Классный час
«Ломоносов -основатель мозаичного искусства в России.»
Ещё в периодобучения в Германии Ломоносову и его товарищам, как известно, были предписанызанятия рисованием. В течение двух лет Ломоносов систематически упражнялся в рисовании,заложив тем самым прочную основу для дальнейшего развития своих способностей визобразительном искусстве. Подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся вмозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные ихудожественные дарования.
В середине 40-хгодов внимание ученого привлекло древнее искусство составлять из цветныхстеклянных сплавов (смальт) картины и портреты. В 1745 г. канцлер М.И. Воронцовпривёз из Рима несколько мозаичных картин. Эти мозаики отличались богатствомоттенков, что напоминало масляную живопись. Но итальянцы хранили в тайнеспособы приготовления смальт.
Ломоносов знал,что еще в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство, но позжесекрет изготовления мозаик на Руси был утерян. Ломоносов поставил перед собойзадачу возродить в России это забытое искусство.
Постройка в1748г. химической лаборатории позволил Ломоносову начать большие исследованияпо химии и технологии силикатов, а также по теории цветов.
С 1749 года онсистематически проводил опыты по производству красителей. В конце концов онсоздал рецептуру, которая позволяла производить смальту — цветное стекло, измельчайших кубиков которого создается мозаика. Одержимость ученого былабесподобной и дала свои великолепные плоды. Четыре тысячи сложнейших опытовпривели к тому, что была получена смальта самых разнообразных оттенков -пурпурных, зеленых, коричневых, бирюзовых, черных, синих. В январе 1750г. онпродемонстрировал изготовленные им цветные стёкла в Академическом собрании.
В начале 50-хгодов Ломоносов разработал методы отливки и шлифовки смальты, из которойпредстояло набирать мозаичные картины, а также нашёл состав мастики, с помощьюкоторой смальта скреплялась с медным подносом.
Уже в сентябре1752г. Ломоносов закончил первую художественную мозаичную работу — образБогоматери, сравнительно небольшая по размерам мозаика оказалась чрезвычайнотрудоёмкой в изготовлении. Всех составленных кусков, — писал Ломоносов, -поставлено больше четырёх тысяч, все моими руками, а для изобретения составовделано две тысячи сто восемьдесят четыре опыта в стеклянной печи.
Возродив в Россииутраченное древнерусское искусство мозаики, Ломоносов одновременно создал исобственную технику мозаичного набора. В отличие от западноевропейскихмастеров, набиравших мозаики преимущественно тонкими пластинами смальты,Ломоносов разработал методику набора мозаичных картин четырехгранными брусками(палочками) различного сечения, длина которых в несколько раз превышала размербруска. Это обеспечивало прочность набора.
Ломоносов многораз обращался к правительству с предложениями организовать производство смальти мозаик. Просьба Ломоносова была удовлетворена. 6 мая 1753 г. близ деревниУсть-Рудицы состоялась закладка фабрики.
Мозаики М. В. Ломоносова.
Первая, пробнаямозаика Ломоносова очень декоративна и неловка. Это мозаика НерукотворныйСпас, которая довольно проста по исполнению. Но затем мозаики Ломоносовастановятся более красочней и богаче. Увеличение палитры Ломоносова дало ему возможностьсоздавать мозаики, которые по силе впечатления не уступали живописи, а из-засвоего декоративного языка чаще и превосходили и усиливали впечатление.
Учёный продолжалнеутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. В середине 50-хгодов в мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаичные портретыЕлизаветы Петровны , Петра I , Анны Петровны, Екатерины II и др. Помимобольших мозаичных картин Ломоносов изготавливал и мозаичные миниатюры, ксожалению не дошедшие до наших дней. Качество Ломоносовских мозаик было оченьвысоким. Все материалы,- писал Ломоносов, — имеют такую же прочность икачество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца,ни вследствие истечения времени, так как они изготавливаются на сильномогне. Время подтвердило правоту слов Ломоносова.
В начале 1758г.Ломоносов разработал проект грандиозного мозаичного монумента в честь Петра I,который предлагал воздвигнуть в Петропавловском соборе. Ломоносов хотелотразить знатнейшие дела историческим образом, подразумевая подними начало правления Петра, избавление от стрельцов, историюсоздания флота, взятие Азова, пребывание Петра I за границей, основаниеПетербурга, Кронштадта, Петергофа, Полтавскую баталию и т.д. Правдавскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешевый.В нем по-прежнему сохранялась идея украсить стены собора мозаичным панно натемы, отражающие различные этапы жизни и деятельности Петра I.
Полтавскаябаталия — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова.Замысел ученого изготовить другую картину этой же серии — Азовскоевзятие остался неосуществимым.
Из 40 мозаик,выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Они хранятся в Русском музее,Эрмитаже и Московском историческом музее.
До нашего временисохранились следующие мозаики Ломоносова:
Нерукотворный Спас1753г. (Исторический Музей, Москва)
Пётр I1754г.(Государственный Эрмитаж)
Бог Отец 1757г.(Исторический Музей, Москва)
Александр Невский 1757-1758гг.( Музей Ломоносова)
ИмператрицаЕлизавета Петровна 1758-1760гг. (Государственный Русский Музей)
Апостол Пётр1761г. (Государственный Эрмитаж)
Екатерина II1763г. (Государственный Русский Музей)
Полтавская Баталия1762-1764гг. (АН России, С.-Петербург)
Выводы:
-Ломоносовразработал рецептуру многочисленных цветных стёкол
-Разработалбогатейшую палитру мозаичных смальт.
-Построилстекольную фабрику, предназначенную для производства различных художественныхизделий из цветного стекла.
Таким образом,можно сделать вывод о том, что художественное наследие М. В. Ломоносова вобласти изобразительного искусства имеет большое значение для истории какрусского искусства, так и русской промышленности. Открытия Ломоносова создалиширокие возможности для развития российской стекольной промышленности. Главнойзадачей Ломоносова на этом этапе было возрождение искусства мозаики. Он считалмозаику средством увековечить деяния россиян в монументальных произведениях,«который ввек хранят геройских бодрость лиц», то есть с веками не утрачиваютживописной яркости — «чрез множество веков себе подобны зрятся// И ветхойдревности грызенья не боятся» («Письмо о пользе стекла…»1752).
Сейчас мозаика М.В. Ломоносова является первоисточником творчества мозаичных художников. Тольков наше время в Советском Союзе осуществилась мечта Ломоносова о декоративномубранстве мозаиками «огромных публичных строений». Стены многих общественныхзданий — дворцов и домов культуры, метрополитенов и т. д. — Москвы, Ленинграда,Киева и многих других городов страны украшают монументальные мозаики,изготовленные советскими художниками, которые продолжают славные Ломоносовскиетрадиции.
Потом можнопредложить детям создать самим мозаичную работу (например, из квадратиковцветной бумаги).