютвзмахи руками).
Раз-два, раз-два!
Скок-скок, скок-скок! (Прыгаютна месте на двух ногах, руки на пояс).
Маленькие птички, (Выполняютвзмахи руками).
Раз-два, раз-два!
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! (Хлопаютв ладоши).
Маленькие птички, (Выполняютвзмахи руками).
Раз-два, раз-два!
Топ-топ, топ-топ! (Топаютногами, руки на пояс).
Маленькие птички, (Выполняютвзмахи руками).
Раз-два, раз-два!
Разлетайтесь кто куда! (Разбегаютсяврассыпную).
Примечание. После слов педагога«Разлетайтеськто куда!» дети убегают в заранее указанное педагогом место на игровойплощадке.
«Птички раз! Птички два!» (2-3года)
Цель: упражнять детей в выполнениидвижений; учить счету.
Ход игры
Сейчасбудем играть. Сколько у птички лапок? А глазок, крылышек?
Птички,раз! (Дети выдвигают вперед одну ногу.)
Птички,два! (Выдвигают другую ногу.)
Скок-скок-скок! (Детискачут на обеих ногах.)
Птички,раз! (Дети поднимают «крылышко».)
Птички,два! (Поднимают второе «крылышко».)
Хлоп!Хлоп! Хлоп! (Дети хлопают в ладоши.)
Птички,раз! (Дети закрывают рукой один глаз.)
Птички,два! (3акрывают другой глаз.)
«Птички» открывают глаза и бегают, машут «крылышками», чирикают.
Воспитатель. Все полетели!
Пожеланию игра повторяется 2–3 раза.
«Веселый воробей» (2-3 года) (по стихотворению М. Клоковой «Зимапришла»)
Цель: учить детей выполнять движенияпо тексту игры.
Ход игры
Воспитатель. Воробей сберезы
Надорогу прыг! (Дети прыгают.)
Большенет мороза –
Чик-чирик! (Детиnрыгaют и «чирикают».)
Вотжурчит в канавке
Быстрыйручеек. (Дети произносят:
«Ж-ж-ж-ж!»)
Ине зябнут лапки –
Cкoк-скок-скок! (Детиnрыгaют.)
Высохнутовражки –
Прыг,прыг, прыг! (Дети nрыгают.)
Вылезутбукашки –
Чик-чирик! (Дети«чирикают».)
Клюй,не робей! Кто это?.. (Дети отвечают:
«Воробей!».)
«Летает – не летает» (3-4 года)
Цель: развивать у детей слуховое изрительное внимание, быстроту реакций, воспитывать выдержку.
Дети образуют круг, становятся лицомв центр круга, где находится воспитатель. Воспитатель вразбивку произноситназвания предметов мебели, животных, птиц, насекомых. Если названный предмет(животное, насекомое, птица) летает, дети поднимаются на носочки, разводят рукив стороны, если не летает – присаживаются на корточки.
Например: бабочка, пчела, стрекоза,ворона, воробей, синица, самолёт, вертолёт…- летают. Стол, стул, машина, мяч…-не летают (присаживаются на корточки).
«Найдём синичку» (3 – 4 года)
Цель:
Ход игры:
Дети стоят свободно по залу, увоспитателя в руках игрушка – синичка.
Пойду прятать я синичку –
Очень маленькую птичку.
Быстро глазки закрывайте,
Где синичка – угадайте.
Дети присаживаются на корточки, закрываютглаза. Воспитатель прячет игрушку.
«Ищите синичку!» — дети идут искатьптичку.
«Птички в гнёздышке»
Цель. Игра тренируетпамять, внимание, развивает быстроту движений, ориентировку в пространстве.
Ход игры: Нарисовать наземле несколько кругов или разложить обручи. По сигналу все птички вылетают изгнездышек, разлетаются во все стороны, приседают, клюют корм, снова летают,размахивая руками – крыльями.
Взрослый произноситслова:
Вотлетели птички, птички невелички.
Все летали, все летали — крыльями махали.
На дорожку сели, зёрнышек поели.
Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.
Перышки почистим, чтобы были чише
Вот так, вот так, чтобы были чище!
Прыгаем по веткам, чтоб сильней бытьдеткам.
Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.
По сигналу: Летите домой вгнёздышки! дети возвращаются в гнёздышки — сначала влюбое , затем можно усложнить задание: нужно вернутся именно в тогнездышко, из которого вылетели.
Игры — ловишки
«Кот и воробышки» (3-5 лет)
Цель: упражнять в умении сохранять направление движения и изменении егов зависимости от ситуации; развивать внимание; умение действовать только послепроизнесения условной фразы.
Ход игры:
Кот — располагается на одной сторонезала, воробышки — на другой.
Воробышки приближаются к коту:
Котя, котенька, коток,
Котя — черненький хвосток,
Он на бревнышке лежит,
Притворился, будто спит.
После этих слов кот восклицает: «Мяу!» — и начинает ловитьворобышков, которые убегают от него в домик, за черту.
Собачка и воробьи(2-4 года)
Цель: закрепить знания детей о характерныхдвижениях птиц, научить имитировать их голоса.
Ход игры: «собачка» — ребенок или игрушка,«воробьи» — дети.
Скок поскок
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей
Чив! Чив! Чив!
Киньте крошек воробью
Я вам песенку спою:
Чик-чирик!
(имитировать движения воробья: прыжки на двухногах, взмахи руками.)
Вдруг собачка прибежала,
Воробушек распугала
Прибегает «собачка»и громко залаяла. «Воробьи» разлетаются. Игра повторяется 2-3 раза.
«Прыгающиеворобушки» (4-5 лет)
Цель: развивать у детейрешительность, упражнять в беге с увертыванием.
Ход игры: на земле чертитсякруг диаметром 3-5 метров. Воспитатель выбирает ловишку, который становиться вцентре круга – это «кошка», остальные дети «воробьи», которые находятся закругом. Кошка спит, а воробушки влетают в круг за зернышками. Кошкапросыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, когокоснулась «кошка» считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают2-3 птичек – выбирается новая кошка.
«Голуби и воробей»(4-5 лет)
Цель: развиватьдвигательную активность, мышление, внимание.
Ход игры: дети – «голуби»образуют круг. Выбирается «воробей» и становиться в середину круга. Воспитательвместе с детьми произносит слова, «воробей» подражает:
Среди белых голубей
Скачет шустрыйворобей.
Воробей – пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай – ка, неробей!
«Воробей» пробуетвылететь из круга, «голуби» его не пускают. Игра повторяется 2-3 раза.
«Стайка» (3-5 лет)
Цель: развиватьритмическую и выразительную речь, воспитывать спортивную сноровку.
Ход игры: Выбирается водящий,воспитатель вместе с детьми произносит считалку И Токмаковой:
Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек –стайка:
Эта птичка –соловей,
Эта птичка –воробей;
Эта птичка – совушка
Сонная головушка.
Эта птичка –свиристель,
Эта птичка –коростель,
Эта птичка –скворушка
Серенькое перышко.
Это – зяблик,
Это – стриж,
Это – развеселыйчиж.
Ну а это – злойорлан, птички, птички по домам.
После этих слов дети разбегаются, аводящий (злой орлан) старается кого-нибудь поймать.
Подвижныеигры с предметами.
«Воробышки и автомобили» (3-4 года)
Цель: Упражнять детей в беге в разныхнаправлениях, не наталкиваясь, друг на друга, в умении начинать движение именять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
Ход игры: дети «воробушки» сидят на веточке(канат). Ребенок – «водитель» встает на другой стороне площадки с рулем вруках. По сигналу «Воробышки полетели!» дети бегают по комнате, легкоразмахивая руками. По сигналу «Автомобиль едет. Воробышки в гнездышки!». Выезжаетавтомобиль, воробышки улетают – дети бегут и садятся на свои места, автомобильвозвращается в гараж.
«Солнышко и дождик» (2 – 4 года)
Цель: развивать двигательную активность,ловкость, быстроту реакции, безопасно передвигаться по площадке не наталкиваясьдруг на друга.
Ход игры: Воспитатель поднимает высокопредмет «Солнышко». Дети – «воробушки», соскакивают с «веточки», летают, клюютзернышки, пьют водичку. Воспитатель меняет «солнышко» на «тучку» и «воробушки»должны быстро улететь на веточку. Игра повторяется 2-3 раза.
«Хитрая лисица» (3-5 лет)
Цель: упражнять детей в быстром беге,развивать наблюдательность, внимание.
Ход игры: на площадке отводиться место для«норки» лисы и «гнездышек» для птичек. На водящего надевается маска лисы, наостальных детей, маски птиц. Водящий уходит в норку и притворяется спящейлисой, а птички вылетают из своих гнезд, летают, клюют зернышки, пьют водичку.Но хитрая лиса не спит, а подпускает ближе к норке причек, выпрыгивает и ловитптичек. Того, кого задела, уводит к себе в норку . игра повторяется 2-3раза.
Русские народныеподвижные игры.
«Гуси – лебеди» (3-5 лет)
Цель: развивать ловкость, гибкость.
Ход игры: на одном краю площадки обозначаетсядом, в котором находятся гуси. На противоположной стороне площадки стоитпастух. Сбоку от дома логово, в котором живет волк, остальное место – луг.Выбираются дети, исполняющие роль пастуха и волка, остальные изображают гусей.Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают.
Пастух: Гуси, гуси!
Гуси: (отвечают хором) Га, га, га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси: Да, да, да!
Пастух: Так летите же домой!
Гуси: Нам нельзя!
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
Пастух: Так летите, как хотите,
Только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья, летят черезлуг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать.Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежекподсчитывается количество поймонных волком гусей. Затем выбирается новые волк ипастух.
«Зимующие и перелетные птицы» (4-5лет)
Цель: развивать двигательные навыки;закреплять представление о поведении птиц зимой. Ход игры: Дети надеваютшапочки птиц (перелетных и зимующих).
Ход игры: В середине площадки нарасстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки.«Птицы» бегают врассыпную со словами: Птички летают, зерна собирают. Маленькиептички, птички-невелички». После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а«зимующие» — к снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.
«Пчелки и ласточка» (2-4года)
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.
Ходигры: Играющие – пчелы – летаютпо поляне и напевают:
« Пчелки летают,
Медок собирают!
Зум, зум, зум!
Зум, зум, зум!»
Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончаниипесни ласточка говорит:
«Ласточка встанет, пчелку поймает».
С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел.Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.
