X-PDF

«Коллекционирование как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Поделиться статьей

Муниципальное Бюджетное  Дошкольное

Образовательное Учреждение №115 «Гномик»

 

 

 

 

 

 

 

«Коллекционированиекак форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель

 высшей квалификационной категории

Каменюк Т.Г.

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

 

г.Ульяновск   2023 г.

    Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегдасвязывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практическогоиспользования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собиралмедвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки,книги, открытки, живопись. Если вспомнить свое детство, то мы собирали марки,открытки, календари с актерами кино, фантики от конфет, значки и т.д.Современные дети тоже собирают коллекции. В детский сад ребята редко приходят спустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают тофигурки из киндер сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсечто-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждойозорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка сненужным, на наш взгляд, хламом: листиками, пуговицами, камешками, стеклышками,колесиками, крышечками, фантиками. Для ребенка – это самое настоящее богатство,бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-тосерьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если взрослыеподдерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность,то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость,наблюдательность. Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детскийинтерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезноеувлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщениеребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

Особенность коллекционирования заключается:
• в соответствии основнымтребованиям ФГОС;
• в возможности реализоватьиндивидуально-личностный подход в обучении детей;
• в направленности на новыеобразовательные результаты:

 -инициативность, любознательность и самостоятельность детей; 

-способность к принятию и реализации собственных решений; 

     Направленность работы: развивающая
     Цель: развитие познавательной активности(интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путем создания коллекций.
     Задачи:
• формировать умение наблюдать,сравнивать, анализировать и делать выводы;
• формировать умениеклассифицировать, группировать, обобщать;
• способствовать проявлениюизбирательных интересов;
• развивать познавательный интерес ипотребности, любознательность;
• расширять кругозор воспитанников;
• прививать навыки культуры иоформления коллекции и сбора материала;
• формировать бережное отношение кхранению коллекций;
• обогащать и активизировать словарьдетей;
• активизировать участие родителей вобразовательном процессе;
С помощью коллекционированиявозможно наполнить жизнь детей радостью и положительными эмоциями.

     Видыколлекций.

Коллекциидоступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными.
Выделяют следующие группы коллекций:
     Коллективные(групповые) – этоколлекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей.Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективныхколлекций отражает программное содержание познавательного развития, подчиненареализации комплексно- тематического планирования работы с детьми и интегра-ции различных образовательных областей. Коллективное коллекционированиеосуществляется в рамках подготовки к праздникам.
     Домашние — это коллекции собранные дома или спомощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад длявременной выставки. Достоинство домашних — демонстрация семейных традиций,объединение поколений.
     Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в нихсобраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромнуюценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны оченькорректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что- то изколлекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять»своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку.Ухаживать за ней должен тоже он сам.
      Индивидуальные коллекцииопределяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видовколлекций: эмоциональные, познавательные,социальные. Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые вжизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса кколлекции. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепивв сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процессапознания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал ипроводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал впродуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материаларазные классификации).
Познавательныеколлекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей.Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением,расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).
    Социальные коллекции – форма проявления социальныхпотребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремитсярасширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённымсверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание,уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения иразговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение каксоциальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно. 

     Временные — это коллекции, собранные на определенныетемы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонныеколлекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогаетдетям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекциидекоративно — прикладного искусства.
     Длительные – это коллекции природногоматериала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонатыкоторых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, этоочень привлекает детей. Благодаря коллекционированию, дети знакомятся синдивидуальными коллекциями взрослых (педагогов и родителей). Ребенок имеетвозможность познакомиться с культурой собирания, правильном храненииэкспонатов, научиться бережному отношению к ним. Организация педагогическойработы с коллекцией проводится в три этапа:


1 этап – подготовительный:
• накопление запаса конкретныхпредставлений о коллекционировании у детей и родителей;
• индивидуальные беседы с детьми повыявлению интересов и потребностей;
2 этап – основной:
• побуждение детей к получениюинформации об объектах коллекционирования;
• чтение художественнопознавательной литературы, энциклопедий;
• включение коллекций в организациюсовместной деятельности с детьми;
• работа по формированию у детейбережного отношения к коллекции.
3 этап – заключительный:
• организация выставок коллекций;выставок творческих работ детей;
• презентация отдельных экспонатовколлекций или коллекции в целом.
      В работе по организацииколлекционирования опираемся на следующие технологии:
— технологию игрового обучения, таккак эта технология определяется естественной потребностью дошкольника;
— технологию проблемного обучения,которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) иактивную самостоятельную деятельность детей по их разрешению;
— технологиюличностно-ориентированного свободного воспитания;
— технологию развивающего обучения.

     Использованиеколлекции в работе с детьми 

Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекциимогут использоваться в различных видах детской деятельности:
     Познавательная:
 —  развитие познавательныхпроцессов (сравнение, классификация, систематизация);
 —  развитие математическихпредставлений – временные представления, счетные операции;
 —  ознакомление с окружающим миром– расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;
     Игровая – игры-викторины, дидактическиеигры, сюжетно- ролевые игры, театрализованные игры;
     Продуктивная – реализация различных детскихпроектов (индивидуальных, групповых), опытно-экспериментальная деятельность,оформление выставок коллекций;
     Коммуникативная – тематические беседы, составление иотгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентацияколлекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря,развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты сосверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;
     Трудовая – при оформлении коллекции иразмещении объектов, ручной труд;
     Чтение художественнойлитературы по темеколлекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественнуюлитературу;
     Художественная — изготовление различных продуктовдетского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.).
Формы совместной деятельности поколлекционированию:
— Встречи с интересными людьми(коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада). Цель: вызватьу детей интерес к коллекционированию
— Посещение тематических выставок вмузеях.  Цель: расширение знаний детей об окружающем мире
— Организация мини лаборатории вгруппе Цель: знакомство детей со свойствами некоторых предметов, материалов иобсуждение возможности их дальнейшего применения.
— Чтение художественнопознавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов. Цель:знакомство детей с разнообразными способами получения информации
— Индивидуальные беседы с детьми поинтересам. Цель: поддержка и развитие детских интересов
— Организация выставок коллекцийдетей в детском саду. Цель: развитие творческих и коммуникативных навыков детейв оформлении своих коллекций
— Создание мини-музеев в детскомсаду.  Цель: развитие познавательного интереса
— Обучающие игровые ситуации Цель:получение новых знаний в игровой форме.
Возможные формы работы сдетьми: 
—  Групповая (фронтальная);
—  Подгрупповая (небольшими группамипо интересам);
Ø Индивидуальная;
Образовательная деятельность сдетьми в рамках коллекционирования может осуществляться:
Ø в режимные моменты (утренние часы приема, во время минутожидания,
—  в вечернее время)
—  в ходе непосредственнообразовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты)
—  в ходе самостоятельнойдеятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).
     Достоинством работы поколлекционированию можно считать ее интегрированность. Эффективностьиспользования формы работы «Коллекционирование» определяется не количествомсобранных коллекций, а качеством работы, в содержании представленных коллекций,познавательного интереса детей к ним. И важно использование в свободной самостоятельнойдеятельности. Проводимая работа с детьми по коллекционированию должнаспособствовать развитию таких важных качеств как творческий потенциал,любознательность и познавательная активность. Поэтому именно коллекционированиеможет быть важным объектом совместной деятельности, общим с детьми увлечением
.

Требования к коллекциям:

 доступность;

 разнообразие;

краеведение;

 безопасность;

 учет природоохранногоаспекта

Совместно с детьми нами были,созданы такие коллекции:

коллекция камней;

коллекция ракушек;

коллекция фантиков от конфет.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет