X-PDF

Классный час по повести-сказке Маленький принц А.де Сент Экзюпери

Поделиться статьей

Муниципальноебюджетное учреждение

Дополнительногообразования

«ЦентрВнешкольной работы «Малая Академия»

 

 

 

 

 

Классныйчас

 «Миру бескрайнему душу распахнуть»

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    г.Рубцовск

 

Цели: 1. Воспитательные

        — становление духовногомира учащихся;

        — создание условий дляформирования внутренней потребности в непрерывном совершенствовании, иреализации своих творческих возможностей;

         — воспитывать в детях потребностьпревращать свои убеждения, мировоззрение в активную жизненную позицию.

             2. Образовательные

         — познакомить учащихся сромантическим произведением 20 века;

         — выявить философскийсмысл сказки;

         — отметить художественноесвоеобразие и новизну повести-сказки.

              3. Развивающие

         — направлять вниманиеучеников к развитию существенных связей и зависимостей в материале урока;

          — подводить к уяснениюзакономерностей и умению делать выводы;

           — дать возможность детямрешать проблемы на личностном уровне, что мобилизует и развивает мощныеструктуры интеллекта.

            Оборудование: портретписателя, звёзды, фигурка человека, компьютер, раздаточный материал, рисункидетей.

             Звучит музыка М.Таривердиева «Маленький принц» и стихотворение Д. Голубкова:

               Человек, как звезда,рождается                                                                       

                Средь неясной

                 Туманноймлечности,

                 В бесконечностиначинается

                 И кончается вбесконечности…

                 Поколеньямисозидается

                    Век за веком

Земля нетленная                                                                                                                                                                                                                             Человек,как звезда, рождается –                                                                                                Чтобсветлее стала вселенная.

            Сегодня мы обратимся кфилософской  повести-сказке французского писателя, лётчика, романтика Антуанаде Сент-Экзюпери «Маленький принц».

              Какие чувства вызвалопрочтение этого произведения? (дети читают свои работы)

              Давайте отправимсявместе с маленьким принцем в путешествие и поставим цели классного часа.

              Обратили ли вывнимание на то, что автор называет своё произведение сказкой, а посвящаетвзрослым? Что здесь реальное, а что сказочное?

               Образ повествователя– традиционный сказочный литературный образ, или автор и здесь проявляетноваторство?

             — Ирония. Борьба добрасо злом, жизнью со смертью, переплетение реального и фантастического, особоевидение мира. Взрослые утратили непосредственность в погоне за доходами,заботами о своём признании. Сказка открывает самое драгоценное, что заключено внашем существовании. Она как дверь в смысле существования. Следите, чтобы дверьне захлопнулась.

            Какие философскиевопросы, вечные вопросы поднимает автор в своём произведении?

           -Автор ставит и решаетмногие философские вопросы: о месте человека на земле, о памяти, котораяостаётся после смерти, об отношениях друг с другом, о дружбе, любви, очестолюбии и власти. Зачем маленький принц отправлен автором на разные планеты?

           — Не для того ли, чтобыпробудить нашу совесть, чтобы мы посмотрели на себя глазами чистого,искреннего, доброго друга.  

             Что увидел и узнал нашгерой во время путешествия? Отправимся вместе с ним на соседние планеты.

              Почему маленькийпринц не сразу покинул первую планету? О чём говорит читателю авторскоемноготочие в конце фразы: «он немного помедлил в нерешительности, потомвздрогнул…»                                                                  — Онждал до последней минуты исповеди короля: король стар, жизнь прожита, а были лиу него благие дела? Видит ли он в маленьком принце воплощённую совесть?  Нет,он видит в нём подданного.                                                      

Размышляем над философскимивыводами Экзюпери: «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть,прежде всего, должна быть разумной. Судить себя куда труднее, чем других».

            Какое открытие сделалмаленький принц на второй планете?                              — Честолюбец видит в принце почитателя, у него нет любви к ближнему. Почитать – значитпризнавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче иумней; тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

            Почему принц пожалелпьяницу?                                                                             -Пьяница не мог найти в себе силы избавиться от своего порока. Он безвольныйчеловек. Он не выдержал испытания верой. Пьяница не верит ни в Бога , ни всебя. Мы знаем, что без веры человек не способен сопротивляться плохому нифизически, ни духовно, стоит на краю гибели. Человекдеградирует.                                                                                     «Хочу забыть, что мне совестно» — размышляем над этими словами.

           На четвёртой планетепринц встречает делового человека (цитата из текста) А звёздам от тебя нетникакой пользы…  Человек пытается превратить красоту вселенной вбогатство.                                                                                   – Маленький принц увидел, что материальные блага ценятся выше, чем духовныебогатства.                                                                                        Какие художественные средства использует автор , рисуя этотобраз?                — Гротеск, карикатурность.

           На пятой планете жилфонарщик. Что мы можем сказать о нём?                           – Трудолюбив.Но от него нет пользы. Его труд бесполезен. У него нет живой души. Она спит. Незря же он любит «спать». Он как механический заводной человечек со спящейдушой. И мы вместе с маленьким принцем видим, что своим рукотворным светом онборется с тьмой ночи.

          Какое испытание невыдерживаетгеограф?                                                                  –Испытание истиной. Он не выходит из кабинета, обо всём знает понаслышке. Его неинтересуют ни конкретная жизнь, ни вечное. Его знания формальны. И меняться онне собирается, ему «некогда разгуливать». Но именно географ, размышляющий лишьо вечном, заставляет маленького принца вспомнить о Розе, задуматься и пожалетьеё. Он же советует мальчику посетить планету Земля, у которой «неплохаярепутация».

          Что объединяет всепланеты? Почему после посещения той или иной планеты принц восклицает: «Да, странныйнарод – эти взрослые!»?                  — Пустяки им кажутся важными, аглавного они не видят; вместо того, чтобы украшать планету, они ведут войны;тиранят друг друга; заняты цифрами, нет не надо так жить – делает выводмаленький принц.  

         А по каким правилам живётмаленький принц на своей планете?                      — Дети цитируют текст.

          Принц оказывается впустыне и сразу спешит на гору. Почему в  пустыне, именно в пустыне? Почемуидёт на гору?                                                  — Пустыня нетам, где, кажется… людный город, полный суеты – та же пустыня, если утратилисилу магнитные полюсы земли. Гора – символ спасения, и человеческая жизньмыслится как движение вверх, к совершенствованию духа и добродетели. С такойвысоты я увижу сразу всю планету и всех людей.

             Какую важную мысльвысказал цветок, встретившийся маленькому принцу на Земле?

           — «Люди? Ах…да…ихвсего-то, кажется, шесть или семь. Я видел их много лет назад. Но где искать –неизвестно. Их носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно…» Утратапамяти, традиций, культуры, Родины, самого себя.

            Почему принцпочувствовал себя несчастным, увидев целый сад роз?  — Дети читают текст иделают выводы. 

              Лис появляется всамую трудную для принца минуту. Чему он учит принца?

              — Лис учит принцаистинному пониманию любви и дружбы, о которых люди забыли в сутолоке деловойжизни и потому лишились друзей. В вечной жизненной спешке гибнет любовь.Некогда говорить по душам, остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься надсмыслом жизни и даже заводить друзей кажется непозволительной роскошью.Грустной авторской иронией веет от слов принца, сказанных в ответ на просьбуЛиса приручить его: «Я бы рад…, но у меня так мало времени». В возражении Лиса:«Узнать можно лишь те вещи, которые приручишь, надо запастись терпением» -большая мудрость. Чтобы иметь друзей, надо дарить им всю душу, отдавать всёсвоё время: «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни».Любовь – это труд души.                                                                               -Работа по тексту. Какую истину, забытую людьми, напоминает Лис маленькомупринцу? 

            — «Ты всегда в ответеза тех, кого приручил». Правда принца состоит в том, чтобы научиться любитьцветок, в том, чтобы любить его на своём маленьком астероиде.     

Как вы думаете, случайно липоявление принца в пустыне, рядом с лётчиком, потерпевшим аварию?                                                                            

 — Это символическое напоминаниевзрослому о его «внутренней родине», а его исчезновение и горе, вызванное этим,- трагедия взрослого, в душе которого погибает ребёнок. Лётчик спустился снеба, у самолёта есть крылья. Крылья бывают и у людей. Наши герои сродни другдругу. Лётчик вовремя подхватил маленького принца, подающего с высокой стены. Ималенький принц спасает человека: указывает колодец с водой.   

             Какие важные открытиясделал для себя лётчик, общаясь с маленьким принцем?                                                                                                                        -Работа по тексту: сцена знакомства, выбор барашка.

             Задумывались ли вы,почему сказка начинается и заканчивается встречей созмеёй?                                                                                                    — Змея – искусительница. Она первой попадается маленькому принцу на закатесолнца. Он знает: она несёт зло, её укус смертелен. Но другого выбора нет,чтобы вернуться к самому себе, происходит переоценка ценностей, преодолениесмерти, страха смерти. Новый путь к жизни.

             Перед тем как улететьмаленький принц «кое-что подарил» взрослому другу. Что это был за подарок?  -Учащиеся цитируют текст.

              С какими мыслями ичувствами мы прощаемся с маленьким принцем? Как вы думаете, вернётся ли к наммаленький принц? Какие самые заветные мысли выразил автор в своём произведении?

             — Необходимо уважать иценить человека, нельзя жить без любви и дружбы. Он уверен: людям нужна красотаи доброта. Сам писатель считает, что в человеке надо поддерживать всё, чтовозвышенно в нём и велико. Совершенство всегда недосягаемо. У него лишь однозначение – значение звезды, ведущей тебя вперёд. Совершенство – однонаправление, это стремление к цели. На этом пути будут ошибки и противоречия, ипреодоление их – единственная плодородная почва, на которой возможен наш рост.Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день и ночь.

           Даёт ли автор ответы навсе вопросы? Остаётся ли тайна, недосказанность?

            Звучит песня «Маленькийпринц».                                                                          

         

 

      

                     
                           


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей