X-PDF

Классификация психодиагностических методик.

Поделиться статьей

Лекция 4.

План:

1. Виды методик.

2. Типы методик.

 

Психодиагностические методики можно разделить на «объек­тивные» и «субъективные» — в зависимости от степени влияния экспериментатора-диагноста на получаемые результаты. В слу­чае «объективных» методик влияние исполнителя-диагноста на результаты минимально, а в случае «субъективных» методик ре­зультаты зависят от его опыта и интуиции.

Среди «объективных» методик выделяют:

1) Приборные психофизиологические методики, в которыхспомощью приборов регистрируют пульс, дыхание, мышечный тонус, биотоки мозга в целях диагностики функционального со­стояния человека.

2) Аппаратурные поведенческие методики, которые регистри­руют скорость реагирования и точность действий, диагностиру­ют психомоторную координацию, свойства нервной системы, определенные профессиональные умения, например с помощью тренажеров («пульт водителя»).

3) Объективные тесты с выбором ответа из предложенных ва­риантов (тесты на интеллект). Ответы испытуемого обрабатыва­ются по ключу, заданному в форме социокультурного норматива, поскольку есть объективно правильные и объективно неправильные ответы.

4) Тесты-опросники для диагностики личностных черт, в кото­рых человек выбирает те варианты ответов на вопросы, которые описывают его индивидуальные особенности или предпочтения. Но ключ к вопросу определяется не социокультурным нормати­вом, а с помощью особых психометрических процедур.

5) Методики «субъективного шкалирования и самооценки» от­носятся к объективным методикам, поскольку диагност не влия­ет на результаты, но требуется высокая квалификация, чтобы интерпретировать ответы испытуемого, который сам оценивает какие-либо объекты, понятияпо степени сходства или по степе­ни субъективного предпочтения.

Субъективные методы экспертной оценки (диагност сам субъективно по определенной системе шкал, признаков оцени­вает поведение испытуемого или продукты его деятельности, поэтому опыт, квалификация, интуиция, честность диагноста влияют на результаты психодиагностического обследования) включают в себя: наблюдение, контент-анализ, интервью, бесе­ды, ролевые игры, проективные методики.

Метод наблюдения требует соблюдения принципов:

1. Максимальная фиксация объективных вне­шних проявлений.

2. Наблюдение непрерывного про­цесса, а не отдельных его моментов.

3. Избирательность записи, предусматривающая регистрацию только тех показате­лей, которые важны для конкретной задачи, поставленной экс­периментатором.

Стандартизованное аналитическое наблюдение характеризу­ется тем, что диагност имеет четкий план и цель наблюдения, знает, какие факты в поведении испытуемого надо регистриро­вать (используются кодифицированные признаки, причем каж­дый признак имеет свою условную цену, например, при наблю­дении фиксируются признаки эмоциональной напряженности, такие как тремор — 3 балла, запинка в речи, — 1 балл,и т. п.), и на основании полученных фактов наблюдения делается оценка диагностического критерия. Более надежные результаты получа­ются, если наблюдение ведут 2 независимых наблюдателя, а за­тем проводят суммирование оценок или их согласование.

Выделяют включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием, когда сам наблюдатель «включается» в жизнь, деятельность людей, являясь как бы од­ним из участников группы, либо просят самих участников груп­пы оценить степень выраженности определенных свойств опре­деленного конкретного человека по рейтинг-шкале (7- или 5-бальной шкале).

Методом из класса малоформализованных субъективных ме­тодик является беседа или опрос. Он позволяет получить обшир­ную информацию о биографии человека, его переживаниях, мотивации, ценностных ориентациях, уверенности в себе, удовлетворенности межличностными отношениями в группе и др. При кажущейся простоте использование этого метода в об­следованиях разного рода требует особого искусства вербально­го общения, умения расположить собеседника к разговору, зна­ния того, какие вопросы задавать, как определить степень искренности респондента, и т. д.

Наиболее распространенным методом проведения беседы является интервью. Различают две формы интервью:

1) структурированную (стандартизованную), которая предусматривает наличие зара­нее разработанной схемы опроса, включающей общий план бе­седы, последовательность вопросов, варианты возможных отве­тов, достаточно жесткуюих интерпретацию (стойкую стратегию и тактику) .

2) неструктурированную.

К малоформализованным методам относится и анализ продук­тов деятельности обследуемого человека. Среди них могут быть разнообразные изделия, орудия труда, художественные произве­дения, магнитофонные записи, кино- и фотодокументы, личные письма и воспоминания, школьные сочинения, дневники, газе­ты, журналы и т. д. Одним из способов стандартизации изучения документальных источников является так называемый контент-анализ (анализ содержания), предусматривающий выделение спе­циальных единиц содержания и подсчет частоты их употребле­ния.

К субъективным психодиагностическим методикам относят­ся и ролевые игры, в которых человек проявляет свои личностные качества (диагноз), но одновременно в процессе игры психичес­кое состояние человека, тактика поведения могут трансформи­роваться, поэтому ролевые игры выступают как комплексный коррекционно-диагностический метод.

Проективные методики. Характерная черта проективных методик — неопре­деленность, неоднозначность стимульного материала (например, рисунков), который испытуемый должен интерпретировать, за­вершать, дополнять и т. д. Создатели проективных методов по­лагают, что личность оказывает влияние на все психические процессы: восприятие, память, эмоции, чувства и т. д., т. е. лич­ностные особенности проецируются и выявляются в ситуациях активности, направленной на неопределенные, слабоструктури­рованные стимулы разного рода. Проективные методики основываются на еди­ном психологическом механизме «проекции», который анализи­ровали Фрейд и Юнг. Суть проекции заключается в невольном приписывании другим людям тех качеств и желаний, которые присущи самому человеку, но в которых человек сам себе не при­знается, подавляя их. Бессознательные переживания, порожден­ные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий, в определенных ошибках психики, в осо­бенностях рисунков или восприятия неопределенных рисунков. Проективные методы характе­ризуются малой стандартизованностью проведения всей проце­дуры обследования и толкования данных, поскольку изучаются глубин­ные индивидуальные особенности личности, исследование кото­рых требует гибкой тактики и неординарного подхода к анализу получаемых результатов.

Введение термина «проективные методы» принадлежит Л. Франку, который предложил и свою классификацию:

1. Методики структурирования, например тест чернильных пятен Роршаха.

2. Методики конструирования, напримертест Мира и его модификации.

3. Методики интерпретации, например тематический апперцептивный тест (ТАТ), тест фрустрации Розенцвейга.

4. Методики дополнения, например неоконченные предложе­ния, неоконченные рассказы.

5. Методики катарсиса, например проективная игра, психо­драма.

6. Методики изучения экспрессии, например анализ почерка, особенностей речевого общения.

7. Методики изучения продуктов творчества, например тест рисования фигуры человека, тест рисования дома, рисунок се­мьи и пр. Методики данного класса успешно используются в клинико-консультационной работе, являются основой для про­ведения психотерапевтических воздействий и как инструмент личностной диагностики в высшей школе используются редко и только очень опытными специалистами для изучения интересов, личностных ориентации, структуры ценностей студентов.

Особой группой объективных методик является группа методик субъективного шкалирования и само­оценки, в которой можно выделить следующие методики:

1. Шкалы Дембо—Рубенштейна, с помощью которых испытуемый сам оценивает себя: счастливый – несчастливый . умный – глупый . здоровый – больной . добрый – злой.

2. Методика «семантический дифференциал» (Осгуд), с помо­щью которой оценивают представления человека о каком-либо объекте, о себе, о мире и т. п., используя несколько предложен­ных семибалльных шкал, где семь градаций обозначены слова­ми, а позитивно окрашенные характеристики могут быть с раз­ных сторон шкал, например для оценки качеств преподавателя могут быть использованы шкалы:

Активный — сильно — средне — слабо — никак — слабо —средне — сильно — Пассивный.

Злой — сильно — средне — слабо — никак — слабо — сред­не — сильно — Добрый.

Представленная информация была полезной?
ДА
54.1%
НЕТ
45.9%
Проголосовало: 61

В результате использования шкал возникает субъективный семантический профиль прошкалированного объекта.

При обработке результатов можно:

1 — анализировать профи­ли .

2— строить семантическое пространство.

3. Методика «Конструктов» (Келли) предполагает, что выяв­ляются личностные, сугубо индивидуальные критерии и мнения испытуемого при оценивании каких-либо объектов (может при­меняться для выявления скрытых тенденций личности), поэто­му названия шкал испытуемый формулирует сам: например, его просят сравнить три объекта, причем он сам подбирает извест­ных ему людей на роли «человека, которому можно доверять» или «самого преуспевающего из знакомых», называет лишнего или отличающегося среди них и называет признак, по которому он отличается от других — этот признак и будет персональной шка­лой, предложенной самим испытуемым, т. е. испытуемый сам выделяет круг объектов, людей или явлений, важных для него, и описывает их на своем собственном языке.

Первичные данные теста конструктов имеют вид таблицы-решетки («техника репертуарных решеток»): по строкам — кон­структы, по столбцам — сравниваемые объекты, в клетках таблицы — оценки, данные испытуемым.

4. Методики ранжирования предполагают, что испытуемому дается перечень слов или графических стимулов и их надо расположить по порядку убывания какого-либо признака, со­гласно мнению испытуемого . например, в методике выявления самооценки человека просят расположить в порядке выраженно­сти у него определенных личностных качеств и проранжировать эти же качества с точки зрения ценности для своего «идеала», а затем сравнивают, насколько совпадают и различаются эти два ряда проранжированных качеств.

5. Методика «парные сравнениям» предполагает процедуру сравнения каждого объекта с каждым другим объектом — с точ­ки зрения предпочтения испытуемым или по степени сходства. Методика позволяет выявлять противоречия в системе предпоч­тений испытуемого, различие его субъективных критериев срав­нения, но требует много времени: ведь если сравнивается 10 объектов, то надо сделать 45 парных сравнений, а полученную матрицу результатов сравнения надо обрабатывать с помощью компьютера.

6. «Каузометрия» — испытуемого просят на­звать самые важные события его жизни в прошлом и ожидаемые события в будущем и затем для каждой пары событий оценива­ется наличие причинных каузальных связей. В результате возни­кает графическая схема жизни, свое проектирование карьеры, жизни.

7. Методика -«сортировки» направлена на то, чтобы все сход­ные, по мнению испытуемого, объекты помещать в один класс, и чем больше классов самостоятельно выделит испытуемый при сортировке, тем разветвленное его внутренняя система понятий, тем выше уровень сформированности системы понятий в той или иной области.

Наиболее надежными и валидными признаются аппаратур­ные методы диагностики индивидуально-психофизиологических особенностей, например, электроэнцефалографические. Из-за сложности и громоздкости эти методы, как правило, использу­ются для проведения научно-исследовательской работы и для доказательства валидности бланковых методик.

Типы тестов

По содержанию тесты могут быть сведены в несколько групп: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и личностные тесты.

Тесты интеллекта

Предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека. Под интеллектом в данном слу­чае подразумевается не любое проявление индивидуальности, а прежде всего познавательные процессы или функции (мышле­ние, память, внимание). Тесты интеллекта являются историчес­ки наиболее ранними методиками психодиагностики.

В психодиагностику прочно вошло понятие «коэффициента интеллектуальности» в качестве основного и достаточно стабильного показателя умственного развития. Этот коэффици­ент вычислялся на основе диагностического обследования путем деления так называемого «умственного возраста» (по числу вы­полненных заданий теста) на хронологический или паспортный возраст и умножения полученного частного на 100. Величина выше 100 говорила о том, что испытуемый решал задания, пред­назначенные для более старшего возраста, если IQ был ниже, делался вывод о том, что испытуемый не справляется с соответ­ствующими его возрасту заданиями. С помощью специального статистического аппарата вычислялись границы нормы, т. е. те значения IQ, которые свидетельствовали о нормальном интел­лектуальном развитии человека определенного возраста. Эти гра­ницы располагались от 84 до 116. Если IQ получался ниже 84, это рассматривалось как показатель низкого интеллекта, если выше 116 — как показатель высокого интеллектуального развития.

Наиболее известные тесты интеллекта: тесты Д. Векслера, Р. Амтхауера, Дж. Равена, Стенфорд — Бине, «краткий отборочный тест» (КОТ) (В. Н. Бузин).

Тесты учебных и профессиональных достижений

Тесты достижений предназначены длятого, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельны­ми разделами учебных дисциплин, и являются более объектив­ным показателем обученности, чем оценка. Тесты достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особен­ностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов, т. е. с помощью этих тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов.

Тесты достижений отличаются от тестов интеллекта. Послед­ние не направлены на диагностику конкретных знаний или на­выков, а требуют от учащегося умения совершать с понятиями (пусть даже и учебными) определенные умственные действия, такие как аналогии, классификации, обобщения и др.

Отдельные тесты достижений можно объединять в тестовые «батареи», что позволяет получать профили показателей успеш­ности обучения по разным дисциплинам.

Тесты профессиональных достижений, применяемые в школе, призваны оценивать уровни развития конкретных знаний и навыков, требуемых для отдельных профессий, поэто­му область их применения ограничена и определяется рамками узкой специализации.

Известны три формы обсуждаемых тестов: тесты исполнения, или, как их еще называют, действия, образцы выполнения рабо­ты, а также письменные и устные тесты,

Тесты способностей

Тесты способностей делятся на общие и специальные. По­скольку под общими способностями подразумеваются в первую очередь интеллектуальные, то дляих диагностики используются тесты интеллекта . а для диагностики специальных способностей применимы специальные тесты.

В зарубежной тестологии при­нято классифицировать тесты этого типа по двум основаниям:

а) по видам психических функций — сенсорные, моторные тесты .

б) по видам деятельности — технические и профессионализи­рованные тесты, т. е. соответствующие той или иной профессии (конторские, артистические и т. д.).

Моторные тесты направлены на изучение точности и скоро­сти движений, зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точ­ности мышечного усилия и др.

Сенсорные тесты разрабатываются для изучения разных характеристик восприятия. Например, острота зрения и слуха, различительная чувствительность, цветоразличение, дифферен­циация высоты, тембра, громкости звуков и др.

Технические способности позволяют человеку успешно рабо­тать с разнообразным оборудованием или его частями. Наряду с некоторой общей способностью (технической одаренностью или техническим опытом) существуют независимые факторы:

§ пространственные представления – способность оперировать зрительными образами (например при восприятии геометрических фигур) .

§ техническое понимание — это способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, ходить одинаковые и различные.

В диагностику группы профессионализированных способностей включают способности, которые необходимы для конкрет­ных видов деятельности или отдельных профессий (художественные, артистические, математические, конторские и др. способности).

Наиболее известными являются батарея тестов дифферен­циальных способностей (ДАТ) и батарея тестов общих способ­ностей (ГАТБ). Первая из них создавалась для нужд школы и нашла применение в профессиональной ориентации учащихся.

ГАТБ была разработана Службой занятости США для проведения профессиональных консультаций в государственных учреждениях. Она широко использовалась в промышленности и армии для расстановки кадров по рабочим постам при приеме на работу.

Личностные тесты

Личностные тесты предназначены для изучения разных аспектов личности — мотивации, интересов, ценностных ориен­тации, эмоционального склада и др. К личностным тестам можно отнести как тесты-опросники, так и методики, в частности семантический дифференциал Ч. Осгуда, «технику репертуарных решеток» Г. Келли, «методи­ку распределения времени» С. Я. Рубинштейна.

Наиболее известными и широко используемыми в психодиагностике являются многостадийный личностный оп­росник штата Миннесота (MMPI), личностный опросник Р. Кеттелла, патопсихологический диагностический опросник (ПДО), опросники на выявление личностной и ситуативной тревожно­сти, опросник интересов Е. Стронга и др.

Любые опросники, диагностирующие личностные особенно­сти, применимы только в своей культуре. Поэтому перенос этих методов в другие культуры требует особо тонкого перевода, адап­тации и апробации каждого вопроса.

Психодиагност должен руководствоваться следующими принципами.

• Профессиональные психодиагностические методики мо­гут распространяться только среди аттестованных специ­алистов.

• Принцип обеспечения суверенных прав личности: человек не должен подвергаться обследованию обманным путем, он должен знать, кто будет иметь доступ к результатам об­следования и какие решения могут быть приняты.

• Принцип объективности — обследование должно быть беспристрастным, в рамках доброжелательного нейтраль­ного общения с испытуемым, без проявления симпатии или антипатии, без оказания помощи и подсказок.

• Принцип конфиденциальности — вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть конфи­денциальной и может быть доступна только для тех, для кого она предназначена.

• Принцип психопрофилактического изложения результа­тов — результаты диагностики должны быть преподнесены в ободряющей форме, не травмирующей психику и самооценку испытуемого.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
54.1%
НЕТ
45.9%
Проголосовало: 61

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Методика расчета исходных цен

Поделиться статьей

Поделиться статьейТЕМА 13. ЦЕНА И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА. ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕНЫ Ценовая политика заключается в следующем: необходимо устанавливать на свои товары такие


Поделиться статьей

Номенклатура и изомерия. Мыла и моющие средства. Натриевые и калиевые соли высших жирных кислот называют мылами, т.к. они обладают хорошими моющими свойствами. На­триевые соли

Поделиться статьей

Поделиться статьейГлава 30. СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ. ЖИРЫ Мыла и моющие средства. Натриевые и калиевые соли высших жирных кислот называют мылами, т.к.


Поделиться статьей

Определение нагрузок на фундаменты

Поделиться статьей

Поделиться статьейПеред началом проектирования необходимо изучить конструктивное решение здания: габариты, его назначение, характер передачи нагрузки (несущие стены или каркас), материал


Поделиться статьей

Упражнения для развития быстроты

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Прыжки, приседания, наклоны и т. п. по сигналу. 2. Бег с высоким подниманием бедра. 3. Бег на месте


Поделиться статьей

Неполное доминирование

Поделиться статьей

Поделиться статьейНеполное доминирование имеет место в том случае, когда доминантный ген (аллель) не полностью скрывает присутствие в генотипе рецессивного гена


Поделиться статьей

М. pectoralis major, большая грудная мышца

Поделиться статьей

Поделиться статьей2. M. pectordlis minor, малая грудная мышца 3. M. subclavius, подключичная мышца 4. М. serratus anterior, передняязубчатаямышца II. Аутохтонныемышцыгруди.


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет