Лекция 4.
План:
1. Виды методик.
2. Типы методик.
Психодиагностические методики можно разделить на «объективные» и «субъективные» — в зависимости от степени влияния экспериментатора-диагноста на получаемые результаты. В случае «объективных» методик влияние исполнителя-диагноста на результаты минимально, а в случае «субъективных» методик результаты зависят от его опыта и интуиции.
Среди «объективных» методик выделяют:
1) Приборные психофизиологические методики, в которыхспомощью приборов регистрируют пульс, дыхание, мышечный тонус, биотоки мозга в целях диагностики функционального состояния человека.
2) Аппаратурные поведенческие методики, которые регистрируют скорость реагирования и точность действий, диагностируют психомоторную координацию, свойства нервной системы, определенные профессиональные умения, например с помощью тренажеров («пульт водителя»).
3) Объективные тесты с выбором ответа из предложенных вариантов (тесты на интеллект). Ответы испытуемого обрабатываются по ключу, заданному в форме социокультурного норматива, поскольку есть объективно правильные и объективно неправильные ответы.
|
|
4) Тесты-опросники для диагностики личностных черт, в которых человек выбирает те варианты ответов на вопросы, которые описывают его индивидуальные особенности или предпочтения. Но ключ к вопросу определяется не социокультурным нормативом, а с помощью особых психометрических процедур.
5) Методики «субъективного шкалирования и самооценки» относятся к объективным методикам, поскольку диагност не влияет на результаты, но требуется высокая квалификация, чтобы интерпретировать ответы испытуемого, который сам оценивает какие-либо объекты, понятияпо степени сходства или по степени субъективного предпочтения.
Субъективные методы экспертной оценки (диагност сам субъективно по определенной системе шкал, признаков оценивает поведение испытуемого или продукты его деятельности, поэтому опыт, квалификация, интуиция, честность диагноста влияют на результаты психодиагностического обследования) включают в себя: наблюдение, контент-анализ, интервью, беседы, ролевые игры, проективные методики.
Метод наблюдения требует соблюдения принципов:
1. Максимальная фиксация объективных внешних проявлений.
2. Наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов.
3. Избирательность записи, предусматривающая регистрацию только тех показателей, которые важны для конкретной задачи, поставленной экспериментатором.
Стандартизованное аналитическое наблюдение характеризуется тем, что диагност имеет четкий план и цель наблюдения, знает, какие факты в поведении испытуемого надо регистрировать (используются кодифицированные признаки, причем каждый признак имеет свою условную цену, например, при наблюдении фиксируются признаки эмоциональной напряженности, такие как тремор — 3 балла, запинка в речи, — 1 балл,и т. п.), и на основании полученных фактов наблюдения делается оценка диагностического критерия. Более надежные результаты получаются, если наблюдение ведут 2 независимых наблюдателя, а затем проводят суммирование оценок или их согласование.
|
|
Выделяют включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием, когда сам наблюдатель «включается» в жизнь, деятельность людей, являясь как бы одним из участников группы, либо просят самих участников группы оценить степень выраженности определенных свойств определенного конкретного человека по рейтинг-шкале (7- или 5-бальной шкале).
Методом из класса малоформализованных субъективных методик является беседа или опрос. Он позволяет получить обширную информацию о биографии человека, его переживаниях, мотивации, ценностных ориентациях, уверенности в себе, удовлетворенности межличностными отношениями в группе и др. При кажущейся простоте использование этого метода в обследованиях разного рода требует особого искусства вербального общения, умения расположить собеседника к разговору, знания того, какие вопросы задавать, как определить степень искренности респондента, и т. д.
Наиболее распространенным методом проведения беседы является интервью. Различают две формы интервью:
1) структурированную (стандартизованную), которая предусматривает наличие заранее разработанной схемы опроса, включающей общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов, достаточно жесткуюих интерпретацию (стойкую стратегию и тактику) .
2) неструктурированную.
К малоформализованным методам относится и анализ продуктов деятельности обследуемого человека. Среди них могут быть разнообразные изделия, орудия труда, художественные произведения, магнитофонные записи, кино- и фотодокументы, личные письма и воспоминания, школьные сочинения, дневники, газеты, журналы и т. д. Одним из способов стандартизации изучения документальных источников является так называемый контент-анализ (анализ содержания), предусматривающий выделение специальных единиц содержания и подсчет частоты их употребления.
К субъективным психодиагностическим методикам относятся и ролевые игры, в которых человек проявляет свои личностные качества (диагноз), но одновременно в процессе игры психическое состояние человека, тактика поведения могут трансформироваться, поэтому ролевые игры выступают как комплексный коррекционно-диагностический метод.
Проективные методики. Характерная черта проективных методик — неопределенность, неоднозначность стимульного материала (например, рисунков), который испытуемый должен интерпретировать, завершать, дополнять и т. д. Создатели проективных методов полагают, что личность оказывает влияние на все психические процессы: восприятие, память, эмоции, чувства и т. д., т. е. личностные особенности проецируются и выявляются в ситуациях активности, направленной на неопределенные, слабоструктурированные стимулы разного рода. Проективные методики основываются на едином психологическом механизме «проекции», который анализировали Фрейд и Юнг. Суть проекции заключается в невольном приписывании другим людям тех качеств и желаний, которые присущи самому человеку, но в которых человек сам себе не признается, подавляя их. Бессознательные переживания, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий, в определенных ошибках психики, в особенностях рисунков или восприятия неопределенных рисунков. Проективные методы характеризуются малой стандартизованностью проведения всей процедуры обследования и толкования данных, поскольку изучаются глубинные индивидуальные особенности личности, исследование которых требует гибкой тактики и неординарного подхода к анализу получаемых результатов.
|
|
Введение термина «проективные методы» принадлежит Л. Франку, который предложил и свою классификацию:
1. Методики структурирования, например тест чернильных пятен Роршаха.
2. Методики конструирования, напримертест Мира и его модификации.
3. Методики интерпретации, например тематический апперцептивный тест (ТАТ), тест фрустрации Розенцвейга.
4. Методики дополнения, например неоконченные предложения, неоконченные рассказы.
5. Методики катарсиса, например проективная игра, психодрама.
6. Методики изучения экспрессии, например анализ почерка, особенностей речевого общения.
7. Методики изучения продуктов творчества, например тест рисования фигуры человека, тест рисования дома, рисунок семьи и пр. Методики данного класса успешно используются в клинико-консультационной работе, являются основой для проведения психотерапевтических воздействий и как инструмент личностной диагностики в высшей школе используются редко и только очень опытными специалистами для изучения интересов, личностных ориентации, структуры ценностей студентов.
Особой группой объективных методик является группа методик субъективного шкалирования и самооценки, в которой можно выделить следующие методики:
1. Шкалы Дембо—Рубенштейна, с помощью которых испытуемый сам оценивает себя: счастливый – несчастливый . умный – глупый . здоровый – больной . добрый – злой.
2. Методика «семантический дифференциал» (Осгуд), с помощью которой оценивают представления человека о каком-либо объекте, о себе, о мире и т. п., используя несколько предложенных семибалльных шкал, где семь градаций обозначены словами, а позитивно окрашенные характеристики могут быть с разных сторон шкал, например для оценки качеств преподавателя могут быть использованы шкалы:
|
|
Активный — сильно — средне — слабо — никак — слабо —средне — сильно — Пассивный.
Злой — сильно — средне — слабо — никак — слабо — средне — сильно — Добрый.
В результате использования шкал возникает субъективный семантический профиль прошкалированного объекта.
При обработке результатов можно:
1 — анализировать профили .
2— строить семантическое пространство.
3. Методика «Конструктов» (Келли) предполагает, что выявляются личностные, сугубо индивидуальные критерии и мнения испытуемого при оценивании каких-либо объектов (может применяться для выявления скрытых тенденций личности), поэтому названия шкал испытуемый формулирует сам: например, его просят сравнить три объекта, причем он сам подбирает известных ему людей на роли «человека, которому можно доверять» или «самого преуспевающего из знакомых», называет лишнего или отличающегося среди них и называет признак, по которому он отличается от других — этот признак и будет персональной шкалой, предложенной самим испытуемым, т. е. испытуемый сам выделяет круг объектов, людей или явлений, важных для него, и описывает их на своем собственном языке.
Первичные данные теста конструктов имеют вид таблицы-решетки («техника репертуарных решеток»): по строкам — конструкты, по столбцам — сравниваемые объекты, в клетках таблицы — оценки, данные испытуемым.
4. Методики ранжирования предполагают, что испытуемому дается перечень слов или графических стимулов и их надо расположить по порядку убывания какого-либо признака, согласно мнению испытуемого . например, в методике выявления самооценки человека просят расположить в порядке выраженности у него определенных личностных качеств и проранжировать эти же качества с точки зрения ценности для своего «идеала», а затем сравнивают, насколько совпадают и различаются эти два ряда проранжированных качеств.
5. Методика «парные сравнениям» предполагает процедуру сравнения каждого объекта с каждым другим объектом — с точки зрения предпочтения испытуемым или по степени сходства. Методика позволяет выявлять противоречия в системе предпочтений испытуемого, различие его субъективных критериев сравнения, но требует много времени: ведь если сравнивается 10 объектов, то надо сделать 45 парных сравнений, а полученную матрицу результатов сравнения надо обрабатывать с помощью компьютера.
6. «Каузометрия» — испытуемого просят назвать самые важные события его жизни в прошлом и ожидаемые события в будущем и затем для каждой пары событий оценивается наличие причинных каузальных связей. В результате возникает графическая схема жизни, свое проектирование карьеры, жизни.
7. Методика -«сортировки» направлена на то, чтобы все сходные, по мнению испытуемого, объекты помещать в один класс, и чем больше классов самостоятельно выделит испытуемый при сортировке, тем разветвленное его внутренняя система понятий, тем выше уровень сформированности системы понятий в той или иной области.
Наиболее надежными и валидными признаются аппаратурные методы диагностики индивидуально-психофизиологических особенностей, например, электроэнцефалографические. Из-за сложности и громоздкости эти методы, как правило, используются для проведения научно-исследовательской работы и для доказательства валидности бланковых методик.
Типы тестов
По содержанию тесты могут быть сведены в несколько групп: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и личностные тесты.
Тесты интеллекта
Предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека. Под интеллектом в данном случае подразумевается не любое проявление индивидуальности, а прежде всего познавательные процессы или функции (мышление, память, внимание). Тесты интеллекта являются исторически наиболее ранними методиками психодиагностики.
В психодиагностику прочно вошло понятие «коэффициента интеллектуальности» в качестве основного и достаточно стабильного показателя умственного развития. Этот коэффициент вычислялся на основе диагностического обследования путем деления так называемого «умственного возраста» (по числу выполненных заданий теста) на хронологический или паспортный возраст и умножения полученного частного на 100. Величина выше 100 говорила о том, что испытуемый решал задания, предназначенные для более старшего возраста, если IQ был ниже, делался вывод о том, что испытуемый не справляется с соответствующими его возрасту заданиями. С помощью специального статистического аппарата вычислялись границы нормы, т. е. те значения IQ, которые свидетельствовали о нормальном интеллектуальном развитии человека определенного возраста. Эти границы располагались от 84 до 116. Если IQ получался ниже 84, это рассматривалось как показатель низкого интеллекта, если выше 116 — как показатель высокого интеллектуального развития.
Наиболее известные тесты интеллекта: тесты Д. Векслера, Р. Амтхауера, Дж. Равена, Стенфорд — Бине, «краткий отборочный тест» (КОТ) (В. Н. Бузин).
Тесты учебных и профессиональных достижений
Тесты достижений предназначены длятого, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка. Тесты достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особенностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов, т. е. с помощью этих тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов.
Тесты достижений отличаются от тестов интеллекта. Последние не направлены на диагностику конкретных знаний или навыков, а требуют от учащегося умения совершать с понятиями (пусть даже и учебными) определенные умственные действия, такие как аналогии, классификации, обобщения и др.
Отдельные тесты достижений можно объединять в тестовые «батареи», что позволяет получать профили показателей успешности обучения по разным дисциплинам.
Тесты профессиональных достижений, применяемые в школе, призваны оценивать уровни развития конкретных знаний и навыков, требуемых для отдельных профессий, поэтому область их применения ограничена и определяется рамками узкой специализации.
Известны три формы обсуждаемых тестов: тесты исполнения, или, как их еще называют, действия, образцы выполнения работы, а также письменные и устные тесты,
Тесты способностей
Тесты способностей делятся на общие и специальные. Поскольку под общими способностями подразумеваются в первую очередь интеллектуальные, то дляих диагностики используются тесты интеллекта . а для диагностики специальных способностей применимы специальные тесты.
В зарубежной тестологии принято классифицировать тесты этого типа по двум основаниям:
а) по видам психических функций — сенсорные, моторные тесты .
б) по видам деятельности — технические и профессионализированные тесты, т. е. соответствующие той или иной профессии (конторские, артистические и т. д.).
Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и др.
Сенсорные тесты разрабатываются для изучения разных характеристик восприятия. Например, острота зрения и слуха, различительная чувствительность, цветоразличение, дифференциация высоты, тембра, громкости звуков и др.
Технические способности позволяют человеку успешно работать с разнообразным оборудованием или его частями. Наряду с некоторой общей способностью (технической одаренностью или техническим опытом) существуют независимые факторы:
§ пространственные представления – способность оперировать зрительными образами (например при восприятии геометрических фигур) .
§ техническое понимание — это способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, ходить одинаковые и различные.
В диагностику группы профессионализированных способностей включают способности, которые необходимы для конкретных видов деятельности или отдельных профессий (художественные, артистические, математические, конторские и др. способности).
Наиболее известными являются батарея тестов дифференциальных способностей (ДАТ) и батарея тестов общих способностей (ГАТБ). Первая из них создавалась для нужд школы и нашла применение в профессиональной ориентации учащихся.
ГАТБ была разработана Службой занятости США для проведения профессиональных консультаций в государственных учреждениях. Она широко использовалась в промышленности и армии для расстановки кадров по рабочим постам при приеме на работу.
Личностные тесты
Личностные тесты предназначены для изучения разных аспектов личности — мотивации, интересов, ценностных ориентации, эмоционального склада и др. К личностным тестам можно отнести как тесты-опросники, так и методики, в частности семантический дифференциал Ч. Осгуда, «технику репертуарных решеток» Г. Келли, «методику распределения времени» С. Я. Рубинштейна.
Наиболее известными и широко используемыми в психодиагностике являются многостадийный личностный опросник штата Миннесота (MMPI), личностный опросник Р. Кеттелла, патопсихологический диагностический опросник (ПДО), опросники на выявление личностной и ситуативной тревожности, опросник интересов Е. Стронга и др.
Любые опросники, диагностирующие личностные особенности, применимы только в своей культуре. Поэтому перенос этих методов в другие культуры требует особо тонкого перевода, адаптации и апробации каждого вопроса.
Психодиагност должен руководствоваться следующими принципами.
• Профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди аттестованных специалистов.
• Принцип обеспечения суверенных прав личности: человек не должен подвергаться обследованию обманным путем, он должен знать, кто будет иметь доступ к результатам обследования и какие решения могут быть приняты.
• Принцип объективности — обследование должно быть беспристрастным, в рамках доброжелательного нейтрального общения с испытуемым, без проявления симпатии или антипатии, без оказания помощи и подсказок.
• Принцип конфиденциальности — вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть конфиденциальной и может быть доступна только для тех, для кого она предназначена.
• Принцип психопрофилактического изложения результатов — результаты диагностики должны быть преподнесены в ободряющей форме, не травмирующей психику и самооценку испытуемого.
