Классныйчас
попожарной безопасности
“НА РУБЕЖЕ ОГНЯ: ПОЖАР И РАБОТА ПОЖАРНЫХ»
Цель:формирование осознанного отношения к использованию огнеопасных предметов какпредпосылка формирования социально – ответственного поведения детей.
ЗАДАЧИ:
— закрепить знаниядетей о пожароопасных предметах и действиях, которые могут привести квозникновению пожара;
— закрепить знанияо действиях, предотвращающих развитие пожара;
— расширитьпредставления о людях, выбравших своей профессией быть пожарным;
— развиватьэмоциональный интеллект посредством знакомства с эмоциями, которые можетиспытывать наблюдающий за пожаром и участвующий в пожаре.
ОБОРУДОВАНИЕ:
— дидактическиекарточки из набора « Безопасность в доме» ( художник Е. Кочетова );
— видеозаписьклипа « МЧС»/ « Шагни в огонь» группы « Роднополисы»;
-текст песни «МЧС»с выделенным цветом словами;
-карточки сословами из песни « Но ты попробуй шагни в огонь, если дома жена идочь», « Тех, кому чужая жизнь дороже собственной»
— карточки сословами фразы: «Потенциально Опасная для Жизни АктивностьРебенка и взрослого»;
— легкий мяч.
ПЕДАГОГ:Здравствуйте, ребята!
Сегодня наша с вами встреча будет о том, что важно для жизни каждого. Предлагаю вам самимугадать эту тему с помощью подсказки: на нашей доске закреплены карточки сословами, если расставить их в нужном порядке и получить единую фразу, то иззаглавных букв сложится тема нашего занятия. ( Указывает детям на доску сприкрепленными в произвольном порядке карточками. Дети высказываютпредположения относительно правильного построения фразы. )
Да, вы правы, унас с вами получается фраза « Потенциально опсная для жизни активность ребенкаи взрослого». Давайте подумаем, что значит каждое слово из этой фразы.
( Указывает на фразу, выслушивает ответы детей ).
« Активность»- это действия, которые совершает человек во время своей обычной жизни.
«Потенциально Опасная» — скрытая ситуация, но в то же время, при определенномстечении обстоятельств, готовая превратиться в опасную.
« Опаснадля Жизни» — настолько серьезная, что может повлечь за собой причинение вредаздоровью и жизни человека, в том числе привести к смерти.
« Ребенка ивзрослого» — в активность включены все без исключения- и взрослые , и дети.
А еслипрочитать в этих словах заглавные буквы, то получится слово…
Совершенноверно, тема нашего занятия сегодня связана с ПОЖАРом.
Ктоможет объяснить, что такое пожар? ( Ответы детей )
Верно,пожар – пламя, широко охватившее и уничтожающее что – либо. Пожар –неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, опсностьжизни и здоровью людей и животных.
Чемопасен для человека пожар?
( Ответы детей )
Верно,человек может лишиться дома, получить ожог, отравиться угарным газом, умеретьот удушения дымом или от того, что на него упадет горящая вещь или частьпостройки и т. д. Нужно понимать, что этот процесс, не зависящий от желаниячеловека, когда огонь стихия как стихия поглощает все вокруг. При этом огоньпостоянно присутствует в жизни людей, помогает в быту и на производстве ислужит верным помощником.
Таккак определит, опасен или полезен огонь? ( Ответы детей )
Совершенно верно, огонь помогает сделать жизнь человека удобнее и комфортнее,если соблюдать определенные правила – это правила пожарной безопасности.
Упражнение« Потенциально опасная активность»
На доскемагнитами прикреплены дидактические карточки из набора « Безопасность в доме»:
-« Нельзя зажигать огонь без взрослых»,
-« Аэрозольные баллоны и зажигалки нельзя хранить возле источников тепла»,
-« Никогда не тяни за провод, вынимая штепсель из розетки»,
-« Нельзя допускать прикосновение бумаги или ткани к электрическим лампам иночникам»,
-« Нельзя без разрешения включать электроприборы»,
-« Не допускай, чтобы на электрические приборы попадала вода»,
-« Следи, чтобы сквозняк или вода не потушила пламя газовых горелок».
Кто из вас готов рассказать, чем поведение героя каждой картинки можетбыть опасно ?
( Ответы детей по каждой картинке отдельно )
Совершенно верно, вы назвали правильно все причины,почему действия героя могут стать причиной пожара.
Упражнение« Какие из перечисленных действий могут привести к пожару»
Чтобы расширить ваши представления о действиях,которые могут послужить причиной пожара, мы сейчас поиграем. Я буду кидать мячи называть действие взрослого или ребенка, а вы, поймав его, отвечайте на мойвопрос: « Может ли послужить причиной пожара…?» Если действие, которое яназову, одновременно может и не может быть причиной пожара, то, пожалуйста,уточните, при каком условии возможен каждый вариант.
Может служить причиной пожара |
Не может |
При определенном условии может вызвать пожар |
Поджигание бумаги |
Прыгание через скакалку |
Чтение ( если рядом зажженная свеча или книга попадет на электроприбор ) |
Игра с зажигалкой |
Игра в снежки |
Изготовление поделок ( например, если используют выжигатель ) |
Поджигание сухой листвы и травы |
Игра в мяч |
Рисование ( если вода попадет в стоящий рядом включенный эл. прибор ) |
Баловство со спичками |
пение |
Полив цветов ( если вода попадет в стоящий рядом включенный эл. прибор ) |
Зажигание бенгальских огней возле елки |
Лепка из пластилина |
Чистка ковра ( если используется неисправный пылесос ) |
Игра с зажигалкой |
Забивание гвоздей |
Игра с котенком ( если рядом есть открытый огонь и в него может попасть предмет, уроненный во время игры ) |
Забыли выключить утюг |
Танцы |
Купание/умывание |
Поджигание тополиного пуха |
Лепка |
Выбрасывание с мусором разбитой стеклянной бутылки |
Игра с увеличительным стеклом под солнечными лучами |
Вышивание |
|
Неисправный шнур гирлянды |
Плетение из бисера |
|
Перегрев телевизора |
Вырезание вытынанок |
|
|
|
|
Упражнение« Пожар как математический пример»
Подводяитог, можно сказать, что есть определенные ситуации, которые мы объединим вгруппы – их мы назовем « Причины возникновения пожаров». Как в школе на урокахматематики вы решаете примеры, так и мы с вами сейчас запишем пример того, чтоявляется слагаемыми пожара. Я пишу первое слагаемое, вы диктуете мне второе, имы записываем пример.
(Пишем на доске цветными маркерами следующие схемы )
1. Взрывоопасные / легковоспламеняющиесяпредметы + ( искра/ пламя / спичка ) = ПОЖАР
2. Игрушка /одежда / книга /одеяло + (нагревательный прибор / обогреватель )= ПОЖАР
3. Электроприбор + ( вода )= короткоезамыкание = ПОЖАР
4. Солнечный луч+ ( оптическая система )= ПОЖАР
5. Горючее вещество + окислитель (кислород / воздух ) + источник зажигания ( искра / спичка )= ПОЖАР
Ребята, какие чувства и эмоции у вас вызывает слово « ПОЖАР»? ( Ответы детей )
А если вы слышите звуки сирены пожарной машины, что вы чувствуете в этотмомент? ( Ответы детей )
Да, мы все, услышав о пожаре, в зависимости от ситуации, испытываем тревогу,страх, ужас, грусть, печаль, горе, боязнь, испуг, удивление, растерянность,досаду, злость, гнев, жалость и сочувствие к пострадавшим… И это естественнаяреакция.
Но давайте подумаем, ведь не вся наша жизнь окрашена такими эмоциями, хотя вовсем мире и нашей области происходят сотни и десятки пожаров. Почему такпроисходит? Что позволяет нам испытывать и другие чувства в жизни? Что помогаетчувствовать себя защищенными? ( Ответы детей )
Вы правильно заметили, соблюдение правил пожарной безопасности и знание того,что рядом с нами ежедневно на службе ПОЖАРНЫЕ.
Кто же они такие?
Легко ли стать пожарным?
Каждый ли может стать пожарным? ( Ответы детей )
А как вы думаете, а могут ли быть пожарными женщины? (Ответы детей)
Могут, но очень редко, чаще женщины работают диспетчерами и именно онипринимают звонки людей о начавшемся пожаре, уточняют адрес, сообщают водителюпожарной машины кратчайший путь к месту пожара, наличие трудных для проездамест на дорогах и место расположение ближайшего гидранта к месту пожара, еслипотребуется дополнительная вода Этим они помогают пожарной бригаде сэкономитьвремя и максимально быстро начать тушение пожара.
Вы отметили много качеств человека, которые нужны для того, чтобы статьпожарным, чтобы подтвердить ваши ответы или дополнить их, посмотрите,пожалуйста, на экран.
Просмотрклипа « Шагни в огонь» / « МЧС»группы « Роднополисы»
Песнянаписана в 2016 году. Авторы: Константин Ворон, Артем Гагара, Евгений Трухин,исполняет ее группа « Роднополисы». За два года песня стала неофициальнымгимном пожарных.
Ребята, о чем рассказывают исполнители песни? ( Ответы детей )
Про что для вас этот клип? Что вы там увидели? ( Ответы детей )
Кадры в клипе делят его условно на три истории. Какие это истории, на вашвзгляд? ( Ответы: история мамы и сына, у которых в доме пожар; историяпожарного, который смотрит на фото и вспоминает семью, прежде чем войти вгорящее здание; история процесса тушения пожара )
Как вы думаете, какие эмоции испытывает женщина, в доме которой начался пожар? (Ответы: страх, ужас, тревогу за сына, которого не успела вывести, свое бессилиеперед стихией и т. д. )
Что чувствует мальчик, оказавшийся в огне? (Ответы: растерянность, страх, ужас, отчаяние )
Что он делает? ( Он пытается спрятаться в комнате, забивается в угол, дальнийот горящей двери )
Что чувствует пожарный, который в машине смотрит на фотографию семьи? (Ответы детей: тревогу, волнение, грусть, нежность и т. д. )
Что чувствует жена пожарного, которая ждет его дома? (Ответы детей: беспокойство, волнение, тревогу и т. д. )
От Каким должен быть пожарный? ( Ответы детей: сильным, ловким,выносливым, смелым, бесстрашным, собранным, ответственным, внимательным,аккуратным и т. д. )
В каких моментах в ролике это показано? Какие эпизоды клипа подтверждают это?( Ответы детей: тренировка пожарных на полигоне, учебный подъем по лестнице,проверка огнеупорного костюма и дыхательной маски и т. д. )
Какие слова в прослушанной песне показались вам самыми важными? Пояснитепочему? ( Ответы детей )
Упражнение« Главная мысль»
Посмотрите внимательно на экран. На экране текст песни, которая только чтопрозвучала в клипе. Что необычного вы видите в самом тексте?
(Некоторые слова написаны другим цветом, отличающимся от основного текста: « тыпопробуй, шагни в огонь», « жизнь чужая дороже собственной», « герои,неизвестные никому», « ты не один»)
Да, целые фразы выделены особенным цветом. Как вы думаете, почему эти фразывыделены, чем они важны?
Подумайте, какой смысл они несут.
Что нам хотел сказать автор этими фразами?
(Ответы детей )
Действительно, эти слова в песне подчеркивают значимость сильного волевогохарактера всех пожарных, их отвагу ( « ты попробуй,шагни в огонь»).
Слова указывают на преданность профессии, самопожертвование, готовность на всеради спасения жизни других ( « жизнь чужая дорожесобственной» ).
О том, что работа пожарных редко отмечается людьми в обыденной жизни. Многие незадумываются о том, что ежедневно пожарные несут службу для спасения жизни тех, кто оказался в пожаре, и не считают эту работу геройством. Онивоспринимают ее как обычную, но очень важную и ответственную ( « герои,неизвестные никому» ).
Слова о взаимной поддержке и взаимовыручке, ведь во время пожара каждый боецпомогает своему товарищу, готов его подстраховать в сложном месте, оказатьнужную помощь, спасти его ( « ты не один»).
Отличительная черта людей, выбравших профессию пожарного, это взаимоподдержка ивзаимовыручка. Во время пожара каждый из них готов прийти на помощь бойцу,который рядом и по каким-то причинам не может справиться с ситуацией. Упожарных
дажеесть специальные условные сигналы, которые позволяют им понимать друг без слов,когда они одеты в специальные костюмы и дышат через специальные аппараты иразговор привычным способом затруднен.
Итак, ребята, мы понимаем, что автор хотел передать значимость профессиипожарного и качеств, которыми человек должен обладать, чтобы справляться состихией каждый день.
Упражнение«Мысли автора песни и мое понимание их»
Возьмите, пожалуйста , карточки, разложенные на столе.
(Дети берут карточки, на которых слова написаны в том же роде, числе, падеже,склонении и т. д. как в тексте песни: « Тех, кому жизнь чужая дорожесобственной» и « Но ты попробуй, шагни в огонь, если дома жена и дочь»).
Прочитайте слова на карточках, которые оказались у вас в руках. Закройте глаза.Постарайтесь вспомнить строки из песни. Подойдите друг к другу и составьте внужном порядке слова. Разложите слова в нужном порядке на партах перед собой.Постарайтесь сделать это молча. ( Дети составляют текст )
Кто из вас готов пояснить смысл этих фраз? ( Ответы детей )
Действительно, это ключевые фразы, через которые авторы песни передают основнуюсмысловую нагрузку.
«Тех, кому жизнь чужая дороже собственной»:именно о самопожертвовании, о смелости, о готовности прийти на помощь этапесня. Люди, выбравшие профессию пожарного, ради жизни других людей рискуютсобственной жизнью: входят в горящие здания, туда, где разрушаются перекрытия истены, туда, где большое задымление. Но они твердо уверены, что их долг –спасти тех, кто оказался внутри здания, кому огонь отрезал путь к спасению,кому нужна помощь, чтобы покинуть место пожара. Они делают это по велениюсердца. Это их обычная ежедневная работа, которую редко замечают люди до того,как случится беда. Это «герои, неизвестные никому».
«Но ты попробуй, шагни в огонь, если дома жена и дочь»:это те слова, которые позволяют нам понять, что пожарные – это такие же люди,как мы с вами, у всех из них есть жены, дети, родители. И каким бы высоким небыл их профессионализм, они тоже переживают, отправляясь на вызов. Они так же,как и ваши родители, переживают за своих сыновей и дочек, понимают, что тушениепожара непредсказуемо, и они могут не вернуться с выезда назад к семье.
Пожарный – это опасная, но очень нужная профессия. Именно пожарные первымиприбывают на место происшествия и встречаются с опасностью лицом к лицу. Авторпесни говорит о таких моментах : « они вновь и вновь шагают в никуда»,ведь всегда неизвестно, что ждет пожарных за завесой дыма: есть ли впомещении люди, как быстро распространяется пожар, есть ли легковоспламеняющиесяпредметы и газовые баллоны внутри и т. д. Все решения приходится приниматьочень быстро и реагировать на малейшие изменения в ситуации.
Знаете, а ведь этим сильным и смелым людям нужна наша помощь. Как вы думаете,чем мы можем им помочь? ( Ответы детей )
Что нужно делать нам, чтобы пожарным было легче работать?
(Ответы детей )
Верно, соблюдать правила пожарной безопасности, быть более осторожными иаккуратными с огнем, чтобы создавать меньше ситуаций, когда пожарным придетсярисковать жизнью. Помнить, что наше поведение влияет на жизнь отважных пожарныхи их семей.
Я уверена, что сегодня на занятии многие из вас по – другому взглянули напрофессию пожарного и задумались о жизни этих отважных мужчин, о качествах,которые помогают им в этой сложной и нужной всем профессии. Я верю, то,о чем мы сегодня говорили, заложит один из кирпичиков ответственного отношенияк использованию огнеопасных предметов в обычные будние дни.
ИСТОЧНИКИ:
1. Дидактические карточки « Безопасность вдоме». Иллюстрации Е. Кочетова. – ООО « Маленький гений Пресс»
2. Пожарная безопасность Вашего дома.Брошюра. Просвещение, М. 201 г.
3. Текст песни « МЧС»/ « Шагни в огонь».Группа « Роднополисы»
Текстпесни
1 КУПЛЕТ
Самые обычные парни,
без плащей и спецэффектов.
Ягоржусь что хожу с вами по одной земле. –
Плавятсяв огне даже камни,
бесятся спокойные реки.
Держитсявсё на Спасителе
и спасателе.
Сновазвонок на пульт,
в обычные буднии дни.
Ипочему герои именно они?
ПРИПЕВ
Холодеет чуть чуть ладонь,
в жаркую эту ночь.
Но тыпопробуй шагни в огонь,
если дома жена и дочь.
Поплечу постучит ладонь,
слава богу ты не один.
Ноты попробуй шагни в огонь,
если дома жена и сын.
2 КУПЛЕТ
Опыт приходит с годами,
но только к тем кто выжил.
Когоне обошла удача
стороной.
Парни,вы где то с нами!
Яв огне вас бывает вижу,
Тех,кому жизнь чужая,
дороже собственной.
Нетсвоих, нет чужих.
Если,пришла беда,
и они вновь и вновь
шагают в никуда.
ПРИПЕВ
клама3 КУПЛЕТ
Каждый день где то рядом
стобою, в воду, огонь или тьму.
Наслужбу уходят герои,
неизвестные никому.
Чтобыне быть один на один
с бедою-
вотответ на вопрос «Почему?»
Наслужбу уходят герои,
неизвестные никому.
Тяжелодышать, ещё один шаг,
«череп» всё время сползает.
Господи,только бы не «горняк»,
хорошо что мама не знает.
Ясмогу! Я пробьюсь!
Спасатели это сила!
Мама,я скоро вернусь! Ну, давай тушила!
Нуже, давай «тушила!»
Нуже, давай, «тушила»!
ПРИПЕВ
