ИСПОЛЬЗОВАНИЕКЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ.
Казюлина Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Кейс -метод как форма обучения – это не изобретение нашего времени, он возник еще вначале прошлого века на базе школы бизнесаГарвардского университета. Суть метода состоит в том, что обучающиеся получаютпакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно отобучающегося требуется или определить проблему и пути ее решения, иливыработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
В Россиикейс — технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций, ситуационнымизадачами. В последние годы кейс технологии нашли широкое применение в медицине,юриспруденции, экономике, политологии, в школах бизнеса.
Кейс –метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: методпроектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общейпроблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность,которая позволяют всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебныйматериал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно исамостоятельно.
Процесс обучения с использованием кейс–метода позволяет формироватьметапредметные компетенции обучающихся, индивидуализировать учебный процесс.Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях,познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможностьприменения методов научного исследования, развивает познавательнуюсамостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально– волевые качества и формирует познавательную мотивацию.
Кейс -технологии – один из механизмов, позволяющих максимально задействоватькоммуникативные и творческие способности учеников. Они могут быть успешнопостроены как на материале художественной, так и публицистическойлитературы. В целом же художественные произведения русской литературыполностью подходят для изучения их с помощью кейс — технологий, так как ихидейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний миргероев, их искания, морально-этическая подоплека поступков. Все это – сферажизни человека, не поддающаяся однозначной оценке, то есть подразумеваетсяразличная трактовка одного и того же характера или поступка, есть противоречия,проблемность. Это и дает базу для создания кейса.
Целикейс– метода заключаются в:
- активизации познавательной деятельности обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения;
- повышении мотивации к учебному процессу;
- отработке умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
- умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
- приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;
- выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Структура исодержание кейса:
· предъявление темы урока, проблемы, вопросов,задания;
· подробное описание спорных ситуаций;
· сопутствующие факты, положения, варианты,альтернативы;
· учебно-методическое обеспечение: наглядный,раздаточный или другой иллюстративный материал; литература основная идополнительная;
· режим работы с кейсом;
· критерии оценки работы по этапам.
Кейс- методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческойработы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловойкорреспонденции и ситуационного анализа.
Самымраспространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа,позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Обучающемуся предлагаетсятекст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующаярешения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные модели. Вэтом случае главная задача — определить путем анализа их целесообразность.
Естественно, при использовании каждого из перечисленных методов обучающиесяполучают также пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы дляпонимания сути проблемы. Кроме того, кейс-технологии предполагают какиндивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развиваетумение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде.
Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения,кинофильмы, кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт обучающихся имногое другое.
Такимобразом, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовымзнанием. Обучающиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью,проводить глубокий сопоставительный анализ произведений и явлений жизни, вкоторой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаиватьсвою позицию.
По типуи направленности кейсы можно подразделить на тренировочные, обучающие,аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические.
Наблюдение за решением каждого кейса дает преподавателю возможность увидеть,способен ли человек мыслить нестандартно, креативно. Если работа ведется вгруппе, то способен ли обучающийся подхватить чужую мысль и развить ее.
Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц)предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3-5страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общуюдискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены дляразбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чемговорится на занятии.
Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, виндивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в видепрезентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и такдалее.
Приумелом использовании такого рода деятельности на уроках происходитсамопроизвольный переход обучающихся от внешней мотивации обучения к внутреннейрегуляции самообучения. Таким образом, появляется возможность максимальноиндивидуализировать процесс обучения .
Задания не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс методам поформальным признакам. Каждый кейс – это серьезная методическая разработка,которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способностиобучающихся.
Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации(при допустимости участия обучающихся на стадии подготовки кейса) принадлежитучителю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемыхрешений. оригинальные нестандартные решения. Кейс — технологии сегодняпротивопоставляются таким видам работы, как повторение за учителем, ответы навопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычныхобразовательных задач. Данный метод способствует развитию умений учениковсамостоятельно принимать решения; кейсы имеют несколько решений и множествоальтернативных путей, приводящих к ним.
Ивсе же, думается, не следует считать кейсы универсальным методом. Для школьнойпрограммы подобного рода методы – лишь дополнение к базовым знаниям, которыеприобретаются традиционным путем. Никакая аналитическая работа не может бытьинтуитивной, никакие серьезные выводы не сделать, если нет глубоких знанийпредмета.
Список литературы
Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE —технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. — №13-15.
Смолянинова, О.Г. Информационные технологии иметодика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза:Труды II Всероссийской научно-методической конференции Образование XXIвека: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизациии гуманизации, Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. — Красноярск, 2000.
Смолянинова, О.Г. Инновационные технологииобучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российскомобразовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода/ под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
Дзатцеева Т.С. Кейс-технологии и их применениев современной школе на уроках литературы http://festival.1september.ru/articles/605044/
Завгородняя Е.Г. Кейс-метод на урокахлитературы как средство формирования метапредметных компетенций http://festival.1september.ru/articles/623682/