Грибоедов Александр Сергеевич (1794 — 1829)
Основные творческие принципы комедии «Горе от ума»: художественный метод, жанр, сюжет, стиль. Центральное место – художественный метод.
Это первая русская реалистическая комедия.
Реализм предполагает не только правдивость деталей, но и изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Но это не значит, что автор использует другие литературные направления. Классицизм – «единство времени и действия», но это достаточно условно, т.к. для Фамусова – это и отражение нравов дворянского общества в целом, в России. Время также охватывает – между победой Наполеона до восстания декабристов.
Две важных сюжетных линии:
1. Общественно-политическая: конфликт между Чацким и Фамусовским обществом,
2. Любовный треугольник: Чацкий, Софья, Молчалин.
Грибоедов соединил их в одну линию.
Кульминация комедии – сцена бала, когда Чацкий объявлен сумасшедшим. Причем объявила об этом первой Софья.
Типология характеров гораздо шире, чем в пьесах до этого.
Фамусов – собирательный образ, обманутый отец, помещик, чиновник, дворянин.
Чацкий – ложный жених, злой умник, язвительный.
Стиль – индивидуализированная речь. Скалозуб – армейские словечки, Молчалин — чиновничья, секретарская лексика, Фамусов – дворянское просторечие, Чайкий – высокий стиль, стихи.
Жанр – комедия приближается к жанру трагикомедии. Можно сказать, что это сценическая поэма. При этом у автора ассоциация с романтизмом.