X-PDF

Классификация инвестиционных проектов //Ковалёв 21

Поделиться статьей

Независимыми называются проекты, если решение о принятии одного из них не влияет на решении о принятии другого .

Альтернативные проекты – принятие одного из них автоматически означает, что оставшиеся должны быть отвергнуты .

Проекты связаны между собой отношениями комплементарности, если принятие нового проекта способствует росту дохода по одному или нескольким другим проектам .

Проекты связаны отношениями замещения, если принятие нового проекта приводит к некоторому снижению доходов по одному или нескольким действующим проектам .

Ординарный проект – состоит из исходной инвестиции, сделанной единовременно или в течение нескольких последовательных базовых периодов, и последующих притоков денежных средств .

Неординарный проект –притоки денежных средств чередуются в любой последовательности с их оттоками .

Одним из важных аспектов инвестиционной политики является определение стратегии развития, выделение приоритетных направлений вложения средств исходя из их ограниченности.

Анализ международной практики показывает, что в первую очередь осущетсвляются обязательные инвестиции – это вложения, которые необходимы, чтобы предприятие вообще могло продолжать свою деятельность. Затем вкладываются средства в проекты по снижению издержек, расширению и обновлению самого предприятия. Можно выделить четыре группы проектов:

1. Проекты, связанные с соблюдением требований техники безопасности, с природоохранными мероприятиями, социальными условиями .

2. Проекты по снижению эксплуатационных или производственных издержек, т.е. вложения в замену оборудования .

3. Проекты расширения существующих производственных мощностей .

4. Проекты производства новых видов продукции или создания новых предприятий.

2. Структура инвестиционного проекта

Иерархия инвестиционных це­лей (в порядке убывания) выглядит следующим образом:

1. Прибыльность инвестиционного мероприятия определяется как норма прибыли на инвестиции. Капитальные вложения осуществляются только в том случае, если прибыль от них дос­тигает определенного, заранее задаваемого минимума.

2. Рост фирмы путем ежегодного увеличения торгового обо­рота и доли контролируемого ею рынка.

3. Поддержание высокой репутации фирмы среди потреби­телей и сохранение контролируемой доли рынка.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.6%
НЕТ
41.4%
Проголосовало: 988

4. Достижение высокой производительности труда.

5. Производство новой продукции.

Разработка и реализация инвестиционного проекта (в пер­вую очередь производственной направленности) проходит длительный путь от идеи до выпуска продукции. В условиях рынка этот период принято рассматривать как цикл инвес­тиционного проекта (или инвестиционный цикл), охваты­вающий три фазы:

— прединвестиционную (предварительные исследования до окончательного принятия инвестиционного решения) .

— инвестиционную (проектирование, договор, подряд, стро­ительство) .

— производственную (фаза хозяйственной деятельности предприятия).

В свою очередь эти фазы разделяются на стадии и этапы, которым соответствуют свои цели, методы и механизмы реа­лизации (более детально — см. табл. 1).

Т а б л и ц а 1 Схема цикла инвестиционного проекта

Фаза Стадия Этап Цели
I. Прединвестиционная а) Анализ возможнос­тей 1. Определение инвестиционных возможностей Начало мобилизации инвестиционных фондов путем снабжения информацией о вновь обнаруженных инвестиционных возможностях потенциальных инвесторов
Агрегированная оценка, исходя из существующих сравнимых проек­тов на основе анализа природных ресурсов, существующей структуры сельского хозяй­ства, потенциального спроса на некоторые потребительс­кие товары, статей импорта для замещения внутренним производством, влияния на окружающую среду вновь создаваемых отраслей, воз­можных взаимосвязей с дру­гими секторами националь­ной и зарубежной экономи­ки, возможностей диверси­фикации, общей инвестици­онной конъюнктуры, про­мышленной политики, воз­можностей экспорта, обеспе­ченности трудовыми и мате­риальными ресурсами.
2. Анализ общих возможностей (макроподход) Три типа анализа: — региональный — цель — определение возможностей конкретного региона . — отраслевой — цель — выяв­ление возможностей ограни­ченного сектора экономики . — ресурсный — цель — об­наружение возможностей, связанных с использованием природных ресурсов, сельс­кохозяйственной или про­мышленной продукции. Цель этапа — привлечение внимания к конкретным инвестиционным предложе­ниям.
3. Анализ возмож­ностей конкретного проекта (микроподход). Стимулирование реакции инвестора для трансформа­ции идеи проекта в ясно выраженное инвестиционное предложение (выборочный список продуктов с данными по каждому продукту, до­ полненный информацией об организационных и юриди­ческих процедурах).
б) Подго­товка обо­снования 1. Предваритель­ное обоснование 1. Определение (подтвер­ждение или опровержение) 4-х критериев: — инвестиционные возмож­ности столь многообещаю­щи, что решение об инвести­ровании может быть принято на основании информации, полученной на стадии пред­варительного обосновании . — какие-то аспекты проекта имеют решающее значение для его эффективности и требуют глубокого изучения посредством функциональ­ных или вспомогательных, исследований (см. ниже п. 2) . — имеющейся информации достаточно, чтобы опреде­лить, является ли идея про­екта нежизнеспособной или она достаточно привлека­тельна для конкретного ин­вестора (группы инвесторов) . — состояние окружающей среды в месте предполагае­мого размещения производ­ства и потенциальное воз­действие на нее проектируе­мого производственного процесса соответствует наци­ональным стандартам. 2. Обзор имеющихся альтер­натив по главным компонен­там обоснования (см. табл. 4 — разделы ТЭО).
2. Вспомогатель­ные (функцио­нальные) исследо­вания Более детальная проработка какого-либо конкретного аспекта проекта, особенно для крупномасштабных ин­вестиционных предложений. Классификация исследований: — Изучение рынка товаров, которые будут производить­ся, включая прогнозирование спроса на рынке с учетом ожидаемого проникновения на рынок. — Изучение сырья и матери­алов, охватывающее уровень доступности, а также суще­ствующие и прогнозируемые изменения цен на эти мате­риалы. — Лабораторные и экспери­ментальные испытания, не­ обходимые для определения пригодности конкретных видов сырья. — Изучение мест размеще­ния, в особенности для про­ектов, в которых транспорт­ные расходы могут быть оп­ределяющим фактором.
  — Анализ техногенного и экономического воздействия на окружающую среду (оценка текущего состояния окружаю­ щей среды на территории, окружающей предполагаемое место расположения проекта . оценка малоотходных, ресурсосберегающих или природо­охранных технологий . определение альтернативных площадок . оценка альтерна­тивных видов сырья). — Исследование оптималь­ных масштабов производства, связанных с выбором альтер­нативных технологий, с опре­делением соответствующих инвестиционных и производ­ственных издержек и цены на проектируемую продукцию. — Выбор оборудования (только для крупных пред­приятий) с учетом числа и возможностей поставщиков и объемов соответствующих затрат на альтернативной основе. Заказ оборудования обычно осуществляется в течение инвестиционной фазы.
  3. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) см. табл.3 Принятие окончательного решения о том, имеются ли коммерческие, технические, экономические и экологичес­кие предпосылки для осуще­ствления проекта и следует ли его переводить в инвести­ционную фазу.
в) Оценка проекта и решение об инвестици­ях 1. Оценочный отчет Фиксация окончательного решения об инвестировании, принятого лицами, поддер­живающими проект. Оценка проекта проводится нацио­нальными или международ­ными банковскими организа­циями по техническому, рыночному, управленческому, организационному, финансо­вому и другим аспектам.
2. Поддержка инвестиционных проектов 1. Определение потенциаль­ных источников финансиро­вания 2. Создание специализиро­ванных национальных орга­нов стимулирования и разви­тия 3. Организационные мероп­риятия
         

Фаза Стадия Этап
II Инвестиционная а) Создание юридичес­кого, фи­нансового и органи­зационно­го базиса. Приобрете­ние и пере­дача техно­логии 1. Подготовка уч­редительных до­кументов 2. Выбор органи­зационной струк­туры управления 3. Приобретение технологии
б) Деталь­ное проек­тирование. Котракта- Ция 1. Подготовка территории стро­ительства 2. Окончательный выбор технологии и оборудования. 3. Строительное планирование 4. Календарное планирование сроков производ­ственного строи­тельства. 5. Подготовка не­обходимых доку­ментов, чертежей, выполненных в масштабе, и дру­гих схем (плани­ровок) 6. Тендеринг (объявление тор­гов) 7. Оценка пред­ложений 8. Переговоры и контрактация (подписание кон­трактов) между инвестором и финансирующими консультацион­ными и архитек­турными органи­зациями, а также поставщиками сырья
в) Строительство 1. Покупка земли 2. Строительные работы вместе с установкой и монтажом обору­дования в соот­ветствии с задан­ной программой и графиком 3. Сдача в эксп­луатацию
г) Предпроизводственный маркетинг 1. Маркетинговые приготовления для подготовки рынка к новым продуктам
2. Обеспечение критического уровня поставок (маркетинг по­ставок)
д) Набор и обучение персонала  
е) Ввод в эксплуата­цию  
III. Произ­водствен­ная Хозяйст­венная дея­тельность предпри­ятия  

В течение прединвестиционной фазы изучаются возмож­ности будущего проекта и фирмой принимается предвари­тельное решение об инвестициях. Здесь заказчик (фирма-инвестор или организатор проекта) выбирает управляющего проектом. Изучение различных вариантов проекта осуществ­ляется либо собственными силами заказчика, либо специали­зированными консультационными фирмами и включает пер­воначальные оценки издержек, изучение альтернативных ва­риантов конструктивных особенностей проекта и строитель­ной площадки и т.д., а также рассмотрение различных вари­антов инвестиционных решений. Заканчивается первая фаза окончательным решением об инвестировании проекта, кото­рое принимает либо заказчик (управляющий проектом), либо инвесторы и финансовые институты, а также составлением программы финансирования проекта.

Вторая фаза — инвестиционная — включает: отбор проек­тной фирмы или фирмы, управляющей строительством, подготовку проектных чертежей и моделей проекта, получе­ние заказчиком от правительственных учреждений разреше­ния на строительство, подготовку детализированных расче­тов стоимости, подготовку предварительных планов для про­ектных и строительных работ, окончание подготовки строи­тельной площадки, подготовку детальных чертежей и специ­фикаций, выбора генерального подрядчика и строительного управляющего. Затем происходит выбор подрядчика и субподрядчиков, утверждается план платежей генеральному подрядчику, приобретаются краткосрочные строительные займы для оплаты субподрядчиков и поставщиков необходи­мых компонентов и т.д. Для надзора за строительством, по­мимо генерального подрядчика, может быть привлечен пред­ставитель заказчика или правительственный инспектор.

Третья фаза — производственная — включает хозяйствен­ную деятельность предприятия.

Быстрое обновление технологий и продукции в современ­ных условиях требует гибкости, постоянной модернизации производства, экономического механизма и механизма уп­равления инвестиционным проектом, которые бы обеспечивали целостный подход, координацию и взаимодействие на всех этапах инвестиционного цикла между заказчиками, про­ектировщиками и строителями. Создание прогрессивных си­стем управления требует совершенствования контрактных систем, изменения организационных структур, развития ин­фраструктур по обслуживанию инвестиционных проектов на всех этапах их реализации (консультационные, инжинирин­говые, информационные и др. службы), совершенствования технологии проектирования. Сейчас в экономическом меха­низме управления инвестиционным циклом существуют дос­таточно разнообразные организационные и контрактные си­стемы. Формы этих систем можно отнести к двум типам: прогрессивным и традиционным.

Для традиционной формы управления проектом характер­на относительная разобщенность фаз и этапов как организа­ционно, так и во времени. Объединяющим звеном здесь выступает заказчик, который берет на себя функции управле­ния, тем самым активно влияя на ход реализации проекта. Обычно в случаях, когда к проекту предъявляются специаль­ные или сугубо индивидуальные требования в отношении качества, архитектурной выразительности, уникальности проектных решений и т.п. (театры, концертные залы, жилые дома, некоторые объекты инфраструктуры), заказчик сам выбирает проектную фирму, заключает с ней контракт, а за­конченный проект сам передает подрядной строительной фирме, победившей на открытых торгах (тендер). В зави­симости от своей компетентности заказчик широко или ог­раниченно использует услуги консультационных фирм. В на­стоящее время такой тип организации и управления проек­тами резко сокращается.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.6%
НЕТ
41.4%
Проголосовало: 988

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет