• Концентрированноеобучение — особая технология организацииучебного процесса, при которой осуществляется концентрация энергии и рабочеговремени обучающихся и педагогов на более глубоком изучении предмета за счетобъединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин втечение дня и недели.
• Цель концентрированного обучения — заключаетсяв повышении качества обучения и воспитания обучающихся через преодолениемногопредметности учебного дня, калейдоскопичности ощущений и впечатлений приформировании знаний и умений, раздробленности процесса познания.
•Основной учебно-организационнойединицей при таком обучении становится не урок, а учебный блок.
•Учебный блок — этозанятие, включающее четыре урока, объединенных общей целью. Он представляетсобой совокупность взаимосвязанных форм организации обучения, в которыхпоследовательно и единовременно осуществляется сознательное усвоениеобучающимися учебного материала, формирование в единстве знаний и уменийобучающихся, развитие их творческих способностей.
Урок — лекция
Цель и задачи: передача, переработка информации теоретическогоматериала, активизация мыслительной деятельности с применением приемовактивизации и поддержания внимания обучающихся
за счёт использования опорных схем, символики
На лекции обучающиеся знакомятся с целью и планом всего учебного блока и самой лекцией. Этот материал,а также основное содержание лекции и последующих организационных форм обученияготовится учителем заранее (накануне), оформляется в виде опорного конспекта, схемы изащищается перед ответственным администратором согласно регламенту внутришкольногоконтроля.
На лекции происходит первое знакомство обучающихся с новымзнанием, его восприятие и первичное осмысление. Но, в отличие от традиционногоподхода, воспринятый обучающимися материал — это не раздробленные сведения, ацелостный блок знаний по логически завершенной теме, предъявляемыйконцентрированно.
После первогообъяснения лекционного материала следуетболее сжатое второе, а в конце лекции — третье, еще более концентрированное изложение основных вопросовлекции.
Требования к уроку-лекции
1. Лекция (Л.) оформляется в цвете и заранее согласуется сответственным администратором
2. На столах у обучающихся лежат информационные папки блоков сучебным материалом.
3. В Л. используются условные обозначения.
4. При оформлении Л. озвучивается тема, цель, план лекции.
5. Начинается Л. с подведения обучающихся к теме, постановке цели,задач, ожидаемых результатов изучения Л.
6. Материал Л. объясняется трижды:
а) подробное объяснение,
б) изложение-объяснение,
в) хоровое проговаривание.
7. Использовать для закрепления материала разные формы:
а) хоровое, парное, самостоятельное проговаривание,
б) запись Л. параллельно с комментариями учителя,
в) озвучивание Л. группой С (сильными обучающимися),
8. Использовать во время Л. таблицы, схемы, карты, карточки,обучающие видеоуроки, презентации, анимации, задавать вопросы, выполнятьнесложные практические задачи.
9. Л. записывается учеником в отдельной (лекционной) тетради.
2. Урок – самопогружение (самостоятельная работа )
Цель: проработать материал учебника, дополнительной литературы
На этом занятиив результате самопогружения обучающихся в изучение предмета осуществляетсяболее углубленное усвоение лекционного материала, его осмысление. Важно также, чтоформируются самообразовательные навыки иумения:
vработа скнигой,
vумение выделятьглавное в прочитанном,
vсоставлятьпланы,
vустанавливатьпричинно — следственные связи,
vсоставлятьобобщающие таблицы, схемы, диаграммы и тд.
Самостоятельная работа можетбыть индивидуальной, в парах. Проектная работа в группах А.В,С.
Педагог в это времявыполняет функцию консультанта.
По окончании самостоятельнойработы обучающиеся отвечают на контрольные вопросы и защищают проекты.
Требования к уроку-самопогружению
1.На самопогружении (С.) должно происходить более углубленноеусвоение лекционного материала.
2.Ход работы С. записывается в папке с учетом дифференциации(группы А, В, С). Учитель в начале урока знакомит обучающихся с планом урока.
3.Индивидуальная работа обучающихся с немой лекцией (схемой).
4.Работа с учебником.
5.Работа со словарями, дополнительным материалом.
6. Оказание учителем индивидуальной консультативной помощинуждающимся ученикам.
7. Фронтальная работа по контрольным вопросам, записанным впапке-информаторе.
8. Озвучивание лекции, немого опорного конспекта, схемы, письменноевоспроизведение отдельных узлов лекции, работа с тренажером, работа в паре, вгруппе.
9. Завершается С. проверкой теоретического материала и записьюдифференцированного (А,В,С) домашнего задания с комментарием.
3. Урок — практикум
(практическое занятие)
Цель — формированиеумений применять новые знания на практике.
Третий структурный элемент учебного блока — практическоезанятие.
В результатесамостоятельного, а также совместного (с педагогом и другими обучающимися)выполнения заданий на применение знаний осуществляется этап закрепления знанийв памяти. Происходит это не отсроченно во времени, когда большая часть знаний уобучающихся забывается, а непосредственно после их восприятия и осмысления.
Кроме того, для практических занятий при концентрированном обучениихарактерна спокойная, деловая атмосфера взаимодействия и сотрудничествапедагогов и обучающихся, последних между собой.
Здесь нет места недостатку времени, столь характерному для этапазакрепления знаний на традиционном комбинированном уроке.
Требования к уроку-практикуму
1. Научить применять новые знания.
2.Все задания для урока-практикума (У-П)
записаны в папке-информаторе (презентации, на доске).
3.Задания даются дифференцированные (уровни А,В.С).
4.Проводятсяразные виды письменных и устных работ с применением тренажеров, аудио ивидеозаданий, словарные и выборочные задания, индивидуальные задания покарточкам.
5.Проводится самостоятельная проверочная работа.
6.На практикуме обучающиеся обязательно должны получать оценки.
4. Урок — зачет
Цель: проверить степень усвоенияосновных понятий и ведущих идей, сформированность навыков работы, общих учебныхи специальных умений
Зачет проводится, как правило, сприменением тестирования, результаты которого обучающиеся сами могут оценить поопределенным преподавателем критериям.
Здесьактивно применяется взаимоконтроль, самоконтроль и самооценка.
На зачетевыделяется также немного времени для:
v проведениясовместно с обучающимися общего качественного и количественного анализа работышкольников и педагога на блоке,
v выделенияслабых мест и определения путей их преодоления,
v предварительной ориентировки обучающихся в содержании следующего блока по предмету.
Требования куроку-зачету
1.На уроке-зачете (У-З) проверяется уровень усвоения основныхпонятий, сформированность навыков работы в виде воспроизведения опорного конспекта лекции (теоретического материала).
2.Задания на У-З даются разноуровневые для групп А,В,С иобозначаются в папках-информаторах.
3.Уровень А может быть общим, но обязательным для слабых познаниям обучающихся. Уровень В – для «средних» обучающихся. Уровень С – для«сильных» учеников.
4.Формыпроведения У-З могут быть разные: текстовые контрольные работы, тесты, зачетные работы по теоретическомуматериалу, практические упражнения, изложения, сочинения.
5. Для проверки знаний в начальном и среднемзвеньях можно использовать интернет-материалы ВПР.
6. Для проверки знаний в старших классах -on-line интернет-тренажеры с заданиями для ГИА в форме ОГЭ или ЕГЭ савтоматическим оцениванием.
7. Задания для уровня С могут носить творческийхарактер: сочинение на различные темы, биномы, составление собственных схем,поэтические переводы, написание синквейнов
8.В заключениипрохождения учебного блока необходимо провести анализ работы, самооценку(взаимооценивание), рефлексию с акцентированием внимания обучающихся нанедостатках и необходимостью их преодоления в будущем.
Взависимости от единицы укрупнения (учебный предмет, учебный день, учебная неделя),определяющей степень концентрации можно выделить три модели концентрированногообучения.
• изучениев течение определенного времени одного основного предмета. Продолжительностьпогружения в предмет определяется при этом особенностями содержания и логикиего усвоения
Укрупнениепо обучающимися, общим числомотводимых на его изучение часов, учебному предмету наличием материально-технической иучебно-методической базы.
• Предполагаетукрупнение одной организационной единицы — учебного дня, количество изучаемыхпредметов в котором сокращается до одного—двух. В рамках же учебной неделичисло
Укрупнение дисциплин сохраняется в соответствии с учебным планом и учебнойнедели графиком его прохождения.
• Количествопредметов, запланированных на четверть (год), не меняется и соответствуетучебному плану, но меняется структура учебной недели, в течение которойизучается не более двух-трех
Укрупнение поучебному дню дисциплин.
Исследования позволяют говорить о следующих несомненныхдостоинствах системы концентрированного обучения:
• Прочноеусвоение знаний, что получается в ходе многократного повторения новогоматериала и разнообразие форм обработки. Материал усваивается практически всемиобучающимися. Появляется 1 стремлениек положительной оценке.
• Создаютсяблагоприятные условия для целенаправленного систематического применениякомплекса организационных форм обучения, обеспечивающих вовлечение обучающихсяв разнообразные виды
2 деятельности
• Становится возможной подлинная дифференциация ииндивидуализация обучения, его связь с
3 жизнью
• Благотворно влияние концентрированного обучения намотивацию ученика: за многочасовые занятия
4 одним предметом внимание не угасает, а, наоборот, нарастает
• Блочное построение учебного процесса позволяет ребенкуспокойно, раскрепощенно работать над усвоением учебного материала, не испытываядискомфорта от большого количества предметов – их
5 нет.
• Создается благоприятный психологический климат, посколькувсе участники образовательного процесса настроены на долговременную связь ивзаимодействие друг с другом. Это выступает как 6 важный фактор решения воспитательных иразвивающих задач обучения.
• Характерна совместная работа педагога и ученика.Формируется способность к саморегуляции деятельности, её самооценки,развиваются навыки сотрудничества и делового общения. В результате 7 развивается чувство ответственности, долга,формируются лучшие черты характера личности.
• Обучающиеся лучше узнают друг друга, педагога, проявляютсяиндивидуальные интересы, способности. Учитель имеет больше возможностей длявыявления причин затруднений в обучении,
8 особенностейработоспособности каждого школьника. Это позволяет вносить обоснованные исвоевременные коррективы в методику обучения.
Примерная раскладка блоков по четвертям учебного года
Четверть |
Количество недель в четверти |
2 часа в неделю |
3 часа в неделю |
4 часа в неделю |
5 часов в неделю |
16 ч / 4 блока |
24 ч / 6 блоков |
32 ч / 8 блоков |
40 ч / 10 блоков |
||
16 ч / 4 блока |
24 ч / 6 блоков |
32 ч / 8 блоков |
40 ч / 10 блоков |
||
10 |
20 ч / 5 блоков |
30 ч / 7 блоков |
40 ч / 10 блоков |
50 ч / 12 блоков |
|
8|9 |
18 ч / 4 блоков |
27 ч / 6 блоков |
36 ч / 9 блоков |
45 ч / 11 блоков |
|
Уч. год |
34/35 |
70 ч/ 13 блоков |
105 ч/ 25 блоков |
140 ч/ 35 блоков |
175 ч/ 43 блока |
Ø 1,2 классы используют элементы КИТО;
Ø музыка, ИЗО, ОРКСЭ/ОДНКНР, информатика и ИКТ, башкирский язык,родной язык, родная литература, ОБЖ;
Ø второй иностранный язык(немецкий) в 7-9 кл., биология (5-7кл.),география (5,6 кл.), обществознание (6-9 кл.);
Ø русский язык (10,11 кл.), химия (10,11 кл.), биология (10,11кл.), элективные курсы (10,11 кл.), астрономия (11 кл.)