В 1669-1701 была проведена реформа центр управления, заключающаяся в объединении ряда приказов. К осени 1699 года насчитывалось 44 приказа. В 1699 году купцы и посадское население городов были изъяты из ведомства воевод и приказов и переданы в ведение коллегиального органа, который наз БУРМИСТЕРСКАЯ ПАЛАТА в Москве. В последствие она получила название РАТУША. Президент и члены(бурмистры) выбирались купцами, а в городах были созданы подчиненные ратуше выборные ЗЕМСКИЕ ИЗБЫ. Эта реформа обеспечили более исправное поступление прямых и косвенных налогов(таможенных, кабатских и др) сгор населения. В ратушу отошли фин функции 13-ти приказов, и она превратилась в центр кассу гос-ва.
Подобная централизация произошла и военном управлении, и в 1701 году был создан приказ военных дел, в ведение которого были переданы комплектовании частей зарождающейся регулярном армии, формирование полков, заведование командным составом армии, снабжение ее всем необходимым. Губернаторам передали фин функции, и им были подчинены бурмистерские избы. И ратуша из центр органа стала местным московским учреждением.
|
|
В первые годы 18 века были созданы новые центр учреждения. Иногда они назывались по-старому приказами(адмир, артиллер и др). И тогда они получили новое название КАНЦЕЛЯРИИ (ижорская, мундирная и др). Это были учреждения переходного периода.
Преображенский приказ вырос из дворцового учреждения по обслуживанию резиденции Петра Первого и его матери. С установлением правления Петра Первого Преображенская ПОТЕШНАЯ ИЗБА приобрела ряд военно-админ функции по комплектованию, снабжению, обучению войск, организации военных маневров(Потешные походы). Под ее надзором находился Новодевичий монастырь. Преображенская изба сыграла большую роль в организации Азовских походов, и с 1695 года она была преобразована в Преображенский приказ. После азовских походов Преображенский приказ стал прежде всего органом следствия и суда по полит преступлениям (измена, бунт, непристойной речи против царя и членов его семьи). Этими вопросами занималась главная канц приказа. Наряду с этими функциями приказ имел и другие. Через подчиненный ему потешный двор приказ заведовал охраной порядка в Москве по организации караулов Кремле, борьбе с нарушителями. В связи с отъездом Петра за границу приказу подчинилась вся Москва. Главным судьей был крупный гос деятель Ромадовский, после го смерти — его сын. Помощь главному судье с 1698 года до 1706 действовала судебная боярская коллегия, куда входили несколько членов боярской Думы. Из поступивших в Преображенский приказ доносов(изветы) отбирались те, которые носили полит характер, а остальные передавали в другие приказы. Полит процесс конца 17-18 веков основался на соборном уложении 1649 года, а также на статьях указов Петра Первого.
|
|
Каждый полит процесс начинался с письменного или устного извета, который ответчик мог сделать где угодно, в любом приказе, местном учреждении, церкви, на рынке, на улице, дома, но обязательно в присутствии свидетелей. Доставленные в ближайшее правительственное учреждение изветчик, а часто и обвиняемый переправлялись в Преображенский приказ, начиналось следствие. Для проверки правильности извета проводились допросы свидетелей и повальный обыски. В случае отсутствия свидетелей для благородного изветчика дело решалось по усмотрению царя, но если это был холоп или крестьянин, не имевший свидетелей, извещал на своего помещика, то ему верить было нельзя, надо было учинить жестокое наказание, бить нещадно кнутом или вернуть холопа вновь своему помещику. Правильные изветы предусматривают награды, но изветчики чаще всего не получали ничего. Если обвиняемый отрицал свою вину, то приказ прибегал к пыткам, закон разрешал пытать трижды. Если обвиняемый на всех трех пытках показывал одно и то же, то это считалось правильностью его наказаний. Жестокость пыток часто приводила к смерти. Из 365 человек привлеченных судом по делу об Астраханском восстании от пыток умерло 45. На допросах часто присутствовал Петр и даже сам допрашивал. Преображенский приказ расправлявшая и с противниками Петра Первого. Дело о Стрелецком мятеже было наиболее массовым процессом, проводимым этим приказом. После жесточайших пыток было казнено 799 стрельцов и были мелкие стрелецкие процессы. Преображенский приказ просущ до 1729 года.
Приказы в этот период были громоздкими, с нечеткими функциями, несовершенным делопроизводством, волокитой и полным произволом должностных лиц. Все это мешало осуществлению новых задач, поэтому по реформе 1718 -1720 годов было упразднено большинство приказов и были введены коллегии. Этой реформе предшествовал длительны подготовительный период. Петр Первый в 1717 году издал указ, который определял штаты коллегий(были назначены президенты, вице-президенты, советники, асессоры). В 1718 году большинство коллегий еще не приступили к работе и в 18 году был принят новый закон, который разделил дела между коллегиями и обязал коллегии создать новый регламент коллегий. В 1719 -1720 годах были коллегии: камер-коллегия, иностранных дел, военная, адмиралтейская, берг-коллегия. Коммерц-коллегия ведала промышленностью и торговлей, юстиц-коллегия судебной системой, вотчинная — делами дворянского сословия и зарождающейся буржуазии. Духовная коллегия в рез-те была преобразована в высшее правительственное учреждение СИНОД. Первоначально каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но в 1720 году был издан ГЕНЕРАЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ, который определил единообразие организац устройства, деятельности. На протяжении всего 18 века действие этого законов распространялась.
Коллегии отличались коллегиальным обсуждением и решением дел единообразием организационного устройства, более четкой компетенцией, регламентировалось делопроизводством. Петр Первый и его современники считали, сто коллегии имели преимущество перед приказами и эти преимущества были изложены в законе ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ, составитель которых отмечал, что только коллегии, а не одно лицо может выносить правильные решения. Это обеспечивает коллегии быстрому и непрерывность разрешения вопросов. Большие надежды были возложены на коллеги по борьбу с произволом чиновников. Коллегии были центр органами, подчинены царю и сенату. коллегиям подчинился местный аппарат. Каждая коллегия сост из ПРИСУТСТВИЯ (общее собрание членов) и канцелярии. Состав коллегии насчитывалось 10-11 членов и сост из президента, вице-президента, 4-5 советников и 4 асессоров. Президентов назначал царь, вице-президента тоже он. Президент и вице-президент должны следить за членами коллегий, за выполнением работы ими. 1722 году для надзора за деятельностью коллегий был назначен прокурор, подчиненный генерал-прокурору сената. При коллегиях были фискалы, канцелярия возглавлялась секретарем, в его ведении был штат канцелярии, в сост которого входил нотариус(протоколист), регистратор(составитель списков входящих и исходящих бумаг) и актуариус(хранитель бумаг), также были переводчика и писцы(канцеляристы и кописты)
|
Представленная информация была полезной? ДА 58.77% НЕТ 41.23% Проголосовало: 1089 |
Генеральный регламент устанавливал точное расписание заседаний коллегий по понедельник, втор, средам, пятницам, а по четвергам они заседали в сенате. Основной формой деятельности коллегии были заседания общего присутствия. В камере аудиенции была убрана коврами, висели большие часы, был высокий балдахин, под котор стоял стол, за которым сидели коллегии, перед каждым стояла чернильница, на столе лежала книга нерешенных дел. Справа от стола находился стол секретаря, а слева стол нотариуса. Заседанием руководил президент, при его входе и выходе все вставали.
Дела докладывал секретарь в порядке из поступления, но с соблюдением рассмотрения сначала гос дел, а затем частных. Члены коллегии подавали свои мнения по очереди, начиная с младших чинов, не повторяясь. Все мнения заносились в протокол. Решения выносились по большинству голосов, а при равенстве голосов учитывалось то мнение, которое высказывал президент.
Во время заседаний просители дожидались решений в прохожих — КАМЕРАХ, которых было 2: для лиц знатного происхождения и для ПОДЛЫХ людей. По требованию коллежского присутствия вахмистер вводил иногда в камеру просителя только лица с высоким служебным положением от полковника и выше получали разрешение сесть, а все остальные должны были отвечать перед коллегией стоя. В каждой коллегии существовал кабинет президента, в который глава коллегии мог ознакомиться с адресованной ему корреспонденцией, с делом или принять просителя. Особые помещения были отведены для коллежских контор и канцелярии.
|
|
Связанные с решением коллегии телесные наказания приводились в исполнение здесь же при коллегии с целью устрашения.
Военная коллегия управляла созданной Петром ПЕрвым регулярном армии, которая сложилась в ходе Северной войны. Рядовой состав армии комплектовался с помощью рекрутских наборов тяглых сословий, а офицеры — из дворян. Все достижения новой армии и организации боевой подговотовки были закреплены в законе Воинский устав 1716 года. Президентом коллегии был ближайший соратник Петра фельдмаршал Меншиков. Военно-морским флотом управлял ряд учреждений: приказы, канцелярии, комиссариаты. Сменившая их адмиралтейств-коллегия ведала предприятиями по строительству и оснащению флота: верфями, полотняными и канатными фабриками . осуществляла подготовку к обучению личного состава матросов и офицеров. Вся эта деятельность регулировалась законодательно Морским уставом 1720 года
Коллегия иностранных дел поддерживала повседневные дипломатические отношения с иностранными гос-вами, веда дипломатическую переписку, руководила приемом, содержанием и отправлением иностранных послов, дипломатическими и придворным церемониями.
Петр Первый ввел новую податную единицу, которая называлась РЕВИЗСКАЯ ДУША. Все население гос-ва было разделено на две части: податную(крестьяне всех категорий, мещане, цеховые ремесленники купцы) и неподатную(дворяне и духовенство).
Для определения числа душ податного населения проводилась перепись мужского населения таких сословий. Эти материалы были необходимы фин органам, а также для рекрутских наборов. Указ о проведении первой подушной ревизии был издан 28 ноября 1718 и ревизия проводись по 1724. Кроме подворной, а затем и подушкой подати существовало множество других прямых налогов, чаще всего экстренного характера(рекрутские, подворные, корабельные и др). Возросло число косвенных налогов. Появилась профессия ГОСУДАРЕВЫХ ПРИБЫЛЬЩИКОВ, задачей которых было придумывавшие новых главным образом косвенных налогов. Кроме традиционных винных и таможенных сборов были сборы с хомутов, гробов, перевозов, водопоя, привальные(для судов отходящих от пристани и подходящих к ним), рыболовные, торговых операций с солью и табаком, за ношение бороды, старой одежды и др. Большая часть сборов поступала в ИЖОРСКУЮ КАНЦЕЛЯРИЮ, в ее главе Меншиков. Другие соборы поступала в спец канц банную, рыбную, мельничную, медовую и др, эти сборы назывались канцелярскими. К концу правления Петра в России насчитывалось более 40 видов косвенных налогов и канц сборов.
Камер-коллегия заведовала всеми доходами гос-ва, которые раньше находились в ведении приказов и канцелярий. Эта коллегия руководила сбором податей, пошлин, недоимок. Заведовала коллегия и такими источниками как винные подряды и соляные помыслы, а также занималась заготовлением провианта для армии. Затем ей был поручен надзор за хлебопашеством, состоянием урожаев, ценами на хлеб и снабжением хлебом населения в случае голода. Президентом был князь Галицын.
Юстиц-коллегия была суд и админ органом, в который перешли дела поместного, сыскного, земского приказов, она заведовала земскими судами и была для них апелляц судом по уголовным и гражданским делам. В ее ведении нах розыскные дела и сведения о заключенных в тюрьмах. В этой коллегии оформлялись важные крепостные акты на земли крестьян о продаже вотчин, купчие, доверенности, дух завещания. Президентом коллегии был граф Матвеев. Был созданный в 1720 году ГЛАВНЫЙ МАГИСТАРТ, который собрал и соединил в единое городские сословия. Регламент главного Магистарта подробно определил многообразие функций этой коллегии, которые заключались в создании магистратов и в снабжении их уставами и инструкциями, а также руководстве выборами в них в надзоре за выполнением магистратами административно-полицейских и суд функций, охране сословных привилегий горожан, защите купцов и ремесленников от перетеснений, содействию развития городских ремесел и торговли особенно ярмарочного дела, кроме того главный МАГИСТАРТ был высшей апелляц инстанцией на суд решения магистратов. Члены главного Магистарта Бургамистры и РАТМАНЫ назначались царем. Коллегии не охватывали всех отраслей управлеия и часть их оставалась вне коллежской системы: это было дворцовое, ямское, медицинское, строительное, управление, которые находились в ведении спец приказов. Кроме того продолжал в этот период Преображенский приказ.
Тайная канцелярия рассматривала дела о непрестойных выражениях об особе государя, покушения на гос здоровье, непочтение к царской фамилии, о самозванстве, несоблюдении молебнов в царские дни, о непрестойных речах о гос деятелях, делах об измене, о раскольниках, о волшебстве, казнокрадстве, взятничестве и тд. В тайной канцелярии прошли крупные процессы как следствие по лету царевича Алексее и его сообщ, те противников реформ Петра Первого. Допросы и очные ставки свидетелей, проводились секретарями канцелярий, во пвремя допросов практиковалась пытка раскаленными щипцами, горящими вениками и тд. Из собранных материалов секретари сост выписки, которые докладывали министрам. Министры давали определение продолжать следствие или закончить. Тайная канцелярия подчин Петру, но по некоторым делам допускалось обжалование в сенат.