Коэффициентом мощности (cosφ) электрической сети называется отношение активной мощности Р к полной мощности S:
.
Рассмотрим роль коэффициента мощности на примере.
Допустим, имеется источник питания, линия электропередач и потребитель (рис. 3.41).
Источник генерирует полную мощность , которая транспортируется вдоль линии электропередач (ЛЭП) к приемнику. В ЛЭП часть мощности теряется в виде потерь в линии . На вход приемника поступает полная мощность . Вдоль линии имеет место падение напряжения и потеря напряжения .
В общем случае у потребителей преобладает активно-индуктивный характер нагрузки (электродвигатели переменного тока, трансформаторы и т.д.). Для нормальной работы предприятия требуется мощность, равная , где , . На входе предприятий или отдельных потребителей, необходимо устанавливать батарею конденсаторов. В этом случае коэффициент мощности на входе приемника увеличивается и можно добиться . Тогда приемника существенно уменьшиться и полная мощность будет соответственно равна . При неизменном напряжении в конце линии ток в линии уменьшится, что позволяет выбирать проводник линии меньшего сечения. В идеальном случае, при , вдоль линии электропередач будет передаваться только активная мощность, а следовательно, вдоль ЛЭП можно пропустить большую активную мощность.
|
|
Рассмотрим влияние коэффициента мощности на конкретном примере.
Пример 3.6. Два электродвигателя установки переменного тока Д1 и Д2 подключены параллельно к сети с напряжением U2. Вся установка работает с низким коэффициентом мощности cosφ. Измерительные приборы в цепи каждого электродвигателя показывают токи I1, I2 и мощности Р1, Р2.
ЛЭП, снабжающая установку электроэнергией, имеет активное сопротивление R0 и индуктивное X0. Коэффициент мощности установки может быть повышен включению параллельно двигателю батареи конденсаторов.
Необходимо:
а) Рассчитать заданную электрическую цепь и определить (до подключ. конденс.):
1) ток в линии
2) напряжение в начале линии
3) потерю или падение напряжения в линии
4) активную и реактивную мощности и потери мощности в проводах
5) коэффициент мощности установки
6) К.П.Д. линии
б) Рассчитать величину емкости компенсирующей батареи конденсаторов для получения коэффициента мощности cosφ = 0,95 и мощности этой батареи. Выполнить расчет цепи при условии работы батареи конденсаторов и найти величины, указанные в пункте а). Построить векторную диаграмму напряжений и токов в конце линии.
Дано:
R0 = 0,03 Ом I1 = 100 A P1 = 8 000 Вт U2 = 127 В
X0 = 0,05 Ом I2 = 60 A P2 = 6000 Вт
Решение:
Изобразим схему замещения электрической цепи:
|
|
Определим коэффициент мощности каждого двигателя:
P1 = U1I1cosφ1 . => . cosφ1 = P1 / U1I1 = 8000 / 127∙100 = 0,629
P2 = U2I2cosφ2 . => . cosφ2 = P2 / U2I2 = 6000 / 127∙60 = 0,787
Разложим токи на активные и реактивные составляющие:
I1A = I1∙ cosφ1 = 100∙0,629 = 62,9 (A) I1P = I1∙sinφ1 = 100∙0,777 = 77,7 (A)
I2A = I2∙ cosφ2 = 60∙0,787 = 47,22 (A) I2P = I2∙sinφ2 = 60∙0,615 = 36,9 (A)
Определим ток, потребляемый электродвигателями:
I = √(I1A + I2A)2 + (I1P + I2P)2 = √(62,9 + 47,22)2 + (77,6 + 36,96)2 = 158,9 (A)
Определим потерю напряжения в линии:
ΔU = 2R0∙ (I1A + I2A) + 2X0∙ (I1P + I2P) = 2∙0,03∙(62,9+47,22) + 2∙0,5∙(77,6+36,96) = 18,06 (B)
Вычислим напряжение в начале линии:
U = U2 + ΔU = 127 + 18,06 = 145,06 (B)
Определим потери мощности в линии:
а) активные: ΔP = I2∙2R0 = 158.92∙2∙0,03 = 1514,95 (Вт)
б) реактивные: ΔQ = I2∙2X0 = 158,92∙2∙0,05 = 2524,92 (Вт)
Определим мощности в конце линии:
а) активная: P = P1 + P2 = 8000 + 6000 = 14000 (Вт)
б) реактивная: Q = I12∙Z1∙sinφ1 + I22∙Z2∙sinφ2
найдем полные сопротивления параллельных ветвей:
Z1 = U2 / I1 = 127 / 100 = 1,27 (Ом)
Z2 = U2 / I2 = 127 / 60 = 2,12 (Ом)
Q = 1002∙1,27∙0,776 + 602∙2,12∙0,616 = 14556 (Вт)
в) полная: S = U2∙I = 127∙158,9 = 20180,3 (Вт)
Определим коэффициент мощности до подключения батареи конденсаторов:
cosφСВ = P / S = 14000 / 20180,3 = 0,693 . φCB = 46°
Определим КПД линии:
η = P / (P + ΔP) = 14000 / (14000 + 1514,95) = 0,902
По условию задачи после подключения батареи конденсаторов скомпенсированный коэффициент мощности должен быть равен 0,95
cosφK = 0,95 => . φK = 18,19°
Вычислим емкость батареи конденсаторов для компенсации коэффициента мощности:
CK = P∙(tgφСВ — tgφK) / (ω∙U22) = 14000∙(1,038 – 0,328) / (314∙1272) = 1,96∙10-3 (Ф)
Определим мощность батареи конденсаторов:
QC = U22 ∙ ωC = 1272 ∙ 314∙1,96∙10-3 = 9942,25 (Вт)
Найдем реактивное сопротивление батареи конденсаторов:
XC = 1 / ωC = 1 / (314∙1,96∙10-3) = 1,62 (Ом)
Определим реактивный ток батареи конденсаторов: IC = U2 / XC = 127 / 1,62 = 78,28 (A)
Вычислим величину тока в линии после подключения конденсаторов:
IK = √(I1A + I2A)2 + (I1P + I2P – IC)2 = √(62,9 + 47,22)2 + (77,6 + 36,96 – 78,28)2 = 115,94 (A)
Потеря напряжения в линии после компенсации составит:
ΔUK = 2R0(I1A + I2A) + 2X0(I1P + I2P – IC) = 2∙0,03∙(62,9 + 47,22) + 2∙0,05∙(77,6 + 36,96 – 78,28) = 10,235 (B)
Тогда необходимое напряжение в начале линии после компенсации будет:
UK = U2 + ΔUK = 127 + 10,235 = 137,235 (B)
Определим потери мощности в линии после компенсации:
ΔPK = IK2 ∙ 2R0 = 115,942 ∙ 2∙0,03 = 806,52 (Вт)
ΔQK = IK2 ∙ 2X0 = 115,942 ∙2∙0,05 = 1344,2 (Вт)
Определим мощности в конце линии после компенсации:
а) активная: PK = P = 14000 (Вт)
б) реактивная: QK = Q – QC = 14556 – 9942,25 = 4613,75 (Вт)
в) полная: SK = U2∙IK = 127∙115,94 = 14724,38 (Вт)
Определим коэффициент мощности после компенсации:
cosφ = PK / SK = 14000 / 14724,38 = 0,9508
Определим КПД линии после компенсации:
ηK = PK / (PK + ΔP) = 14000 / (14000 + 806,52) = 0,946
Построим векторную диаграмму напряжений и токов в конце линии:
Результаты вычислений запишем в таблицу:
Режим работы | Коэфф. мощности в начале линии | Емкость батареи, мкф | Ток в линии, A | Напряжение в начале линии, B | Потеря напряжения в ЛЭП, % | Активная мощность в начале линии, Вт | Мощность потерь в ЛЭП, % | К.П.Д. ЛЭП | Реактивная мощность в конце ЛЭП, Вт |
A | 0,693 | 158,9 | 145,06 | 14,22 | 10,82 | 0,902 | |||
B | 0,95 | 115,9 | 137,23 | 8,05 | 5,76 | 0,946 |
Пример 3.7. Двигатель мощность кВт работает при напряжении В и частоте Гц с . Определить емкость конденсатора, который нужно подключить параллельно двигателю, чтобы установки повысить до значения 0,9.
Решение.
На рисунке 3.1 приведена схема замещения двигателя.
Рисунок 3._ – Схема замещения двигателя
1. Ток двигателя при коэффициенте мощности равен:
А.
2. Реактивная составляющая тока двигателя
А.
3. Если параллельно двигателю включен конденсатор при коэффициенте мощности , то ток в линии равен
А.
4. Реактивная составляющая тока двигателя при включенном конденсаторе
|
|
А.
5. Реактивная составляющая тока при включенном конденсаторе соответственно равна
А.
6. Сопротивление конденсатора и его емкость соответственно равны:
Ом,
мкФ.
Таким образом, параллельно двигателю должен быть включен конденсатор емкостью 460 мкФ.