Классный час в 5классе «Шагать уверенно по жизни»
Цель:дать понятие о самоценности человеческого Я.
Задачи:
продолжатьразвитие навыков самоанализа и самооценки;
закрепить навыкигрупповой работы.
помочь учащимсяопределиться с самооценкой.
Форма:Классный час — размышление.
Эпиграф:
Уверенность в себе- основа для того, чтобы радоваться жизни и иметь силы действовать. (Ф.Шиллер)
Подготовительныйэтап. До классного часа необходимо разделитьучащихся на группы. Предварительно выполнить предложенное задание, приготовитьрисунки к законченным предложениям.
Материалы:тетради, альбомные листы бумаги, карандаши, ручки.
Ходклассного часа
Вступительноеслово учителя (общение с ребятами строится на беседе)
Ребята, скажите,пожалуйста, в общении нужно проявлять только какие качества?
— Положительные.
— Почему?
— Потому чтоконфликтов будет меньше.
Проверкатворческого домашнего задания.
Дома необходимобыло закончить предложения по методике Незаконченное предложение.Ребята к каждому предложению готовят рисунок, тем самым, раскрывая свойвнутренний мир.
— Я словно птица,когда:
— Я превращаюсь втигра, когда:
— Я словномуравей, когда:
— Я словно рыба,когда:
— Я — прекрасныйцветок, если:
Все работыпредставлены на доске, и ребята по желанию комментируют их.
Примерные ответыребят:
— Я словно птица,когда о чем-то мечтаю.
— Я превращаюсь втигра, когда меня обижают.
— Я словномуравей, когда мне страшно.
— Я словно рыба,когда никого не хочу видеть.
— Я — прекрасныйцветок, если меня хвалят.
Слово учителя.
— Выступленияребят, к какому выводу нас приводят?
— В общении нужноуметь управлять своим поведением. Чувства не оправдывают плохое поведение.
Работа по темеСамооценка с притчей Счастье
Чтение учителемпритчи Счастье (дано в приложении). (На доске дается толкованиепонятия притчи. Притча — краткий иносказательный поучительный рассказ).
ПритчаСчастье
— Ребята, как выпоняли смысл притчи? Почему человек не услышал ответа от Бога, а лишь ощутил вруках кусочек глины?
Обратите вниманиена тему занятия. Как вы понимаете значение слова самооценка?
Самооценка -оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков.
Предлагаетсяребятам методика изучения самооценки (Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн). Даннаяметодика проста, она предусматривает быстрое заполнение опросного листа иобработку полученных результатов.
На специальномлисте проводится несколько вертикальных линий (шкал), каждая из которыхобозначает определенное состояние, свойство или черту личности, 7 шкал:счастье, здоровье, ум, авторитет в коллективе, характер, организаторскиеспособности, исполнительские способности. Верхний полюс каждой шкалысоответствует наивысшему уровню развития того или иного показателя, нижний -самому низкому. Для отсчета верхнего и нижнего полюсов на листе проводятсягоризонтальные линии.
Такой лист дляопроса, изображенный на рисунке, получает каждый ученик. Значения шкал учительзаписывает на доске и поясняет: У каждого из вас есть самооценка своихвозможностей, черт, состояний, способностей, Представьте, что шкалы с 1-й по7-ю последовательно обозначают счастье, здоровье, ум, авторитет, характер ит.д. Верхняя горизонтальная линия символизирует наивысший уровень развитияуказанных показателей, нижняя — самый низкий.
На каком уровнеразвития, по вашему мнению, находится ваше здоровье, характер, ум, авторитет?..Отметьте это точкой на каждой из шкал. Полученные результаты ребятами неоглашаются. Учащиеся сами для себя должны отметить, на каком уровне развитиянаходится та или иная черта личности.
Работа в группах(3 мин.) В течение данного времени каждая группа готовит ответ на вопрос:Что для вас самое важное и ценное в жизни?
(представительгруппы зачитывает, идет обсуждение.)
С помощьюклассного руководителя ребята делают вывод, что каждый человек неповторим ипредставляет собой ценность.
Учащимсяпредлагается закончить следующие предложения.
Каждый человекдолжен:.
Любить себя — значит:.
Если самооценка учеловека низкая, то:.
Тот, кто не любитсебя:..
После окончанияработы ребята зачитывают свои варианты предложений. Далее им предлагаетсясравнить свои варианты с утверждениями психологов.
Каждый человекдолжен любить себя и принимать таким, какой он есть.
Любить себя -значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступает правильно.
Если самооценка учеловека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.
Тот, кто не любитсебя, не может искренне любить других.
Ребята приходят квыводу, что человек с низкой самооценкой не может подарить людям счастье.
Далее выполняетсяупражнение Мой портрет в лучах солнца: ребята рисуют вцентре листа круг, в нем пишут слова Я могу.
Вокругизображаются лучи, вдоль которых нужно написать, что они могут для других. Приэтом надо постараться, чтобы лучей было как можно больше. По завершениижелающие могут прочитать вслух, что они написали.
Чтение класснымруководителем притчи Все в твоих руках.
(Данная притча некомментируется ребятами, каждый остается со своими мыслями наедине).
Рефлексия.Учащиеся дают оценку занятию.
Классныйруководитель задает следующие вопросы для обсуждения:
— Что нового выузнали о себе?
— Как могутпригодиться полученные сегодня знания?
В заключениеклассного часа каждый ученик получает памятку, в которой прописаны правилаповышения самооценки.
Памятка
Каждый деньузнавайте новое, делайте что-нибудь то, что никогда раньше не делали.
Старайтесьчрезмерно не демонстрировать свою значимость. Внутренняя уверенность в себе ненуждается в громких внешних проявлениях.
Если вам что-тонепонятно, не бойтесь задать вопрос собеседнику. Лучше единожды показатьсядураком, чем попадать впросак раз за разом.
Вечноенедовольство всем и вся любого превратит в унылого брюзгу. Больше оптимизма.
Сравнивайте толькосебя с самим собой.
Никогда неоправдывайтесь. Человек, сбивчиво бубнящий оправдания, производит жалкоевпечатление.
И главное — нужнодействовать решительно, помня лишь о стоящей впереди цели.
Удачи вам, ребята!
Приложение
1. ПритчаСчастье
Бог слепил человекаиз глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что еще слепитьтебе? — спросил Бог.
— Слепи мнесчастье, — попросил человек.
Ничего не ответилБог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
2. ПритчаВсе в твоих руках
Давным-давно встаринном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из ниходнажды задумался: А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог датьответа? Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спряталее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику былощекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
— Скажите, какаябабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держалбабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своейистины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Все в твоихруках.