Существует множество систем классификации певческих голосов. Некоторые из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь . другие — насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца . и др.
Чаще всего используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, получается множество разновидностей. Каждая группа голосов делится на более узкие подразделения. В современной вокальной практике классификация голосов производится по диапазону, тембру, расположению переходных регистровых нот. В настоящее время принято различать такие голоса: высокие женские(сопрано) и низкие женские(меццо-сопрано, контральто) .высокие мужские голоса(тенор) и низкие мужские(баритон, бас). Сопрано – высокий женский голос с диапазоном от ДО 1-ой октавы до ДО 3-ей октавы. Различают колоратурное, лирико-колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, драматическое сопрано.
Колоратурное сопра но – самый высокий женский голос, характризуется большой подвижностью, полётностью при сравнительно небольшой силе(диапазон доходит до СОЛЬ 3-ей октавы).
|
|
Лирическое – более плотного звучания. Лирическое сопрано – голос менее подвижен, но сильный и тёплый по тембру.
Лирико-драматическое – широкий лирический голос, насыщенный грудным тембром (диапазон от СИ малой октавы до СИ 2-ой).
Драматическое – мощный голос (ЛЯ малой – ЛЯ 2-ой октавы).
Меццо-сопрано – низкий женский голос с диапазоном от ЛЯ-СОЛЬ малой до СОЛЬ 2-ой октавы. Различают высокое, более лёгкое и низкое (полнота звучания в среднем регистре и глубокие низкие ноты) меццо-сопрано.
Контральто – самый низкий женский голос, густой плотный тембр. Диапазон от ФА малой до ФА 2-ой октавы.
Тенор – высокий мужской голос с диапазоном от ДО малой до ДО 2-ой октавы. Различают тенор-альтино, лирический, лирико-драматический, драматический тенор.
Тенор-альтино самый высокий мужской голос со светлым тембром, звонкими верхними нотами (диапазон доходит до МИ 2-ой октавы).
Лирический – мягкий, серебристый тембр, обладающий большой певучестью, подвижностью. Лирико-драматический тенор – средний голос, который может исполнять, как лирические, так и драматические произведения. Драматический тенор — голос большой силы с ярким тембром, очень похож на лирический баритон.
Баритон – низкий мужской голос с диапазоном от ЛЯ бемоль большой до ЛЯ бемоль 1-ой октавы. Различают лирический, лирико-драматичекий, драматический баритоны.
|
|
Бас – самый низкий мужской голос с диапазоном от ФА большой до ФА 1-ой октавы. Басы различают высокие (баритональные) и низкие (центральные). У высоких басов более певучее, светлое звучание, звучные верхние ноты и центральный участок диапазона. Центральный бас обладает мощным звучанием нижних нот и всего центра диапазона. Басы-октависты – самые низкие из басов (ЛЯ контроктавы – ЛЯ малой октавы).
Мужские голоса |
Тенор (высокий) |
Альтино |
Лирический (di grazia) | ||
Меццо-характерный (spinto) | ||
Драматический (di forza) | ||
Баритон (средний) |
Лирический | |
Драматический | ||
Бас (низкий) |
Высокий (cantanto) | |
Центральный | ||
Низкий (profundo) | ||
Женские голоса |
Сопрано (дискант) — высокий |
Колоратурное |
Лирическое | ||
Лирико-драматическое | ||
Драматическое | ||
Меццо-сопрано (средний) |
Высокое (лирическое)[2] | |
Низкое | ||
Контральто (низкий) |
Голос профессионального певца — это две октавы полноценного однородного звучания со сглаженными регистровыми переходами. Кроме того, предполагается вверху и внизу диапазона некий «запас» возможностей примерно в пределах терции для более свободного взятия, удобства и естественности при исполнении предельных нот.
Атака певческого звука как средство технической выразительности. Виды атак.
Атака звука – в перерводе-начало звучания — либо отчетливость и ясность, с которой берет тон солист . или — либо точность и четкость одновременного вступления участников ансамбля, оркестра, хора. Атака организует работу голосовых складок в начальный момент голосообразования. Различают твердые, мягкие и придыхательные атаки.
Твёрдая атака характеризуется плотным смыканием голосовых складок до начала звука и их быстрым размыканием под влиянием поднятого подскладочного давления. Звук при этом бывает точным по высоте, ярким, энергичным, при утрировании – жёстким.
При придыхательной атаке голосовые сладки смыкаются на уже вытекающей струе воздуха, что и создаёт своеобразное придыхание. Звук не сразу достигает полноты звучания и точной высоты (образуются так наз. «подъезды к ноте»). При этой атаке голос может потерять чистоту тембра, яркость, энергию, опору. При мягкой атаке одновременно смыкаются голосовые складки и посылается дыхание. В основном этой атакой стремятся пользоваться певцы. Она обеспечивает чистоту интонации и наилучшие звуковые возможности, работающим голосовым складкам. Певец должен владеть всеми тремя видами атаки, употребляя их в зависимости от выразительных задач.
Профессиональный певец способен сознательно менять способ взятия звука, что позволяет ему сознательно воздействовать на работу голосовых складок, не подчиненных воле человека непосредственно.
