Кинезиологические сказки — как эффективный метод коррекции иразвития дошкольников с ОВЗ
«Движение может заменить лекарство –
но ни одно лекарство не заменит движения».
Ж. Тассо.
Главнойпроблемой дошкольного детства на современном этапе является постоянно растущеечисло детей с нарушениями в физическом и психическом развитии.По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только 15% детей рождаются абсолютно здоровыми, у остальных отмечаются те илииные патологии. По статистике, 70-90 % детей, посещающих дошкольныеучреждения, имеют проблемы со здоровьем. Работая с детьми, я на практикеубедилась, что перед педагогом стоит задача поиска эффективных форм и приемовпрофилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательногоучреждения.
У детей всечаще отмечается снижение вербальной памяти, недостаточная устойчивостьвнимания, ограничены возможности его распределения, при относительносохранной смысловой памяти. Дети забывают сложные инструкции, элементы ипоследовательность заданий. У нихограничены возможности познавательной деятельности. Дети отстаютв развитии словесно – логического мышления, с трудом овладеваютанализом и синтезом, сравнением и обобщением. У них недостаточно развитаручная моторика, часто нарушена координация движений.
Поэтому,на мой взгляд, актуальна для коррекционно- развивающих групп кинезиологияили гимнастика для мозга. В последнее время кинезиология пользуетсяогромной популярностью среди психологов всего мира. За рубежом она стала известнойблагодаря двум авторам – Полу и Гейл Деннисон.
ВРоссии кинезиология стала популярна благодаря известнымнейропсихологам Алле Леонидовне Сиротюк и Анне Владимировне Семенович.
РаботыВ. М. Бехтерева, А. Р. Лурия, Б. Н. Анохина, и. М. Сеченова доказали влияниеманипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи.
Кинезиология актуальнаеще и потому, что в настоящее время растет число детей с ММД (30% отобщего числа, которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениямикачеств психики).
Определеннуюроль в возникновении играет нарушение асимметрии коры больших полушарийголовного мозга и межполушарного взаимодействия.
Интересноотметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закреплениямысли необходимо движение.
И.П.Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многимлюдям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе,покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательнойактивности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие иформирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок необучается!
Кинезиология– это наука о развитии умственных способностей и физическогоздоровья через определенные двигательные упражнения.
Современные кинезиологические методики направлены наактивизацию различных отделов коры больших полушарий, чтопозволяет развивать способности человекаили корректировать проблемы в различных областях психики. Подвлиянием кинезиологических упражнений, в организме происходят положительныеструктурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервныхпроцессов осуществляется на более высоком уровне. Особенно актуально применениекинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.
Познакомившись с работами А. Л. Сиротюк я сталаиспользовать кинезиологические упражнения в ходе непосредственнообразовательной деятельности с детьми начиная с раннего возраста до старшегодошкольного возраста, постепенно усложняя комплексы упражнений.
Всвоей коррекционно- развивающей работе с детьми я используюследующие кинезиологические упражнения:
1. Дыхательные упражнения.
Дыхание– самая важная физическая потребность тела. Эти упражнения улучшаютритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсациясосудов, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольноконтролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей ссиндромом дефицита внимания и гиперактивностью 1. 4.
2. Телесные упражнения.
При ихвыполнении развивается межполушарное взаимодействие,снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) имышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидянеподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. Именно поэтомумногим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например,ходьбе, покачивании ногой, постукиванием карандашом по столу ит. д. Врезультате движений во время мыслительной деятельности подстраиваются нейронныесети, позволяющие закрепить новые знания.
Прирегулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движенийобразуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающихполушария головного мозга, что способствует развитиюпсихических функций.
3. Растяжки –они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечноенапряжение, гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.
Гипертонус– проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна.У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушеныдвигательные и психические реакции.
Гипотонуссочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональнойвялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самомначале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус ипоказать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах,одновременно обучая возможным приемам релаксации.
4. Упражнения длярелаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
5. Глазодвигательные упражнения.
Онипозволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные иразнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарноевзаимодействие и повышают энергию всего организма. Известно, что движение глазактивизируют процесс обучения. Движения глаз являются одним из необходимыхусловий осуществления чтения.
6. Тренировкатонких движений пальцев рук стимулирует общее развитиеречи (морфологическое и функциональное формирование речевых областейсовершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а такжеявляется мощным средством повышения работоспособностиголовного мозга.
7.Массаж.
Особенноэффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалистынасчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которыесоответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, ана мочке уха – голове.
Детскаякинезиология использует различные двигательные, дыхательныеи энергетические упражнения для психоэмоционального и интеллектуальногоразвития детей.
Кинезиологияотносится к здоровьесберегающей технологии, а так как, ведущий вид деятельностидетей дошкольного возраста — игра, то в своей работе я совмещаю игровуютехнологию и здоровьесберегающую в кинезиологических сказках. Сказки строятсяна принципе объединения упражнений в одной сюжетной линии. Дети старшегодошкольного возраста с удовольствием подключаются к придумыванию сюжета.
Хотелосьбы обратить внимание еще на несколько важных моментов в проведении кинезиологическихупражнений:
— вовремя занятий проводить такие упражнения можно только в том случае,если идет стандартное обучение. Творческую деятельностьпрерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.
— еслиже детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, токомплекс упражнений лучше проводить перед занятием.
— кинезиологическиеупражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийэффект.
— подвлиянием кинезиологических тренировок в организме происходятположительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке изначительные изменения.
Литература:
1. А.Л. Сиротюк «Обучение детей с учётом психофизиологии», «Сфера», Москва2001г.
2. А.Л. Сиротюк «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождениеобучения», «Сфера», Москва 2003г.
3. А.Л. Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гипперактивностью», «Сфера»,Москва 2002г.
4. В.Любимова «Кинезиология. Второй уровень познания тела», «Невский проспект»,Санкт – Петербург, 2005г.
5. В.Любимова «Кинезиология, или природная мудрость тела», «Невский проспект»,Санкт – Петербург, 2005г.
6. В.Д. Еремеева «Мальчики и девочки – два разных мира», «Линка – пресс»,Москва, 1998 г.
7. П.Деннисон, Г. Деннисон «Программа «Гимнастика ума». Пер. С.М.Масгутовой,Москва, 1997 г.
