Классныйчас «Герои среди нас»
Цель:
создать условия для формирования чувства патриотизма инравственности у подрастающего поколения, чувство гордости за свою страну, селона примере героических поступков людей в военное время
Задачи:
- формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых внутренней красоты человека.
- вызвать у учащихся чувство уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки.
- дать учащимся представление о понятиях «герой», «подвиг»; для уточнения образа героя на примерах из современной жизни;
- развивать умения составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;
- воспитывать чувство патриотизма, а также чувства гордости и уважения к людям, достойным его.
Оборудование: компьютер, экран,проектор; раздаточный материал (карточки с пословицами, конверты со словами),«Толковый словарь русского языка», магниты; шаблоны звездочек, цветныекарандаши, презентация
Ход классного часа:
1.Организационный момент. Мотивация (СЛАЙД1)
Настроенье у нас отличное
А улыбка – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Классный час начинать пора!!!
1.Организационный момент
_ Здравствуйте, ребята! Меня зовут.. Сегоднямы с вами поговорим о важном. А тему вы сформулируете сами, вместе со мной. Явам помогу.
2. Постановка проблемного вопроса.
Посмотрите, кого вы видите на экране? (СЛАЙД 2)
Кто они? Что их объединяет?
Обсудим, какие у них способности.
+ (-Супер герои.) (Дети высказываются)
-А теперь посмотрите на эти кадры.(СЛАЙД 3)
+ Эти фотографии военных лет.
Это герои воин.
-Похожи ли эти герои на героев предыдущего слайда?
Нет, почему?
— Они не обладают сверх способностями… Это реальные люди…
Давайте посмотрим, какие эти герои? Что они делали?
-Это солдаты ВОВ, гражданской, афганской войны, это детивойны, т.е ваши сверстники.
— А живут ли герои среди нас?
— Есть ли герои у нашего времени?
— Назовите ключевое слово в теме нашего урока? (герои)
— Какова тема нашего классного часа?
(Дети отвечают)
Тема классного часа (СЛАЙД4)
— Какова цель нашего классного часа?
Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос:Герой. Кто он? А также составим портрет героя, определим качества, необходимыедля совершения подвига,
(формирования чувства патриотизма инравственности, чувство гордости за свою страну, село на примере героическихпоступков людей в военное время, раскрыть значение слова герой, какимпредставляется человек, которого можно назвать героем?
3. Разговор с учащимися по теме (СЛАЙД 5)
— Кто такой герой? (Дети высказываются)
Герой- это человек, совершивший подвиг.
Герой- это лицо какого либо произведения. Герой рассказа
— Мы с вами знаем, что одно и то же слово может иметь несколькозначений.
— Для того чтобы понять, правильно ли мы представляем, кто такойгерой, обратимся к словарям.
«Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова. (СЛАЙД6 )
Герой — человек, совершающий подвиг,необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
Герой — человек, который врешительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческогообщества.
Т.е приносит пользу.
— Вы были правы , когда говорили, кто такой герой.
— Что такое подвиг? (героический поступок)
2023 год в Башкирии объявлен Годом полезных дел для малой Родины.
(СЛАЙД 7)Мальчик, спас…
Можно ли назвать этого мальчика героем? (Дети отвечают)
КАЧЕСТВА ГЕРОЯ
— А какие качества характера необходимы, чтобы стать героем?
(Слайд 8 )
Выберите те прилагательные, которые характеризуют чертыхарактера героя. Для этого возьмите 1 конверт.
Итак, какой же он настоящий герой? Какими чертами наделен?
(перечисляют)
Примерные: мужественный, смелый, отважный, , благородный, сильный,рассудительный, патриотичный, закаленный, сообразительный, веселый,рискованный, осторожный.
-А теперь, посмотрите . Какие слова не подходят герою. Давайтеуберем.
Смелость, хвастливость, ответственность, бескорыстие,безрассудство, самопожертвование…
стремление выделиться, жертвовать собой во имя жизни ипроцветания других людей, во имя процветания своей Родины.
Ребята, как вы представляете себе образ героя? Опишитеего 1-2 словами, пользуясь планом. (Слайд 9).
ПЛАН.
1. Каков внешне должен быть герой?
2. Сколько лет должно быть человеку, которого можно назватьгероем?
3. Герои – это люди особой профессии?
4. Может, как-то особенно надо воспитывать героя?
5. Герои живут в каком–то особом месте?
(Слайд 10 )
— Приведите примеры таких поступков человека, которые можноназвать подвигом
Приведите примеры истинного героизма в наше время.
(Герои труда, ликвидаторы последствий аварии на ЧернобыльскойАЭС, на АЭС в Японии, работники МЧС, пожарные, космонавты, доноры,мать-героиня, парашютисты, летчики-испытатели, подводники и многие другие
(Слайд 11)
Аучитель? Можно ли поставить в один ряд с этими профессиями учителя и назватьего героем нашего времени? Или герои только те, кто спасает жизни в прямомсмысле этого слова?
Слово«герой» можно понимать по-разному. С одной стороны, это участник какого-товеликого события или человек, который становится известным в обществе,благодаря незаурядным качествам личности. Это люди, добрые, ответственные, которыепреданы своему делу, выполняют свой долг, не привлекая к себе особого внимания.
— Обратите внимание на слово — доброта.
-Какое отношение оно имеет к героям? (Злые люди не будутсовершать героических поступков, потому что героические поступки совершаются воимя кого-то или чего-то)
(СЛАЙД 12 )
Посмотрите, со словом герой у нас ассоциируется чаще всего мужчина и война. Ноя хочу обратить внимание на пословицу:
В жизни каждого человека есть место для подвига.
Перед вами конверт.
В нем вы найдете отдельные фразы, с помощью которых у вас получатся пословицы,воспевающие героя.
— Какие пословицы, воспевающие красоту и мужество героя, у вас получились?
Подведение итога.
Давайте вернемся к теме нашего классного часа «Герои среди нас»
Герой. Кто он? ( Герой — это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр,мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине.)
Сможем ли мы теперь с уверенностью ответить на вопрос — А живутли герои среди нас?
-Как может выглядеть герой в наше время?
Вывод: Конкретныххарактеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может бытьлюбой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершенияподвига.
В нашей огромной стране героев много. Но все они начинали смалого – с уважения к старшим. Герой, прежде всего, гражданин и патриот. Хочешьстать героем – стань прежде достойным гражданином. Делай жизнь вокруг себялучше, защищай слабых, борись со злом и несправедливостью, помогай тем, комутребуется помощь, будь сильным. И тогда, рано или поздно, судьба сделает тебягероем.
— Как мы узнаем о героическихчеловеческих поступках и о том, кто их совершил? (из газет, из рассказов людей,из теле- и радиопрограмм, из Интернета)
— Ребята! В настоящее время существует специальныйинтернет-проект «Герои России», который рассказывает о подвигах простыхлюдей. (Интернет-Главная страница проекта)
— А в ваших семьях, есть люди, поступками, делами которых можногордиться?
Ребята, давайте сейчас посадим «Аллею героев», темлюдям поступками которых можно гордиться. На столах у вас лежат деревья,подумайте и напишите того человека, в честь которого вы посадите свое дерево.
Посмотрите, мы хотели посадить несколько деревьев, а перед намивыросла целая роща. Пусть ее не будет ни в одном городе, ни в одном селе, ноона будет в наших сердцах, в нашей памяти. (СЛАЙД 25)
(Во время выполнения работы звучит песня из к/ф «Офицеры» «Огероях былых времён»
Рефлексия
-Звездочки. (СЛАЙД )
Внимание на экран.
Если люди, о которых мы сегодня говорили, вызвали у васгордость, то возьмите красную звезду,
Если безразличие-зелёную,
Если уважение-жёлтую,
Жалость – синюю.
(Во время выполнения работы звучит песня С.Михайлова «ГероиРоссии моей»)
Запомните, героями не становятся по воле случая, не появляютсяниоткуда. Герои живут среди нас.