Для оценки экономически активного населения рассчитываются коэффициенты нагрузки на экономически активное население.
Общий коэффициент экономической нагрузки:
Кэ.н = Чэ.н / Чэ.а
Чэ.н – численность экономически неактивного населения .
Чэ.а – численность экономически активного населения.
Экономический коэффициент семейной нагрузки:
Кэ.с.н = Чи.л. / Чэ.а
Чи.л. – численность иждивенцев отдельных лиц.
Коэффициент социальной нагрузки:
Кс.н = Чи.о / Чэ.а
Чи.о – численность иждивенцев общества (стипендиаты, пенсионеры и т.д.).
При прогнозировании и планировании трудовых ресурсов анализируются их качественные и количественные характеристики.
К качественным относятся показатели образовательного уровня, профессионально-квалификационной структуры и другие.
К количественным относятся показатели численности и структуры по возрасту, полу, общественным группам.
(2) Безработица и проблема занятости.
К занятым в экономике относят лиц, работающих в учреждениях и организациях всех форм собственности включая субъекты малого предпринимательства, а также занятых предпринимательской деятельностью и самозанятое население.
По методологии международной организации труда к занятым относятся все лица, которые:
1) Выполняли работу по найму за вознаграждение или обеспечивали себя работой самостоятельно.
2) Временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными, отпусков, санкционированных забастовок и других причин.
3) Выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
Безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте постоянно проживающие на территории РБ, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях, не походящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости.
Для оценки уровня занятости рассчитываются коэффициенты занятости:
Коэффициент занятости всего населения:
Кз.н = Чз / Чн
Чз – общая численность занятого населения .
Чн – общая численность всего населения всех возрастов.
Коэффициент занятости населения трудоспособного возраста:
Кз.т.в = Чз.т.в / Чн.т.в
Чз.т.в – численность населения трудоспособного возраста, являющегося занятым .
Чн.т.в – общая численность населения трудоспособного возраста.
Коэффициент занятости трудоспособного населения в трудоспособном возрасте:
Кз.т.т.в = Чз.т.т.в / Чн.т.в
Чз.т.т.в. – численность занятого населения в трудоспособном возрасте.
Коэффициент занятости трудовых ресурсов::
Кз.т.р = Чз.т.р / Чт.р.
Чз.т.р – численность занятых трудовых ресурсов .
Чт.р.— общая численность трудовых ресурсов.
Коэффициент безработицы трудовых ресурсов:
Кб.т.р = Чб.т.р / Чт.р
Чб.т.р – численность безработных трудовых ресурсов.
Коэффициент безработицы экономически активного населения:
Кб.э.а = Чб.э.а / Чэ.а
Чб.э.а – численность безработного экономически активного населения.
Для успешного решения проблем занятости и безработицы разрабатываются соответствующие программы занятости. Для регулирования данных процессов в РБ создана специальная служба занятости.
(3) Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов, занятости и безработицы.
Прогнозирование трудовых ресурсов основано на разработке демографических прогнозов. При этом для разработки прогнозов по численности трудовых ресурсов, по численности занятых, их распределению по отраслям и регионам, а также по численности безработных используются методы, основанные на определении перспективной динамики численности населения по различным демографическим группам.
Демографические прогнозы включают следующие направления:
1) Определение перспективной численности населения и его половозрастной структуры.
2) Оценка численности населения трудоспособного возраста.
3) Обоснование перспектив социально-экономического развития.
4) Разработка концепции демографического развития согласованной с концепцией социально-экономического и научно-технического развития.
5) Оценка возможных проблем демографического развития.
6) Создание основ для разработки демографической политики.
Основными этапами прогнозирования трудовых ресурсов является:
1) анализ состава трудовых ресурсов, степени их использования, возможностей и источников их пополнения, выявление факторов, воздействующих на трудовые ресурсы .
2) расчет перспективной численности и структуры населения .
3) определение показателей формирования трудовых ресурсов .
4) расчет численности работников, занятых в отраслях материального производства и непроизводственной сфере.
Для прогнозирования численности трудовых ресурсов могут использоваться традиционные методы (многофакторные модели, методы экстраполяции, методы экспертных оценок и другие), а также специфические методы:
1) С учетом естественного и механического движения населения:
Чt = Чб (1 + Кр.о – Кс.о + Ко.м.п)
Чб – численность населения в базовом периоде .
Кр.о – общий коэффициент рождаемости .
Кс.о – общий коэффициент смертности .
Ко.м.п – общий коэффициент миграционного прироста.
2) Метод передвижки возрастов:
– численность населения i -го возраста в прогнозном периоде .
– фактическая численность населения i –1 в предпрогнозном (отчетном) периоде .
К i – коэффициент передвижки (коэффициент дожития) для i -го возраста (он характеризует вероятность дожития населения возраста i –1 до возраста i).
Для определения численности занятого населения могут также применяться методы учитывающие динамику объемов производства и производительности труда.
Численность занятых:
Ч jt – прогнозная численность занятых в j-й отрасли в периоде t .
Ч j б – фактическая численность занятых в в j-й отрасли в базовом периоде .
Iqjt – индекс объема производства в j-й отрасли в прогнозном периоде .
I пjt – индекс изменения производительности труда в j-й отрасли в прогнозном периоде.
Расчеты, связанные с прогнозной численностью трудовых ресурсов и занятых, требуют соответствующей балансовой увязки. Для этого составляется сводный баланс трудовых ресурсов, который отражает их наличие, использование и миграционные процессы.
Прогнозирование и планирование социального развития
1. Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни населения.
2. Социальные нормы и нормативы. Система социальных стандартов.
3. Прогнозирование и регулирование доходов и расходов населения.
(1) Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни населения.
Социальная политика государства – система организационных, экономических, политических и других мероприятий, направленных на улучшение материального благосостояния, духовное и физическое развитие населения, оказание поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам.
Основные направления социальной политики:
1) политика доходов населения .
2) социальная защита граждан .
3) развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания .
4) молодежная политика.
Социальная политика направлена на повышение уровня жизни населения.
Уровень жизни населения – это степень его обеспеченности необходимыми для жизни материальными и духовными благами.
Уровень жизни измеряется системой частных и обобщающими показателями.
Частными показателями являются:
· общий объем потребляемых благ и услуг (а также в расчете на душу населения) .
· реальные доходы населения (а также в расчете на душу населения) .
· размеры оплаты труда и социальных выплат .
· накопленное имущество в целом и на душу населения .
· условия труда, продолжительность свободного времени и другие.
В качестве интегрального показателя характеризующего уровень жизни населения используют индекс развития человеческого потенциала:
· размер ВВП на душу населения с учетом покупательной способности денежной единицы .
· средняя продолжительность жизни .
· уровень образования граждан.
Данный индекс предполагает расчет этих составляющих в виде индексов, а потом выведение интегрального индекса.
(2) Социальные нормы и нормативы. Система социальных стандартов.
В рамках проведения социальной политики и разработки социально-экономических прогнозов используется система социальных нормативов, которые представляют собой научно-обоснованные общественные ориентиры (эталоны), к достижению которых необходимо стремиться в рамках реализации социально-экономической политики.
Выделяют три группы социальных норм и нормативов:
1) минимально допустимые (например, минимальная зарплата, БПМ, МПБ) .
2) рациональные (оптимальные) .
3) максимально допустимые (максимально возможные) – трудовые нормы, продолжительность рабочего дня и т.д.
По содержанию все нормы и нормативы, используемые в области социальной политики, группируются в 11 блоков:
1) формирование доходов и расходов населения (МЗП, МБП, БПМ) .
2) социальное обеспечение (размеры пособий) .
3) социальная демография .
4) потребление населением материальных благ и платных услуг .
5) жилищно-коммунальные условия населения .
6) развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания .
7) транспорт и связь .
8) охрана здоровья населения .
9) рабочее, внерабочее и свободное время .
10) организация и условия труда .
11) состояние и охрана окружающей среды.
Важнейшими социальными нормативами являются минимальная заработная плата (МЗП), бюджет прожиточного минимума (БПМ) и минимальный потребительский бюджет (МПБ).
Минимальная заработная плата устанавливается ежегодно исходя из:
1) уровня занятости и производительности труда .
2) потребностей работников в материальных благах и услугах .
3) экономических возможностей республиканского и местных бюджетов .
4) сложившихся величин средней заработной платы, пенсий, пособий и других выплат .
5) соотношением между размером МЗП и БПМ (МПБ).
Бюджет прожиточного минимума – это величина доходов, которая характеризует черту абсолютной бедности и представляет собой стоимостную оценку минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека, сохранения его здоровья, а также уплаты обязательных платежей и взносов. Сумма в среднем на душу населения 880 030 руб.
Минимальный потребительский бюджет – это социальный норматив, устанавливаемый для оценки уровня и качества жизни в стране. Он характеризует стоимостную оценку расходов, необходимых для приобретения набора потребительских благ и услуг (в рамках потребительской корзины), обеспечивающих удовлетворение основных физиологических потребностей и социально-культурных потребностей. Сумма для студента в среднем 1 375 000 руб.
Система социальных стандартов смотреть в курсе лекций.
(3) Прогнозирование и регулирование доходов и расходов населения.
В основе социальной политики лежит политика регулирования доходов и расходов населения, поэтому в основе разработки и реализации социальной политики лежит прогнозирование доходов и расходов населения.
При учете и прогнозировании доходов населения лежит концепция Джона Хикса: доход – это максимальная сумма, которую можно использовать на потребление и накопление за период без уменьшения имеющихся на начало периода накоплений имущества и сбережений.
Используются следующие категории доходов населения:
1) Первичные доходы = валовая зарплата + смешанный доход (валовая прибыль) + отчисления на социальное страхование + сальдо доходов от собственности + доходы от жилищных услуг, оказанные владельцами жилья самим себе.
2) Располагаемые доходы = первичные доходы – текущие выплаченные трансферты (отчисления на соцстрахование, налоги, взносы) + текущие полученные трансферты (пенсии, пособия, стипендии, поступления из профсоюза).
3) Скорректированные располагаемые доходы = располагаемые доходы + расходы органов государственного управления и некоммерческих организаций на обслуживание населения (оказания им льготных и бесплатных услуг)
прогнозирование и планирование
потребительского рынка
1. Потребительский рынок, основные его элементы.
2. Методы прогнозирования спроса на товары народного потребления.
3. Прогнозирование и планирование покупательных фондов и товарных ресурсов.
4. Формирование структуры товарооборота.
(1) Потребительский рынок, основные его элементы.
Потребительский рынок обслуживает в основном сферу личного потребления населения, а также сферу потребления различных организаций.
Состав и структура потребительского рынка:
1) по региональному признаку .
2) по назначению:
· рынок продовольственных товаров .
· рынок непродовольственных товаров .
· рынок товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода .
3) по каналам реализации товара:
· организованный .
· неорганизованный.
Основными элементами потребительского рынка являются спрос, предложение, цены, а также факторы, влияющие на них.
Факторы, влияющие на спрос:
· социальные .
· экономические .
· демографические (средняя продолжительность жизни, численность населения, миграция населения, структура и состав семьи) .
· природно-климатические условия, традиции .
· научно-технический прогресс .
· политические факторы (стабильность в стране) .
· непредвиденные чрезвычайные ситуации и др.
В целях изучения и формирования прогнозирования спроса исследуется объем спроса и структура спроса.
Объем спроса – сумма денежных средств, которую население обменивает на товары. Объем спроса определяется
Структура спроса характеризуется отношением отдельных товарных групп в розничном товарообороте, связанных со значимостью удовлетворения разумных потребностей населения, степень дополняемости и заменяемости товаров в процессе реализации и потребления.
Товарное предложение – количество и качество товара, которое находится на рынке или может быть доставлено на него.
Цена является выражением стоимости товара.
Спрос на товары народного потребления прогнозируется с учетом указанных факторов и в свою очередь определяется емкостью национального рынка.
Емкость национального рынка – та часть товарного предложения, которая может быть обменена на платежные средства населения и заданного уровня цен на территории страны.
Ер = Q н + Опр + И – Э + Сп – Уп – Эк + Ик
Ер – емкость рынка .
Q н – национальное производствтво товара в стране .
Опр – остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей .
И, Ик, Э, Эк — импорт
Сп –
Уп –
Этапы прогнозирования спроса на товары народного потребления:
· комплексное исследование рынка, конкурентной среды .
· анализ состояния спроса и предложения, определение степени удовлетворения спроса в конкретных товарах, совокупного спроса .
· анализ факторов, влияющих на спрос и установление взаимозависимости показателей .
· выбор методов прогнозирования .
· осуществление прогноза спроса .
· оценка надежности прогноза .
· определение перспектив развития спроса населения .
· разработку конкретных мероприятий по более полному удовлетворению спроса населения.
(2) Методы прогнозирования спроса на товары народного потребления.
Методы прогнозирования спроса на товары народного потребления:
· метод эктраполяции .
· нормативный метод .
· экономико-статистическое моделирование .
· на основе коэффициента эластичности спроса:
Δ D – изменение спроса за период .
D – уровень спроса за период .
Δ X – изменение фактора за период .
X – значение фактора.
Эластичность спроса показывает, на сколько процентов меняется его величина при изменении соответствующего фактора на 1%.
Для прогнозирования спроса на товары можно использовать модели поведения потребителей в условиях товарно-денежных отношений. Они базируются на принципах оптимального удовлетворения потребностей по группам потребителей, при этом потребители предварительно подразделяются на однородные группы по социально-демографическим признакам. Считается, что внутри каждой группы предпочтение на множество товаров и услуг одинаково. Исходя из прогнозных расчетов спроса, определяется структура платежеспособного спроса населения и разрабатывается сводный заказ в торговле на производство важнейших товаров народного потребления на плановый период.
(3) Прогнозирование и планирование покупательных фондов и товарных ресурсов
Для обеспечения сбалансированного спроса и предложение по товарам народного потребления на уровне экономики страны рассчитываются покупательные фонды и товарные ресурсы. Покупательные фонды рассчитываются на основе баланса денежных доходов и расходов населения, которые характеризуют движение массы денег по основным источникам образования доходов и направлениям их использования.
