Санкт-Петербургскоегосударственное
бюджетноепрофессиональное образовательное учреждение «Колледж метрополитена ижелезнодорожного транспорта»
Разработка классного часадля обучающихся 1 курса на тему:
«Безопасность в работе всети интернет»
Мастер производственного
обучения
М.С. Разгулина
07.02.2023
2022-2023 учебный год
Цель: обеспечить информационнуюбезопасность учащихся с помощью внимательного отношения к информационнымресурсам в интернете.
Задачи:
– научить внимательно относится кинформационной продукции в сети интернет;
– избегать навязывания информации,которая способна причинить вред здоровью нравственному и психическому развитию;
– разработать рекомендации поправильной работе с информацией в сети интернет.
Формы занятия: беседа, работа в группах.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация,листочки для анкетирования, бумага форматаА4, карандаши, фломастеры, набор разноцветных карточек для каждого учащегося.
Структуразанятия:
– Организационный момент
– Актуализация
– Мини-анкетирование
– Раскрытие темы
– Выводы по занятию, разработкаправил
– Рефлексия.
Ход классного часа.
1. Организационный момент.
– Добрый день.
– Тема нашего занятия: Безопасность вработе в сети интернет. (слайд 1)
– Всем вам хорошо известно, что такоеинтернет. А что такое интернет? (ответы учащихся) (слайд 2)
– Исходя из нашей темы, подумайте, очем мы сегодня будем говорить? (ответы учащихся)
2. Актуализация.
Современныйчеловек с трудом представляет свою жизнь без интернета. Для каждого из нас ониграет свою роль (работает, проводит досуг, учится, хобби).
Интернетэто глобальная сеть, которой пользуются повсеместно более 2 миллиардов людей напланете.
Интернетпо определению является глобальной системой, которая нужна, чтобы передаватьразные виды информации между устройствами системы вычисления с помощью сайтов.
Таким образом, он является огромнойсетью компьютеров, соединенных вместе беспроводными и проводными сетями. Онпредоставляет доступ к глобальной паутине, чтобы передавать по ней сведения иполучать их.
(слайд 3)
Самаидея создания интернета принадлежит Леонарду Клейнроку. Он в 1961 г. создалнаучную работу, где освещал тему информационного потока через большиекоммуникационные сети.
Егозадумка вдохновила Джозефа Карла Ликлайдера, и тот в 1962 г. создал отделинформационных технологий при обороне США и вынес на обсуждение в Правительствепредставление о глобальной сети в военных целях.
Тотинтернет, каким мы его знаем, сформирован в 1970-х гг. в Америке ЭлмеромШапиро. Он созвал сетевую рабочую группу, и вместе они придумали площадку длямежконтинентального обмена информацией.
В1957 г. от американского лидера поступило распоряжение о формированиигруппировки людей, которые бы занялись исследованием компьютеров и созданиемплатформы для военной связи из-за запуска СССР первого спутника на Луну.
Создалисследовательскую группу Джозеф Ликлайденр. В 1969 г. состоялось первое общениечерез глобальную сеть.
В1971 г. была сформирована сеть с 23 пользователями.
В1973 г. был сформирован почтовый ящик, и начали появляться идеи по созданиюплощадки для обычных людей.
В1977 г. к сформированной площадке присоединились 100 человек, а к 1997 г. ихстало уже 20 миллионов.
(Слайд4)
ВРоссии всемирная международная сеть появилась для стратегических целей иведения информационной войны с США.
В1990 г. было налажено первое соединение с западом, а через год начался обменинформацией.
В1992 г. стали распространяться сайты на русском языке, через два годапоявляются страницы от обычных пользователей, появляются первые хакерскиесистемы и первые антивирусы. В 1996 г. была создана первая реклама, а к 1997 г.появляются первые журналы и активно развивается торговля. Создается Яндекс. В1998 г. появляется почта Mail.ru.
Интернет на сегодняшний день предлагаетпользователю готовое решение на возникающие проблемы. Он помогает ему узнаватьчто-то новое о мире, к примеру, возникновение всемирной информационной паутиныи изобретений, общаться и получать важную информацию для своего развития,развлекаться, совершать покупки и многое другое.
Таким образом, интернет позволяетпользователю: общаться через социальные сети, сервисы, мессенджеры, почтовыеслужбы; развлекаться с помощью просмотра фильмов, чтения книг, видеоигр идругих сервисов; получать знанияиз любой сферы жизнедеятельности; совершатьпокупки, совершать платежи за оказанные услуги и обеспечивать свою жизнь всемнеобходимым, не выходя из дома; работать и учиться из дома и продвигать свойтовар. В целом, интернет сегодня имеет огромное влияние на все сферы жизниобщества многих стран и продолжает распространять свое влияние.
Теперь любой человек может связаться с другими при помощи сети интернет, где быон ни находился.
– Скажите, как вы думаете, что значитсвязаться, и какие виды связи вы уже знаете? (ответы детей)
Можно общаться в мессенжерах или вести переписку по электронной почте, или беседовать,используя видеосвязь. Можно получать информацию для разных целей: написаниядоклада или реферата, купить билет на концерт и спектакль, послушать музыку и посмотретьфильм, пройти обучение.
3. Анкетирование (10 мин.) (слайд 5)
–Давайте проведем мини-анкетирование, для того чтобы узнать, кто как используетинтернет в повседневной жизни.
(слайд 6)
1. Есть ли у тебя интернет?
2. С какой целью ты его используешь?
– общение
– развлечение
– самообразование
– творчество, личностный рост
3. Встречалось ли такое, что тебе писалинезнакомые люди и:
– предлагали дружбу
– угрожали
– приглашали вступить в группусамоубийц
4. Встречалось ли такое, что при поискенужной информации в интернете высвечивалась реклама алкогольных напитков,сигарет, заработать деньги?
Обсуждениерезультатов опроса (10 мин.)
4. Раскрытие темы занятия.
– Как Вы думаете, для чего и почемунам нужно думать о безопасности в интернете? (ответы учащихся)
Конечно,интернет – это хороший источник информации для вас в плане учебы, но в немможет встретиться информация, которая абсолютно не нужна, и может быть даже нетолько вредной, но и опасной для жизни!
(слайд7)
Информация, пропагандирующая или описывающая запрещенные вобществе вещи и понятия. Сюда можно отнести сайты, на которых пропагандируютрасовую нетерпимость, фашизм, сектантство, терроризм, жестокое отношение клюдям или животным, наркотики, алкоголь, курение и прочее. Сложностьотслеживания таких сайтов в том, что их часто тяжело определить идеологически,то есть не всегда сайт называется о чем-то негативном, а как правило о чем-тоочень полезном и познавательном. Нам важно научиться правильно, использовать этуинформацию безопасно для своего здоровья и с максимальной пользой.
Могутпоступить различные угрозы для жизни, хулиганство, встретиться вредоносныепрограммы. В переписке можно встретить нецензурную лексику.
Социальные сети, сайты знакомств, форумы сами по себе не несут угроз. Опасностьпри использовании наступает тогда, когда такие ресурсы становятся основнымспособом общения, «отдаляют» от реального мира и делают зависимым от себя.Когда подросток впадает в истерику, если ему не дали немедленно зайтипообщаться в социальную сеть – это уже плохой знак.
Через доступные ресурсы к вам в доверие могут втиратьсяразного рода мошенники и аферисты с целью получить конфиденциальнуюинформацию. Мошенники специально отыскивают открытые профили малолетних, чтобы невзначайнаписать потенциальным жертвам, напроситься в друзья с вытекающими последствиями.Это называется переход в реальный мир. Эти преступники могут регистрироватьсяпротивоположным полом, войти в ваше доверие, а потом назначить встречу и попитькофе. В конечном итоге это окажется ловушка под прикрытием.
Мошенники существовали во все времена и, видимо, будутсуществовать еще долго. С момента изобретения интернета добраться до потенциальнойжертвы им стало гораздо легче, тем более используя наивность инепосредственность. Для того чтобы обмануть они применяют различные методы.
Например, когда вы хотите скачать нужную вам информацию сразупоявляется окно с просьбой ввести свой реальный номер телефона. А потом нателефон приходят SMS сообщения о розыгрыше чего-либо, и что для участия надоотправить в ответ сообщение с определенным текстом, а в итоге такой операцииокажется в последствии снятие денег с вашего мобильного счета.
При скачивании компьютерных игр обязательно нужно смотреть наограничения по возрасту.Современные подростки буквально «живут» в виртуальном мире, тем самым становясьего «жертвами» и врагами для самих себя. Игры, в которых сюжеты основаны наубийствах, стрельбе очень реалистичны и расшатывают психику. У зависимых от компьютерныхигр постепенно ослабевают умственные способности.
Однаиз интернет—угроз, так называемый«киберсуицид» или согласованные самоубийцы. По интернету подростки находятподдержку своим суицидальным наклонностям и договариваются о совместномсамоубийстве.
5. Выводы по занятию, разработка сводаправил.
(слайд 8)
– После полученной информации длябезопасности использования сети интернет, разработаем свод основныхправил.
(слайд9)
ü Во время работы в интернете нужнобыть очень внимательным и осторожным
ü Нежелательно размещать своиперсональные данные в социальных сетях
ü При размещении своих фото или видео,хулиганы могут использовать их в своих целях.
ü На своей страничке обязательнозакройте доступ посторонним людям
ü Лучше всего использовать игры,развивающие интеллект
ü Использовать при пароле трудно запоминаемыйнабор символов
ü В социальных сетях не добавляйте в«друзья» незнакомых людей
ü Общайся с реальными людьми, а невиртуальными
6. Работа в группах. (Слайд10)
(слайд 11)
Разработать листовки или буклет синформацией о безопасности в работе с интернетом.
7. Рефлексия, использование технологиицветописи.
– Что полезного вы сегодня узнали длясебя? (ответы обучащихся)
Известно,что настроение человека и эффективность работы в классе можно определить спомощью цвета.
–У каждого из вас на парте находитсянабор с цветными карточками. Для того, чтобы выразить свое настроение выберитенужный цвет и поднимите карточку.
ü Желтый – мне интересно было на уроке
ü Зеленый – мне не интересно было науроке
ü Синий – безразличие.
Источники информации:
- Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития. — М., 2004.
- http://lubodar.info/vliyanie-gadzhetov-na-zdorovje-detej/
- http://airestech.ru/iz-za-smartfonov-obvisayut-shheki-i-menyaetsya-forma-lica
4. http://www.kaspersky.ru/internet-security-center/internet-safety/kids-online-safety
5. http://vse-sekrety.ru/149-chto-takoe-internet.html
6. https://nauka.club/informatika/internet.html
