МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетноеобразовательное учреждение высшего образования
«МИРЭА – Российский технологическийуниверситет»
Колледжпрограммирования и кибербезопасности
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Командная олимпиада по программированию
«Последам профессора Фортрана»
Подготовила:преподаватель спец. дисциплин
МухортоваНаталья Николаевна
г.Москва
2023г.
Цель олимпиады – поддержаниетворческой и профессиональной активности студентов.
Задачи олимпиады:
• формирование интереса к профессии;
• развитие алгоритмического мышления; развитие навыков работы в команде;
• развитие творческих способностей студентов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП……………………………………………………………………………………… 4
ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ……………………………………………………………………………………….. 4
ЗАДАНИЯ………………………………………………………………………………………………………………………. 5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………………………….. 9
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Студенты объединяются в команды по два-пять человек.Количество команд не ограничено.
Общее время проведения 4 часа.
ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ
Олимпиада состоит из трёх этапов. Накаждый этап выделяется 40 минут , задания всем командам одинаковые.
I этап – пять задач первого уровня сложности. По шесть балловкоманде за каждую решенную задачу.
II этап – три задачи второго уровня сложности. По десять балловкоманде за каждую решенную задачу.
III этап – одна задача третьего уровня сложности. Сорок балловкоманде за полностью решенную задачу. За неполную решенную задачу баллыначисляются частично на усмотрение жюри.
ЗАДАНИЯ
Iэтап
При решении задач нельзя использовать встроенныефункции языка
Задача 1.1
6 баллов
Разработать программу, которая считает день неделина любую дату прошлого века.( по новому стилю)
Задача 1.2
6 баллов
Палиндро́м, пе́ревертень — число,буквосочетание, слово или текст, одинаково читающееся в обоих направлениях.
Пример: Аргентина манит негра.
Разработать программу, проверяющую является ли данная строка палиндромом.
Задача 1.3
6 баллов
Разработатьпрограмму, которая принимает строку с клавиатуры и переворачивает по пятьсимволов в обратном порядке, если количество символов не делится на пять,последние остаются без переворота. Пример: Ученье свет а не ученьетьма ьнечУевс ен а течу ет еьньма
Задача 1.4
6 баллов
Женщина несла на рынок корзину яиц. Прохожийнечаянно толкнул женщину, корзина упала, яйца разбились. Желая возместитьпотерю, мужчина спросил, сколько всего яиц было в корзине.
— Точно не помню, ответила женщина, — но знаю, чтокогда я вынимала из корзины по 2, по 3, по 4, по 5 или по 6 яиц, в корзинеоставалось одно яйцо. А когда вынимала по 7 яиц, то не оставалось ничего.
Сколько яиц было в корзине?
Задача 1.5
6 баллов
В двумерном массиве, с помощью символов созданакартинка. Разработать программу, которая поворачивает любую такую картинкувлево набок.
Пример:
. . * . . . . . . . . * * * . . * . . .
. . * . . * * * * *
. . * . . . * . . .
. . * . . . . . . .
IIэтап
Задача 2.1
10 баллов
Разработать программу, которая двумерный массивлюбого размера NxN , где N задается пользователем с клавиатуры, заполняетнатуральными числами по порядку с края змейкой в центр.
Пример:
N = 5
1 2 3 4 5
16 17 18 19 6 15 24 25 20 7 14 23 22 21 8 13 12 11 10 9
Задача 2.2
10 баллов
Разработать программу, которая отвечает на вопрос,принадлежит ли точка с координатами X и Y треугольнику с вершинами A(0;4),B(4,0),C(0;-4).
X и Y вводятся с клавиатуры.
Задача 2.3
10 баллов
К числовым ребусам относятся математическиевыражения, в котором все или часть цифр заменены на буквы. Вместо каждогозначка нужно подставить нужную цифру, чтобы выражение было верным.
Разработать программу, которая решает числовойребус
ШАЙБА + ШАЙБА + ШАЙБА = ПОБЕДА
III этап
Задача 3.1
40 баллов
Кондитер Петя испёк прямоугольные пирожные разныхразмеров и выложил их на прямоугольный поднос в произвольном порядке, в томчисле с любым смещением и друг на друга. Когда вынес к гостям, то понял, чтопирожных не хватит. Петя задумался, а сможет ли он одной линией разрезать всепирожные так, что на каждое пирожное будет разделено на две равные части.Помогите Пете найти решение.
Во входном файле в первой строке количествопирожных, а затем в каждой следующей строке координаты пирожного на подносе ввиде двух точек:
верхняя правая и нижняя левая точки в виде ( x1 y1x2 y2 )
Разработать программу, которая выводит на консольодин из ответов:
Решений нет,
Решений бесконечно много,
Координаты любых двух точек, через которые проходитлиния разреза.
Пример входного файла:
4
15 3 28 10
0 12 34 50
3 7 10 15
25 35 80 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Семакин, И. Г.Основы алгоритмизации и программирования : учебник для студентовучреждений среднего профессионального образования. — М.: Академия, 2017. — 301 с.
2. Кирюхин В.М.Информатика. Всероссийские олимпиады. — 4-е изд. — М.:
Просвещение, 2014. — 224 с.
