X-PDF

Классный час «Россия – многонациональная страна»

Поделиться статьей

Министерство общего и профессиональногообразования

Ростовской области

государственное бюджетное профессиональноеобразовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский техникум информационныхтехнологий,

 бизнеса и дизайна имени В.В. Самарского»

                                                                       

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯРАЗРАБОТКА

Классного часа

на тему:

Тема: «Россия – многонациональная страна»

«Народов много– страна одна!»

 

 

 

 

 

 

 

Разработала

преподаватель русского языка и культуры речи,

руководитель группы Д-21к

Е.А. Широкова

 

 

 

 

 

2022

Тема: Россия– многонациональная страна

Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о России како многонациональной стране.

Задачи занятия:

Развивающие

1. Способствоватьформированию понимания о единстве народов России.

2. Способствовать формированиюпонимания различия культурных ценностей разных народов России.

3. Развивать устную монологическую идиалогическую речь обучающихся.

Воспитательные:

1. Воспитывать гражданско-патриотическиечувства обучающихся;

2.Воспитывать  уважение к чувствам другогочеловека.

Тип занятия:урок-беседа

Место проведения: кабинет

Методы обучения: интерактивный

Методические приемы: дискуссионный, практический, проблемный

Межпредметные связи: культура речи, философия, история.

Внутрипредметные связи:  «История XX века».

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовыватьсобственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполненияпрофессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Приниматьрешения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлятьпоиск и использование информации, необходимой для эффективного выполненияпрофессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использоватьинформационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать вколлективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,потребителями.

ОК 10. Бережно относитьсяк историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные,культурные и религиозные различия.

Целевая аудитория: студенты второго курса специальности «Дизайн (по отраслям)».

Ожидаемые результаты: понимание, усвоение материала, умение анализировать и применять напрактике.

Оснащение (ТСО): видеоролик Всероссийскойхоровой акции «Я русский»

 

 

 

 

Ход занятия:

1.                Организационныймомент

Преподаватель:

Здравствуйте, ребята!

Тема нашего занятия: «Россия –многонациональная страна»
Ребята, улыбнитесь друг другу, посмотрите на своих одногруппников, подумайте,похожи ли вы друг на друга? Или, возможно, между вами есть отличия?

 

2. Актуализация

Преподаватель:

В России 4 ноября каждый год празднуется Деньнародного единства, это государственный праздник, который символизируетединство народов и призывает поддерживать и с уважением относиться к мыслям,чувствам, религии и вероисповеданию друг друга.

ü А люди какой национальности населяют нашегосударство?

Длятого, чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим видеоролик. В честь Днянародного единства более 10 000 исполнителей по всей стране единым хоромисполнили песню «Я русский». В акции, посвященной Дню народного единства,приняли участие исполнители и творческие коллективы от Камчатки до Калининграда,из большинства субъектов, которые  составляют Российскую Федерацию (24республики, 9 краев, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 городафедерального значения, 48 областей).

Послепросмотра видео, постарайтесь ответить на вопрос, какие народы населяют Россию,нашу страну?

Студентыотвечают:

В России живутразные народы: русские, татары, чуваши, баш­киры и многие другие.

Преподаватель:

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

ü Как вы думаете,что самое главное в совместной жизни народов?

На­учиться с уважением относиться ктрадици­ям каждого народа.

 

3. Постановка учебной задачи

Преподаватель:

Задачейнашего классного часа является сформировать понимание о единстве народов Россиинесмотря на их различие в культурных ценностях, чувствах, образе мышления,религии и т.д.

4. Подготовка студентов к активному и

сознательному усвоению нового материала

Преподаватель:

Ребята, сегодня мы поговорим с вами онациональном составе нашей страны, и области в частности, о традициях и обычаяхразных народов, о Дне народного единства, а также о толерантности и об уважениичувств и мыслей другого человека.

 

5.Усвоение новых знаний

Преподаватель:

Конституция РФ(высший нормативный правовой акт Российской Федерации) начинается словами: «Мы,многонациональный народ Российской Федерации…» Эта торжественная преамбулаимеет огромное юридическое значение. В ней выражены важнейшие государственно-правовыеидеи Конституции, говорится о народе России, многонациональном, соединенномобщей судьбой на своей земле, проникнутом чувством ответственности за своюРодину перед нынешними и будущими поколениями. Согласно Конституции, Россияявляется многонациональным государством.

Вспомним такиепонятия как национальность, нация.

Принадлежностьчеловека к определённой нации называют национальностью. Национальность — принадлежность человека к определённой нации или копределённому национальному государству.

На́ция (от лат. natio «племя, народ») — в политическом значении это совокупностьграждан определенного государства; в культурно-этническом значении термин «нация»является синонимом понятия «народ».

У людей одной национальности, как правило,бывает общий язык, культура. А главное, люди одной национальности осознают своёединство. Национальность определяет сам человек, его родители. Национальностьне является ни заслугой, ни достоинством, ни недостатком.

По итогам переписинаселения 2010 г. в нашей стране проживают представители около 200многочисленных и малочисленных национальностей и народов. Издавна на территорииРоссии вместе с  русскими живут украинцы, белорусы, татары, карелы, евреи,армяне и многие-многие другие народы. На территории нашей страны проживаетболее 180 народов, крупнейшими из которых являются русские (115 млн. человекили 80% населения страны), татары (5,5 млн. человек), украинцы (около 3 млн. человек),башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, численность которых превышает 1 млн.человек.

Большинство населения России составляют русские. Русскийнарод – создатель и строитель нашего государства. Когда образовалосьДревнерусское государство, народы, соседние с предками русского народаславянами стали жить вместе. За долгие века ширилась территория России и росламногонациональная семья народов. Но русский народ и сегодня составляет основуРоссии, саму её душу.

Однородный состав населения с полным преобладанием русскогонаселения характерен в России лишь для Центрального, Центрально-Чернозёмного иСеверо-Западного районов, в то время как все остальные районы, особенноСеверный Кавказ, имеют сложный национальный состав населения.

üКак выдумаете, какая территория России на Северном Кавказе, какая республика, самаямногонациональная?!

*    РеспубликаДагестан: национальный состав
Дагестан — республика в составе РоссийскойФедерации. Расположена в юго-восточной части Северного Кавказа, вдоль побережьяКаспийского моря. На российской территории с Дагестаном граничат Ставропольскийкрай, Калмыкия и Чечня. На юге и юго-западе республики проходит граница сГрузией и Азербайджаном.
 Столица — город Махачкала.
Самый многонациональный край России. Из народностей преобладают русские,аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы. Всего в Дагестане проживаютпредставители порядка 60 национальностей.

 

Каждый из народов отличается культурой, обычаями, историческисложившимися традициями, укладом жизни, трудовыми навыками и религией. Это яркопроиллюстрировано в стихотворении русского поэта и прозаика ВладимираАлександровича Степанова.

 

Живут в Россииразные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим — степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один — рыбак с рожденья,
Другой — оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.

 

Россия — уникальная страна по религиозному составу населения:на её территории проживают представители всех трёх мировых религий —христианства, ислама и буддизма. В то же время, многие народы нашей страныпридерживаются национальных и традиционных верований.

 

В Россиипредставлены все три основные направления христианства. Большинство верующих вРоссии исповедуют православие – 86%.

К ним относятся народы: славянскойгруппы: русские, украинцы, белорусы; угро-финские: мордва, удмурты, марийцы,коми, карелы; тюркские  народы:  чуваши, хакасы, якуты; осетины, проживающие наСеверном Кавказе.

Ислам -вторая по численности религия в России. Последователи ислама называютсямусульманами.  В России распространено направление ислама – суннизм.Мусульманское население России – это тюркоязычные народы: татары, башкиры,чуваши и другие. Они проживают в регионах Поволжья и Приуралья, в ряде районовСибири, народы Северного Кавказа, кроме осетин. Главный духовный центрроссийских мусульман находится в Уфе.

Буддизмтрадиционен для трёх регионов РФ: Бурятии, Тувы и Калмыкии. Числопоследователей буддизма около 1,5-2 млн. Они в России исповедуют одну изразновидностей буддизма – ламаизм. Для него характерна большая рольмонахов-лам. Духовный центр буддистов России расположен под Улан-Удэ.

Коренныежители сибирских и дальневосточных регионов, а также часть финно-угорскихнародов (марийцы, удмурты, чуваши и др.) наряду с официально исповедуемымправославием, в большей или меньшей степени сохраняют элементы традиционныхверований. В зависимости от сохранности традиционного элемента, их верованияможно охарактеризовать как шаманизм или народное православие.

 

Мы уже озвучили с вами, что на территории России проживаетбольшое количество людей, принадлежащих к различным народам и национальностям.

üЧем отличается один народ от другого?

Каждыйпредставитель определенного народа обладает своими чертами: вероисповеданием,мировоззрением, языком, обычаями.

Мы разные– в этом наше богатство.

üА что общего у всех народов населяющих нашустрану?

Общая Родина —Россия.

Особое значение всплочении народов нашей страны играет великая русская культура – язык, наука, литература,музыка, живопись, архитектура. Даже самый малочисленный народ имеет своюкультуру. Вместе с русской культурой национальные культуры народов Россиисоставляет неисчерпаемое духовное богатство нашей Родины. Русский язык нетолько государственный в Российской Федерации. Это язык межнациональногообщения.

Мы вместе– в этом наша сила.

Для того,чтобы сохранить это многообразие и единство, нужно не толькогордиться своей национальностью, но и уважать чужую национальность.

üКак вы думаете, что объявлено высшей ценностью в Конституции?

Человек, егоправа и свободы являются высшей ценностью.

Как всем народамнужно относиться друг к другу, чтобы жить как одна семья?

Нужно уважать, ценитьих обычаи, нужно жить дружно и в мире.

Уважение и терпимость к культуре каждогонарода именуется толерантностью. Толерантность не означает принятие инойкультуры или религии, но означает уважение к представителю другого народа,обмен опытом и предоставление каждому человеку права жить в соответствии сприемлемым для него мировоззрением. Для решенияпроблемы необходимо начинать с самих себя, учиться уважительно относиться кразличным традициям и религиям, в то же время гордиться традициями своегонарода и сохранять их.

 

 

6. Дискуссионное обсуждение. Работа в группах ииндивидуально

Преподаватель:

Вопрос:Каков национальный состав Ростовской области?!

Ребята,а знаете ли вы, какие народы, проживают на территории Ростовской области. Наслайде будут представлены изображения и описание традиций, обычаев, культурыопределенного народа, а вы должны будете определить, к какому народупринадлежат данные характеристики. А также порассуждаем с вами, почему выпришли к такому выводу? Какие отличительные особенности данных народов вызнаете? Взяты четыре количественно многочисленных народа Ростовской области, поданным переписи населения 2010 года.

Студенты работают в группах и индивидуально, отвечают на вопрос.

                                     

7. Закрепление нового материала

 

Преподаватель выявляет уровень овладения знаниями.

Мы вспомнили с вами:

1. Что такое национальность, что такое нация?

2. Какие народы проживают в нашей стране?

3. Как всем народам нужно относиться друг кдругу, чтобы жить как одна семья?

А чтобы еще большеутвердиться в мозаичности этнографического состава нашей страны, предлагаюпоучаствовать в ежегодной уникальной Международной просветительской акции «Большойэтнографический диктант» (3-8 ноября), которая направлена на изучение истории икультуры народов нашей Великой Родины. «Народовмного – страна одна!» — под таким лозунгом уже в седьмой раз проходит данноемероприятие.
Задания опубликованы на официальном сайте Большого этнографическогодиктанта 
http://miretno.ru/
Задания Диктанта оформлены в виде теста и включают в себя:
— 20 вопросов – общефедеральная часть Диктанта, единая для всех участников;
— 10 вопросов – региональная часть Диктанта, уникальная для каждого субъектаРоссийской Федерации.
Максимальная сумма баллов за выполнение всех заданий – 100.
Время прохождения Диктанта – 45 минут.
Сертификат участника с указанием результатов формируется сразу послепрохождения Диктанта в электронном виде.

 

 

8. Подведение итогов

 

Хочу пожелать всем любить свою родину и друзей всякихнациональностей, уважать культурные традиции, религиозные особенности народовнашего государства.
Будем жить в дружбе, взаимопомощи, радости и мире!

Спасибо за внимание!

 

 

Используемая литература:

1. Национальный и этнический состав России [Электронный ресурс]//Статистика и показатели Региональные и федеральные. URL// https://rosinfostat.ru/natsionalnyj-sostav/ (дата обращения 06.11.2022).

2. Термин толерантность/терпимость[Электронный ресурс]. URL// https://tass.ru/info/2441674 (дата обращения 06.11.2022).


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет