Комплексное использование педагогических технологий впроцессе обучения биологии ( 2022-2023 у.г.)
Всовременном мире обществу нужен учитель, который обладает высокой профессиональнойкомпетентностью:
· чувствует,понимает и принимает основные направления развития образования;
· знает,владеет и постоянно расширяет учебный материал;
· владеетпсихологией разновозрастного обучения;
· применяетразличные педагогические приёмы, и образовательные технологии;
· понимаетзначение собственного педагогического опыта и создаёт свою дидактическуюсистему.
Педагог,в ходе своей деятельности, соприкасается с определёнными проблемами, решениекоторых и формирует его профессиональный опыт.
Регулярные изменения в системеобразования повлияли на большую часть моей продолжительной педагогическойдеятельности.
Педагогическийопыт, как экспериментальный, так и повседневный, позволил сделать вывод:оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются вразличной учебной деятельности, имеющей научно-исследовательскую направленность.Абсолютное понимание этого привело к логическому выводу, что решить эту задачу возможно, используя разнообразныетехнологии и методы обучения, индивидуальное применение которых позволитученику захотеть получать знания самостоятельно.
Профессиональнаяпедагогическая деятельность нуждается не в одной педагогической технологии, а впоследовательном их сочетании и применении.
Наиболееактивно применяются традиционные технологии: проблемного обучения, информационно– коммуникационная, проектная технология, технология развития критическогомышления, игровые технологии. Именно в такой последовательности включала технологии всобственную педагогическую практику.
Сейчасвозникают обновлённые современные технологии: Fishbone («скелет рыбы»),технология непрерывного обучения и т.д.; которые начинаю использовать всобственной педагогической практике.
Технологию проблемного обученияиспользую практически сначала педагогической деятельности, она не потеряласвоей актуальности потому, что стимулирует мыслительную деятельностьшкольников, формирует у них нестандартный подход к решению проблем и развиваеттворческое мышление. Методы технологии проблемного обучения применяются науроках открытия новых знаний, обобщающих уроках в различных курсах биологии: визучении разделов зоологии и биологии человека 7 и 8 классе (проблемный урок,экскурсия, беседа, конференция, уроки смешанного типа), на урокахсистематизации новых знаний (конференция, экскурсия, консультация, урок-игра,диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа), в 6, 7, 8, 9, 10, 11 классе.
Абсолютно доказанный факт, что применениеИКТ способствует улучшению качества обучения, гармоничному развитию личности винформационном пространстве, приобщению к информационно-коммуникационнымвозможностям современных технологий, а также развивает имеющийся опыт ивыявляет его результативность. Данная технология придаёт современный стильобучению, очень важна в преподавании не только биологии, но и других школьныхдисциплин. Применяю технологию практически на всех этапах урока и во всехкурсах школьной программы обучения предмету.
Обязательное созданиенаучно-практической работы учеником, для отметки в аттестат, сделалотехнологию проектного обучения обязательной частью образования. Целью этойтехнологии является создание условий, при которых учащиеся: приобретаютнедостающие знания из разных источников; учатся пользоваться этими знаниями длярешения задач; приобретают коммуникативные и исследовательские умения, работаяв различных группах; развивают системное мышление (на мой взгляд, логическидополняет две предыдущие технологии). В практике применяю проектную технологиюв темах: Развитие жизни на Земле(9,11), многообразие и охрана растений иживотных 6, 7кл., Ароморфозы царств живой природы 11ка., для создания работ нанаучно-практические конференции разных уровней, подготовке учащихся колимпиадам разного уровня по биологии и экологии.
В дополнение к предыдущимпедагогическим технологиям охотно применяю технологию критического мышления.Она помогает развивать особое отношение к любым утверждениям, не приниматьничего на веру без доказательств. Основа технологии — модель трех стадийорганизации учебного процесса: вызов из памяти, реализация смысла, рефлексия. Считаю, что особо актуальна эта технология на уроках курса биологии человека ив курсе введение в общую биологию (8,9класс). Использую приёмы: перепутанныелогические цепочка, кластеры (целые курсы), инсерт, синквейн попс – помогаютразвивать логику вопроса, ответа и мышления.
Игровая технология являетсяспецифическим способом управления учебно-познавательной деятельностьюшкольника. Основой этой технологии является взаимосвязь моделирования иролевого поведения участников в процессе решения учебных задач достаточновысокого уровня. Так уж сложилось, что эту технологию использую, как усиливающуюдействие предыдущих технологий. В преподавании курсов биологии 5,6,7,9 иногда10 классов, интересно использовать элементы ролевой игры. В ходе применения даннойпедагогической технологии формируется свободная развивающая деятельность сопределением прямых или косвенных правил.
Из обновленных педагогическихтехнологий наиболее близка технология Fishbone(«скелет рыбы») в основе которой лежит схема обучения и, честно говоря, этоможет быть не обязательно «рыба»… Профессор Каору Исикава в 1952 году создал диаграмму для процессапоиска причинно-следственных связей, которая легко может помочь в процессеобучения. Повторяю, что схема, в которую может быть погружена проблема, и путиеё решения может быть абсолютно индивидуальной, главное, чтобы она раскрывалапути причинно-следственных связей в решении вопроса. Начала использовать этутехнологию в курсах преподавания биологии 6, 7, 8, 9,10,11классов.
Очень интересным и новым показаласьтехнология непрерывного обучения. «Обучениедлиною в жизнь» – непрерывное овладение новыми знаниямии навыками. В наше время обучение становится не просто модой иприхотью, а средством выживания. То, что еще вчера было актуальным, сегодня ужеустарело. Главным остается умение быстро переключаться и осваивать новое. Идтив ногу со временем поможет постоянное, планомерное обучение. Крайнеинтересным кажется создание некого алгоритма обучения, который подойдётчеловеку в любом возрасте. И над этим очень хочется работать…
С 2023 учебного года в РФосуществляется введение единых федеральных основных общеобразовательныхпрограмм (ФООП). Надеюсь, и на этом новом этапе педагогической деятельностипоможет уже сложившаяся система педагогических технологий, в которую, возможно,войдут новые технологии и методы обучения.
Творчески работающий педагогосознаёт, что не может существовать универсальной схемы педагогическойдеятельности: систем технологий, методов, подходов, образовательных ресурсов,главное для учителя — создание стиля в педагогической деятельности, которыйдаёт ожидаемый результат и со временем конкретные плоды.
2023 год в России объявлен Годомпедагога и наставника. Особый статус педагогических работников не тольконакапливать педагогические знания и опыт, но и стремиться передать его будущимпрофессиональным поколениям для поднятия престижа профессии учителя.
Лучшее в педагогической практике –это созданное не просто одним учителем, а в содружестве с коллегами разныхпоколений.