Тема: Социофакторы и этика менеджмента
1. Группы: понятие и их значимость
2. Классификация групп
3. Управление неформальной организацией
4. Природа конфликта
5. Типы конфликтов
6. Причины конфликтов
7. Методы разрешения конфликтов
Группы: понятие и их значимость
Группа — это совокупность людей, которые вступают в такое взаимодействие, когда каждый человек оказывает влияние на других людей и одновременно находится под их влиянием. Члены группы объединены совместной социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении. (Группа — это семья, отдел, где человек работает, группа друзей, группа студентов и др.)
(Организация — объединение нескольких групп. Формируя подразделения предприятия и уровни его управления, руководство создает группы.)
Необходимость изучения вопросов групповой динамики в менеджменте обусловлена тем влиянием, которое оказывают группы на организацию и достижение ею поставленных целей. Понимание того, что социальные факторы и групповая динамика как их выражение имеют большое значение для роста производительности труда пришло не сразу. Толчком к изучению этих процессов послужили хоторнские эксперименты Элтона Мэйо.
|
|
Хоторнский эксперимент – на заводе Хоторна, компании «ВестернЭлектрик» в г. Чичеро. Выводы:
— человеческий элемент имеет большее влияние на производительность труда, чем изменение технических и физических условий .
— организация – это социальная система, помимо экономических потребностей, у рабочих есть и социальные, удовлетворение которых ведет к взаимодействию отдельных личностей в формальных и неформальных группах (хотят общаться, не хотят выделяться, тянутся к лидерам) .
— необходимо учитывать социальные взаимоотношения между сотрудниками .
Выделяют следующие характеристики малой группы:
Композиция – характеристика, отражающая индивидуальный состав группы, он м.б. однородным (люди похожи друг на друга) – композиция гомогенная, если в группу входят индивидуально очень различные люди – гетерогенна.
Позиция члена группы – официальное положение человека в какой-то подсистеме отношений.
Статус – реальное положение человека в системе внутригрупповых отношений, степень авторитетности для остальных участников.
Внутренняя установка человека – личное субъективное восприятие им собственного статуса, то, как он оценивает свой авторитет и степень влияния на остальных.
Размер – количественный состав группы.
Классификация групп
1) Группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса — формальные группы. Их функциями являются выполнение конкретных задач и достижение конкретных целей. В формальных группах строго распределены позиции и роли членов группы, на основе системы подчинения, называемой «структура власти».
|
|
Виды формальных групп:
а) рабочая (целевая) — лица, работающие над одним и тем же заданием, задачей, проектом . они имеют право самостоятельно планировать и обеспечивать свой производственный процесс и решать свои проблемы. Группа в целом оказывает влияние на поведение каждого члена этой группы и на повышение производительности труда. Задачи каждой из рабочих групп должны быть взаимосвязаны с задачами других структурных подразделений и организации в целом. Целевые группы могут быть специальные и постоянные.
б) руководящая (командная) – группа управления, состоящая из руководителя и его непосредственных подчиненных, руководителей отдельных подразделений, отделов, бригад .
в) комитет (комиссии, советы) – группа людей, которым делегированы полномочия для выполнения какого либо задания. В состав комитетов входят как руководители различного уровня, так и рядовые сотрудники.
Типы комитетов:
— постоянный комитет, создаваемый как постоянно действующая группа, с целью осуществления конкретной задачи, чаще всего стратегической (Совет безопасности) .
— специальный комитет, формируемый для выполнения отдельной временной задачи.
2) Неформальные группы объединяются внутри формальных. Причиной их возникновения часто являются неудовлетворенные индивидуальные потребности. Основой для возникновения неформальных групп являются дружеские отношения на основе общих интересов, приятельских чувств. (Первоначально это может быть игра в шашки, шахматы, карты, совместные обеды, походы в кино, театр и т. д.) При этом укрепляются межличностные отношения, создаются свои способы действий, возникают традиции.
Неформальная организация – спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижение определенной цели. (Сотрудники, объединенные в неформальные организации осуществляют деятельность, которая отсутствует в описании должностных обязанностей: совместные обеды, выполнение работы за приятеля, борьба с теми, кто не является членом группы, игра и т.д.)
Формальная организация создается по заранее продуманному плану, неформальные организации – спонтанная реакция на неудовлетворенные индивидуальные потребности, в них отсутствуют официально предписанные цели и отношения. Однако формальные и неформальные группы неразделимы и существуют параллельно.
В неформальных организациях (как и в формальных) есть иерархия, лидеры и задачи, нормы и ценности, происходит распределение ролей и складывается структура межличностных отношений.
Побуждениями вступления в неформальную группу являются: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение, заинтересованность, симпатия (зачастую не осознаются, в отличие от причин вступления в формальные группы).
Выделим три типа неформальных ролей сотрудников в организации: творческие, коммуникационные, поведенческие.
Творчески роли:
— генератор идей выдвигает принципиальные идеи. Он определяют ключевые проблемы, предлагает возможные решения, выбирает пути и средства реализации идей .
— капиллятор идей доводит идеи до прикладных решений, имеет способность соединения разных идей, разрабатывает технологии использования идей на практике .
— эрудит (носитель идей) изучает много вопросов, изучает, читает, поэтому обладает большими энциклопедическими сведениями по широкому кругу проблем .
— эксперт может оценить целесообразность идеи, дать правильный совет по ходу обсуждения .
|
|
— энтузиаст личным примером и обаянием заражает группу верой в успех общего дела, побуждает других работать добросовестно .
— критик подвергает критическому анализу работу группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемым идеям .
— организатор увязывает в процессе работы деятельность отдельных членов группы с учетом достижения конечной цели.
Коммуникационные роли:
— лидер – человек, обладающий высоким личным и профессиональным авторитетом в группе, оказывает влияние на поведение группы в целом и отдельных ее членов .
— делопроизводитель выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений .
— связной объединяет на неформальной личностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой . обеспечивает внешние взаимосвязи группы .
— «сторож» распределяет и контролирует потоки информации, оценивает важность или второстепенность сообщений, доводит их до лидера .
— координатор осуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижения конечной цели в контакте с лидером .
— проводник обеспечивает связь группы с внешней средой, это человек. хорошо знающий географию и историю района, структуру организации.
Поведенческие роли:
— оптимист всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы .
— нигилист всегда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой .
— конформист следует общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с решением группы, представляя «молчаливое большинство» .
— догматик упорно держится известных норм, до последнего защищает свое мнение, не соглашаясь с рациональным решением группы .
— комментатор фиксирует и комментирует события, происходящие в жизни людей, в мире, на работе, в спорте и в быту .
— кляузник собирает и способствует распространению слухов, часто непроверенных, ложных . он во всем видит личную обиду, готов писать жалобы во все инстанции.
Процесс развития неформальных групп и причины, по которым люди в них вступают, способствуют образованию в группах как позитивных, так и негативных характеристик, влияющих на эффективность деятельности организации в целом.
|
|
Негативные характеристики неформальных групп:
· противоречивые цели .
· ограничение интенсивности и результата .
· конформизм .
· сопротивление (производственным) изменениям .
· негативные социальные нормы .
· жесткий социальный контроль .
· оппозиция неформального лидера (группы) формальному руководителю (группе).
Преимущества функционирования неформальных групп:
· повышение эффективности деятельности системы в целом .
· облегчение нагрузки на менеджмент .
· обеспечение безопасного выхода эмоций сотрудников .
· улучшение коммуникаций .
· позитивные социальные нормы (коллективизм, творчество, взаимопомощь) и разумный социальный контроль.