Сценарийклассного часа
натему «Профессия, которую я выбираю. Человек – техника»
Ф.И.О педагога: Дороган Галина Викторовна
Возраст учащихся: 11-12 лет
Цель: продолжить формирование стремление кпрофессиональному самоопределению; расширять кругозор и формировать знания омире профессий; познакомить с профессиями типа «человек – техника».
Задачи:
Обучающие: формирование осознанныхпредставлений о мире труда; ввести новые термины
Развивающие: развивать любознательность,внимание, творческие способности, умение высказывать свою точку зрения.
Воспитательные: воспитывать уважительногоотношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Планируемые результаты:
Личностные: осознавать важностьправильного выбора профессии; стремиться познать самого себя, оценивать своивозможности.
Предметные: выбирать профессии типаЧеловек – Техника, описывать орудия труда и результаты данных профессий; уметьопределять качества, которыми должны обладать люди данного типа профессий.
Метапредметные: готовность и способность к самостоятельнойинформационно-познавательной деятельности; выбирать успешные стратегии вразличных ситуациях; умение самостоятельно оценивать и принимать решения
Форма деятельности: групповая
Используемоеоборудование: ПК, медиа проектор
Дидактическиематериалы: карточки с заданиями; видео презентация Человек – Техника; видеоДетская песенка про автобус Мультфильм; набор инструментов и игрушек
I. Мотивация
Вступительноеслово учителя: Сегодняшний классный час мы проведем,путешествуя по миру профессий.
Не за горами то время, когда вам предстоитокунуться в этот взрослый мир и выбрать свое место в нем. Времени на выборбудет отпущено совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиямнужно уже сейчас.
Каждый год сотни тысяч молодых людейвыходят на рынок труда, но очень многие — около половины — так и не находятприменения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на российскомрынке труда полно лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными ивостребованными стали инженеры — технологи, особенно в пищевой промышленности,строители, радиоэлектронщики, рабочие разных специальностей. А их-то как разине хватает. Получить диплом сейчас не проблема. Но после окончания учебы почтиполовина молодых специалистов пополняет армию безработных, или занимается нетем делом, которое выбрали.
Всему виной ошибкипри выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитываютсвоих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате -разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности.Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.
II. Основная
-Что вам известноо типах профессий?
Говорят, что вмире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не запутаться в них, специалистыобъединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пятьбольших групп, типов.
Первый тип: человек — природа.Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой
— Знаете какие профессии относятся к этойгруппе? (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор)
-Знаете, что является предметом их труда?(растения, животные, почва и воздушная среда)
Второй тип: человек — человек.
— Что является предметом их труда?
-Какие профессии относятся к этой группе?(учитель, врач, журналист, продавец)
Третий тип: человек — знаковая система.Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменнаяречь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики,рисунки, дорожные знаки и т. п.
-Назоветепрофессии, которые относятся к данному типу? (Это бухгалтеры, ученые, люди,работающие в лабораториях, научных центрах.)
Четвертыйтип: человек — художественный образ. Людей этого типа отличает наличиеживого образного мышления, художественная фантазия, талант.
— Надеюсь вамзнакомы профессии данного типа. Назовите их.
И пятый тип:человек — техника. Именно о профессиях этого типа мы сегодня и будемговорить.
Слово предоставляюгруппе, которая готовила информацию о данном типе профессий
Конкурс «Профессия на букву…» Вашазадача — показать, что вы знаете немало профессий типа человек — техника,начинающихся с этой буквы. Выигрывает та команда, которая назвала большееколичество профессий.
Капитаны вытягивают карточки с буквами К,С, П
(по одной для каждой команды)
К |
С |
П |
Конструктор |
Слесарь |
Проводник |
Крановщик |
Сантехник |
Плотник |
Кочегар Представленная информация была полезной? ДА 58.69% НЕТ 41.31% Проголосовало: 990 |
Сборщик |
Пожарный |
Киномеханик |
Сварщик |
Печник |
Кабельщик |
Столяр |
Пиротехник |
Кровельщик |
Связист |
Повар |
Каменщик |
Строитель |
Пекарь |
Кузнец |
Сталевар |
Портной |
|
|
Конкурс:«Угадай профессию». По преданию, семьмудрецов Древней Греции, сойдясь в Храме Аполлона в Дельфах, написали на нем:“Познай самого себя”. Основная идея этих слов заключается в утверждении важностиоценить свои дарования и способности. В этом конкурсе мы хотим проверить ваши актерскиеспособности.
Каждая группа выбирает профессию. Необходимоизобразить профессию при помощи жестов и мимики, без слов, а команда соперниковдолжна угадать, какую профессию им демонстрируют.
—Наподготовку времени нет, команда сообща должна в течение 5 секунд выбратьучастника, а тот экспромтом изобразить профессию, а другая команда угадывает.Баллы получает команда изображавшая профессию, за актерское мастерство, акоманда, давшая правильный ответ получает 1 балл.
Конкурс «Кто потерял эту вещь?» У меня на столе лежатьпредметы и инструменты и модели техники, назвать профессию человека, которомуна ваш взгляд они принадлежат, объяснить, почему вы так считает. За каждыйправильный ответ команда получает 1 балл.
Конкурс «Что за профессия». Вэтом конкурсе у вас есть возможность заработать для своей команды дополнительныеочки, еще раз показав свои знания о профессиях.
-Япредлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которыея вам сейчас буду зачитывать.
-Каждой команде по очереди будет предлагаться вопрос, время на обдумывание – 30секунд, но принимаются и досрочные ответы. Напоминаю, обсуждение проходит вкоманде, а ответ дает только
- Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной)
- Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Cтоляр)
- Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, пневматический кран, вагоны, ответственность. (Машинист локомотива)
Конкурс «Народная мудрость»
Сейчаскаждой команде я буду говорить пословицы, вам необходимо угадать, о какойпрофессии в них говорится. Отгадаете с первой пословицы, получите 3 балла, совторой – 2 балла, с 3 – 1 балл.
Кузнец
- Тяжело молоту, тяжело и наковальне.
- Куй железо, пока горячо.
- Не огонь железо калит, а мех.
Портной
- Как скроишь, так и тачать станешь.
- Как шьется, так и носиться.
- Где шьют, там и порют.
Шофер(водитель)
1. Обратная дорога всегда короче.
2. Умный товарищ – половина дороги.
3. Семероодного не возят.
-А сейчас, я вам предлагаю окунуться в раннее детство и сидя, станцевать.
Детскаяпесенка «Автобус»
III. Заключение
Воти подошел к концу наш классный час. И вам предлагается выполнить последнеезадание. Выберите и нарисуйте групповой рисунок человеканаиболее симпатичной для вас профессии этого типа.
Заключительноеслово учителя: Выбор профессии наиболее важное решение, которое необходимопринять вам. При выборе профессии следует учитывать желания, интересы,склонности – всё это мы обозначим словом «хочу». Обязательно обратитевнимание на возможности личности, т.е. знания, способности, психическиеособенности здоровья – это мы выразим словом «могу». А также учитыватьзапросы рынка труда, потребность в кадрах – это мы выразим словом «надо»
Привыборе профессии не забывайте эти слова «хочу», «могу», «надо».
Используемыересурсы:
1.Жукова, Т. С. Внеклассное мероприятиекак фактор реализации метапредметных результатов / Т. С. Жукова. — Текст :непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч.конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 11-13. — URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12519/ (дата обращения: 24.02.2023).
2.https://yandex.ru/video/preview/16904244814580656338
3.https://yandex.ru/video/preview/9929365123704329735