Е задание по методике муз.литературы.
Уважаемые студенты! Даю вам задание на ближайшую неделю:
1. Прочитайте лекцию «Методика изучения оперы»
2. Сделайте поурочные планы на тему «Опера Мусоргского «Борис Годунов» (4 урока) и пришлите мне сделанное. Не забудьте посмотреть предыдущие темы для опроса.
3. Готовьте муз. исполнение по хрестоматии: Глинка «Иван Сусанин»
Лекция: Методика изучения оперы
Доступна ли опера подросткам и чем ее изучение может обогатить духовный мир и знания школьников?
Ответ на поставленный вопрос дал опыт. Десятки тысяч детей впервые узнали об опере именно на уроках музыкальной литературы. Многие из них, повзрослев, стали посетителями оперных театров, а теперь не отказывают себе в удовольствии посмотреть оперу, не выходя из дома — благодаря интернету и телевидению.
Посещение оперы в школьные годы дает необходимый эффект при определенных условиях: дети должны быть подготовлены к встрече с оперой, а сама встреча — хорошо организована.
В качестве примеров, показывающих, сколь сильное воздействие может оказать оперный спектакль на подростка, можно привести автобиографии и письма Прокофьева, Стравинского, Римского-Корсакова.
Столь же впечатлительными могут быть и подростки, для которых музыка не стала профессией.
Обращение к опере в учебном курсе окажется весьма полезным для общего и музыкального развития подростков. Работа на уроках с оперным материалом совершенствует слушательские навыки и художественный вкус, умение анализировать музыку, размышлять о ней, пополняет знания о музыке, театре, литературе, истории… Вне оперы не может сложиться верного представления о творчестве многих великих композиторов, и прежде всего русских классиков XIX века, ибо опера — один из популярнейших жанров музыкального искусства.
В познавательном отношении опера нужна школьникам и как образец синтетического вида искусства, объединяющего музыку и слово, вокальную и инструментальную музыку, сольное, ансамблевое и хоровое исполнительство, сценическое действие и балет, искусство живописцев, модельеров, портных, бутафоров, техников разных специальностей… И в учебном процессе оперу следует рассматривать как сочинение музыкально-театральное.
Опера дает повод приобщить школьников к культуре театра, к понятию «оперный спектакль» со всеми его атрибутами и участниками.
Каждый спектакль Большого театра — это одновременная работа примерно трехсот человек. Конечно, возможность посещать оперный спектакль имеет лишь малая толика тех, кто учится в музыкальной школе. Но теперь опера появилась на телевидении. Такие фильмы-оперы, как «Травиата», «Кармен», «Севильский цирюльник», «Евгений Онегин», способны увлечь любую аудиторию, в том числе и подростковую.
Особенности изучения оперы
Доступность оперы как объекта изучения — не только в прекрасной музыке, пении, присутствии литературной основы. Она обеспечивается прежде всего руководящей ролью преподавателя в учебном процессе. Демократическая природа оперного жанра должна позволить ученикам с помощью наставника преодолеть трудности, которые возникают в учебной работе при обращении к произведению большому и сложному.
Чем же руководствоваться преподавателю, обращаясь к опере на уроках?
Масштабы оперного произведения не позволяют в отведенное классное время полностью его прослушать, в то время как крупное инструментальное сочинение — симфонию, сюиту, сонату — можно пройти за два урока. Обычно в классе разбирают и прослушивают отдельные фрагменты оперы. Но задача в том и состоит, чтобы по этим фрагментам у учащихся сложилось представление о произведении в целом.
Что может помочь этому, какие условия следует соблюсти? Наличие сюжета, знакомство с композицией оперы, разбор и прослушивание фрагментов по действиям обеспечит решение непростой задачи: в ограниченное тремя — пятью уроками время изучить оперу как единое музыкально-театральное сочинение.
Если изучение арий, ансамблей, хоров, инструментальных фрагментов мало чем отличается от анализа любых вокальных и инструментальных сочинений, то постижение театральной природы оперы требует иного подхода. Отсутствие в учебных условиях зрительного ряда должно определенным образом быть компенсировано теми средствами, которыми располагает преподаватель. Чем у него больше фантазии, воображения, режиссерского чутья, тем доходчивее предстанет опера перед школьниками.
В первую очередь предстоит компенсировать отсутствующую в классе наглядность, зрелищность театрального спектакля. И сделать это проще всего с помощью словесной наглядности. Красочное, образное описание преподавателем места действия, конкретных сценических ситуаций, словесное описание персонажей поможет учащимся увидеть невидимое, вообразить сценическое зрелище.
Но одной словесной наглядности недостаточно. Опорой для воображения хорошо служат разного рода изобразительные материалы: репродукции, фотографии, слайды, видео. Подключение зрительного анализатора активизирует работу воображения, обогащает восприятие.
Ознакомление со структурой оперы, ее композиционным планом
Одно из условий осмысления оперы — ознакомление с ее композицией, что можно назвать также сценарием.
Лучше всего композицию представить наглядно в виде схемы. Схемы выполняют функцию «опорного сигнала». В схему вписываются место действия каждого акта и картины, кратко — их содержание и фрагменты музыки. Когда те или иные события разворачиваются в конкретном месте, они воспринимаются нагляднее, а сюжет оперы, распределенный по действиям и картинам, приобретает логику театрального спектакля. Вот какой может быть краткая схема — план композиционного построения оперы «Иван Сусанин»:
Композиция оперы Глинки «Иван Сусанин»
№№ действий | I действие | II действие | III действие | IV действие (3 картины) | Эпилог |
Место действия | Улица русского села | Тронный зал в замке польского короля | Изба Сусанина | Заключительная картина: зимний ночной лес | Москва, Красная площадь |
Основное содержание (очень кратко) | Народ готовится к защите от вражеского нашествия | Враги празднуют победу и готовятся к новому походу на Русь | Первое столкновение народа с врагом | Подвиг Сусанина | Праздник победы |
Музыкальные фрагменты, которые разбираются и прослушиваются (заполняется после прослушивания) | Интродукция (мужской хор, женский хор, смешанный хор). Каватина и рондо Антониды. Трио(Собинин, Антонида, Сусанин) | Полонез, краковяк, мазурка | Песня Вани, ответы Сусанина полякам, прощание с дочерью. Свадебный хор, романс Антониды | Хор поляков на музыку мазурки. Ария Сусанина | Хор «Славься» |
Схема, содержащая в свернутом виде конструкцию всей оперы, позволит учащимся осмыслить структуру сочинения в единстве с развертыванием его сюжетной основы. А звучащая музыка будет легко ассоциироваться с местом действия и конкретной сценической ситуацией.
Наглядно можно представить и композицию оперы Чайковского «Евгений Онегин».
Действие |
I |
II |
III |
||||
Картина | 1 |
2 — 3 |
4 — 5 |
6 | 7 | ||
Судьба Татьяны |
Судьба Ленского |
Судьба Онегина |
|||||
Усадьба Лариных — осень |
Усадьба Лариных —зима |
Санкт-Петербург |
|||||
Место действия | У дома Лариных | Комната Татьяны | В саду | Бал в доме Лариных | Деревенская водяная мельница | Бал в Санкт- Петербурге | В доме Татьяны Греминой |
Основное содержание | Приезд Ленского и Онегина в усадьбу, завязка действия | Письмо Татьяны к Онегину | Объяснение Онегина с Татьяной | Ссора Ленского с Онегиным | Дуэль Онегина с Ленским, смерть Ленского | Встреча Онегина с Татьяной | Объяснение Онегина с Татьяной |
Музыкальные фрагменты (заполняется после прослушивания) |
Понимание того, как композитор выстраивает картину, поможет учащимся со временем осознать тип оперной композиции — «номерной» или «сквозной». Для первого случая удобно рассмотреть построение 2-й картины из l-гo действия оперы «Князь Игорь» (терем Ярославны), представив ее также в виде схемы-плана:
Ярославна | Ярославна | Ярославна | Ярославна |
Финал (все) |
одна | с девушками | с Галицким | с боярами | |
Ариозо (монолог) | Два женских хора | Дуэт (диалог) | Два мужских хора |
При построении данной схемы комментируется каждый фрагмент со стороны его содержания и музыкально-сценических особенностей. Потребует объяснения понятие оперного финала. Схема дает возможность показать учащимся, что чередование номеров в опере определяется ходом действия, последовательностью сюжетного развития. Дальнейший разбор и прослушивание хора девушек (лучше — всей сцены Ярославны с девушками) и хора бояр («Мужайся, княгиня») будут восприняты уже в контексте всего действия.
Для первого знакомства с композицией сквозного развития лучше всего обратиться ко 2-й картине Пролога оперы «Борис Годунов», в которой оркестровое вступление (колокольный перезвон), не завершаясь, переходит в реплику Шуйского и далее в хор «Слава», а монолог Бориса «Скорбит душа» — в продолжение хора. Картина прослушивается полностью с последующим определением ее формы как трехчастной — с вступлением, контрастным средним разделом и измененной репризой:
Оркестровое | Хор | Монолог Бориса | Хор |
вступление | А | Б | А| |
Изучение опер «Руслан и Людмила» (1 год обучения), «Свадьба Фигаро» (2 год обучения), «Иван Сусанин» и «Князь Игорь» (3 год обучения) последовательно формирует у учащихся представление о «номерной» структуре оперы.
Когда движение драмы не останавливается, возникает иная структура оперы, определяемая как «сквозная» или «с непрерывным развитием музыкально-сценического действия». Это уже не набор арий и ансамблей, а непрерывный поток событий. Краткое и общее представление об этом учащиеся могут получить при изучении оперы «Борис Годунов» и при разборе ряда сцен в опере «Евгений Онегин».
План изучения оперы, анализ отдельных ее фрагментов
Изучение оперы должно быть организовано, принимая во внимание и масштаб произведения, и растянутость процесса во времени: до трех — пяти уроков. Месяц общения с оперой позволит учащимся самостоятельно ознакомиться с литературным первоисточником, увидеть оперу в театре или дома в видеозаписи, прослушать в звукозаписи, почитать об авторе и его произведении. Таким образом, у учащихся есть возможность пополнить представление об опере сверх того, что дадут им преподаватель и чтение учебника.
Разумеется, все занятия по опере должны быть разумно распланированы, чтобы преподаватель хорошо знал, чем ему заниматься на каждом уроке.
Наиболее емкий и сложный, — первый урок, который должен вместить в себя и общую характеристику произведения, и разбор с прослушиванием одного-двух фрагментов из 1-го действия (пролога). Что подразумевается под общей характеристикой, что должно предшествовать разбору и прослушиванию музыки оперы? Последовательно назовем основное:
1. Место оперы в творчестве композитора.
2. Краткие сведения из истории создания и первой постановки.
3. Литературный источник оперы, основная тема произведения и тип (жанр) оперы.
4. Знакомство с композицией.
5. Характеристика и разбор с прослушиванием одного-двух номеров из 1-го действия (пролога) и всех остальных действий на последующих уроках в соответствии с календарно-тематическим планом.
Вот, к примеру, как можно распределить музыкальный материал оперы «Иван Сусанин» на четыре урока:
1-й урок: общая характеристика оперы, интродукция из 1-го действия.
2-й урок: каватина и рондо Антониды, трио (прослушиваются полностью). Характеристика 2-го действия в сопоставлении с 1-м действием.
3-й урок: полонез, краковяк, мазурка из 2-го действия (прослушиваются фрагменты). Песня Вани (куплет), ответы Сусанина, прощание с дочерью из 3-го действия.
4-й урок: свадебный хор (прослушивается полностью), романс Антониды (прослушивается одна строфа) из 3-го действия. Хор поляков (№ 19), ария Сусанина из 4-го действия. Эпилог.
Помимо традиционных методов анализ оперных фрагментов имеет свою специфику, обусловленную театральной природой оперного жанра. Поэтому каждый анализ начинается с объяснения сценической ситуации. Ученики должны хорошо представлять, что в этот момент происходит на сцене, кто является участником событий, в чем содержательный смысл происходящего.
Обратимся к примерам. При изучении «Ивана Сусанина» на первом уроке разбирается и прослушивается интродукция — большая и сложная сцена, которая должна быть осмыслена учениками, услышана в чередовании основного музыкального материала. Сценическую ситуацию хорошо объясняет ремарка в клавире: Театр представляет улицу села Домнино. Вдали река. На авансцене группа крестьян. Входят ополченцы во главе с русским воином. Их радостно встречают крестьяне, Иван Сусанин, Антонида, Ваня.
Переход к музыке возможен в совместной поисковой беседе. Так, на вопрос преподавателя, с какой музыки начинается интродукция, ученики по наведению преподавателя способны дать правильный ответ: с мужского хора ополченцев. При исполнении на фортепиано первого куплета выявляется общий светлый, мужественный характер музыки, народно-песенный склад мелодии, сольный запев, хор a cappella и отыгрыш оркестра, заключающий куплет. Можно подвести учащихся и к самостоятельному определению куплетного построения хора. Чтобы выяснить, все ли куплеты одинаковые, играется последний, а чтение его текста объяснит присутствие минора.
Далее, исходя из той же ремарки, легко предположить вступление женского хора (показывается тема), а затем и объединение обеих тем в смешанном хоре.
Становясь участниками поискового процесса, учащиеся лучше осмысливают содержание и построение интродукции. А ее прослушивание закрепит полученные знания и облегчит запоминание музыки.
В такой же привязке к происходящему на сцене (Все расходятся. На сцене одна Антонида) разбирается ария Антониды, а позже и трио.
Требует тщательного разъяснения ситуация, предшествующая арии Сусанина. Измученные трудной дорогой через ночной зимний лес, поляки разбивают лагерь и засыпают. Может ли уснуть Сусанин? Его тревожное душевное состояние в ожидании смерти, разлука с детьми, решимость погибнуть, спасая Отечество, и есть главный смысл арии, суть его подвига. Это должны почувствовать и пережить дети, представить себя в подобной ситуации. После такой подготовки на ином уровне воздействия окажется разбор и прослушивание арии (оркестровое вступление, речитатив, основная тема, кульминация и горестный заключительный распев).
При изучении «Ивана Сусанина» в связи со сценическими ситуациями хорошо усваиваются типы арий: ария-монолог (каватина и рондо Антониды, ария Сусанина) и ария-обращение (романс Антониды). Разъяснение конкретной сценической ситуации, описание того, что в данный момент происходит на сцене, требуются при анализе каждого оперного фрагмента.
Проверим свою память, обратившись к известным ариям из программы курса и ситуациям, в которых они исполняются.
Как можно понять неожиданную радость трусливого Фарлафа, образно и остроумно переданную музыкой его арии, без объяснения и без прослушивания предшествующей сцены с Наиной? С первых слов арии Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный…» возникает вопрос, который не должен остаться без ответа: о ком в арии идет речь и кто он такой, как выглядит и даже в чем провинился? Чем опечалена Барбарина, почему плачет, да и кто она такая? Ответить на это можно, не только объяснив ситуацию, но и обратившись к тексту арий.
Характер «разгульной» музыки песни Галицкого станет объяснимым, если представить картину веселого гулянья на дворе князя-самодура. Следующие одна за другой арии Игоря и Кончака контрастны не только музыкой. Один — пленник с тяжелыми думами («Ни сна, ни отдыха измученной душе…»), другой — хозяин положения, разыгрывающий перед Игорем друга. Чтобы понять его намерения, требуется объяснение, а лучше — чтение текста арии, тогда станет ясно, какой союз предлагает Игорю хан. Можно ли постигнуть глубокий смысл и характер песенки Юродивого, заключающей сцену под Кромами, не растолковав учащимся, что предшествует такому финалу?
События происходят и непосредственно под музыку: по какому случаю шествует царь Берендей, чем обусловлена торжественность момента? И каким образом чудесный текст каватины царя согласуется с тем, что можно увидеть в этот момент на сцене?
Ответы на вопросы, связанные со сценическим действием, имеют выход на музыку, анализ которой становится более осмысленным. Подтвердим это на примере. Хор «Ах ты, свет Людмила, пробудись, проснися» из 5-го действия оперы «Руслан и Людмила» имеет куплетное строение. Но событийность момента подсказала Глинке оригинальное музыкальное решение. Мягко и спокойно звучит первый куплет. Людмила не пробуждается. Во втором куплете женские голоса звучат ярче, в более высокой тесситуре. Людмила продолжает спать. Тогда, в третьем куплете, следуя «подсказке» Пушкина:
— Княжна лежит во сне глубоком .
Князья и витязи кругом Стоят унылы . гласы трубны,
Рога, тимпаны, гусли, бубны Гремят над нею… —
Глинка поручает основную тему медным духовым инструментам на forte.
Еще пример о событиях «под музыку». Вальс из 4-й картины «Евгения Онегина» не дивертисмент, а сцена, в которой заключена завязка будущей драмы: почему Онегин, оставив Татьяну, стал танцевать с Ольгой? Сценическая ситуация, требующая ясного понимания. События происходят и под музыку следующей далее мазурки.
Чтобы продемонстрировать методику педагогической работы во всем ее комплексе, рассмотрим возможный сценарий анализа 5-й картины «Евгения Онегина». В школьном курсе музыкальной литературы опера Чайковского замыкает русскую классику XIX века. Накопленные учащимися за 4 учебных года знания и опыт позволяют построить работу на более высоком уровне трудности, что может быть оправдано и особой популярностью романа Пушкина и творения Чайковского, многие эпизоды которых на слуху даже у подростков.
Анализ оперы, и 5-й картины в частности, ставит своей целью глубже постигнуть особенности оперного жанра, приобрести новые знания и опыт аналитической работы. Стихи Пушкина и музыка Чайковского никого не оставят равнодушным в этой работе и помогут в преодолении трудностей учебного процесса.
Мы выделяем для своего анализа 5-ю картину с ее «сквозным» музыкально-сценическим развитием как содержащую все необходимое для познания методики изучения оперы. Для показа того или иного фрагмента музыки на фортепиано преподавателю необходимо иметь клавир оперы.
В рабочем плане преподавателя на анализ 5-й картины следует отвести целый урок, а ее прослушивание с предварительным повторением перенести на другое занятие.
Общая характеристика картины как трагической кульминации оперы может быть краткой. Называется место и время действия, читается ремарка из клавира. Достаточно полно анализируется интродукция, две темы которой рассматриваются как столкновение, противоборство жизни и смерти. Первая тема, в которой слышится роковой исход, характеризуется как трагическая. Ее слуховой анализ осуществляется поисковым путем: после проигрывания темы учащиеся определяют ее «устройство» как последовательность неустойчивых аккордов, тяготеющих к ми минору, изложенных тремоло на затухающем diminuendo.
При повторном проигрывании выделяется настойчивое повторение октавы на ми (в оркестре последовательно у труб, валторн) с пунктирным ритмом, воспринимаемое как голос неотвратимого рока. Во второй, лирической теме подчеркивается диалог мелодий, различных по движению, ритму, тембру (в оркестре), ее развитие, обрываемое вторжением первой, трагической темы, которая, в свою очередь не завершаясь, переходит в речитативный диалог Ленского и секунданта. Обобщение, данное в интродукции, связывается с содержанием картины и ее трагической развязкой.
Ария Ленского, ее музыка, драматургическая функция, построение являются предметом тщательного и подробного анализа. Поясняется сценическая ситуация (Ленский ждет соперника), что дает возможность для психологического анализа средствами музыки душевного состояния героя. Его мысли не об Онегине, произошедшей ссоре и предстоящей дуэли, а о своей судьбе, потерянной любви, несостоявшемся счастье. В этом весь Ленский — поэт-мечтатель, далекий от превратностей жизненных реалий.
Небольшое оркестровое вступление к арии, подобно прелюдии, должно быть воспринято во всей своей выразительности — от света зари к сумраку обреченности. Здесь все хорошо прослушивается при показе на фортепиано. Учащимся вполне по силам определить, из чего складывается выразительность этого эпизода (регистр, лад, форшлаги, что придает звучанию пасторальную окраску, повторение темы октавой ниже и затухание в басу).
Трудно подобрать какие-либо слова, характеризующие речитатив («Куда, куда, куда вы удалились…»), но услышать в его звуках угасшую надежду доступно каждому. Основную тему арии можно не анализировать — она уже хорошо знакома по интродукции. При прослушивании в звукозаписи обращается внимание на тембровое сопоставление голоса и кларнета. Продолжение разбора лучше начать с чтения текста: «Блеснет заутра луч денницы и заиграет яркий день…», подсказавшего и музыкальный образ — светлый, пасторального склада, с мелодией, напоминающей пастуший наигрыш.
Показ на фортепиано лучше начать с модуляции из ми минора в Соль мажор как еще одной слуховой задачи. Начало репризы («Скажи, придешь ли, дева красоты…») подскажет учащимся, что эпизод в Соль мажоре можно определить как среднюю часть арии.
В коде арии («Сердечный друг…») слуховому анализу поддается практически вся музыкальная ткань. Единство показа, наведения, объяснения, совместного поиска в состоянии помочь учащимся услышать многие детали музыкального текста: взлет к вершине — секвенция ми минор — Соль мажор, внезапная модуляция в Ля-бемоль мажор как яркая звуковая краска, вершина в вокальной партии, энергичная ритмика сопровождения, спад с отголоском, подобно эху, в оркестре.
Во втором разделе коды («Куда, куда, куда вы удалились…») хорошо прослушиваются линии всех голосов: восходящая у солиста, нисходящая в среднем голосе сопровождения, его ритмический рисунок из кульминации, органный пункт на тонике, выдержанный аккорд e-fis-a-c. Оркестровое заключение на основной теме арии после такого анализа внимательными учениками воспринимается как эмоциональная разрядка.
Следующая после арии Ленского сцена поединка также должна стать предметом тщательного анализа. И потому, что являет собой совершенный образец музыкальной драматургии Чайковского, и потому, что содержит интересный познавательный материал, способный обогатить представление подростков об оперном жанре.
Прежде всего следует расшифровать термин «сцена». Заимствованный из театральной лексики, он уже употреблялся при разборе опер (сцена похищения Людмилы, сцена Сусанина с поляками, сцена письма). Присутствует это слово и в определении Чайковским жанра своего произведения: лирические сцены. Суммируя все, что было связано с употреблением термина, объясним его следующим образом. Сцена — это развернутый фрагмент действия (картины), в котором движение драмы не останавливается и музыка следует за происходящим на сцене, при этом один ее эпизод переходит в другой со сменой сценических ситуаций.
Проследим за этим в сцене поединка. Она начинается с появления Онегина, который извиняется за опоздание и представляет своего секунданта. Речитативный диалог трех лиц выполняет функцию введения в последующее действие. Судьба свела соперников лицом к лицу. Что же должна выразить музыка в этой ситуации, какой ей быть? Ученики должны задуматься над этим, прежде чем последует объяснение. Композитор, выполняя функцию драматурга, сосредоточил внимание слушателей на душевном состоянии дуэлянтов. А оно у них мрачное. И он объединяет соперников в ансамбль — дуэт.
Траурный характер музыки сопровождения — в движении похоронного шага — хорошо прослушивается при показе на фортепиано аккомпанирующей партии: погребальное звучание аккордов в низком регистре вызывает ассоциации с музыкой реквиема. И только потом внимание переносится на вокальные партии, имеющие одинаковый текст и мелодию. Их исполнение без сопровождения поможет учащимся услышать канон. Остается установить, что дуэт не диалог, а совмещение двух монологов.
Можно обратить внимание учащихся и на другие детали дуэта: остинатный ритм аккордов сопровождения, органный пункт на доминанте до-диез минора, общее неустойчивое звучание, незавершенность построения. Музыка дуэта, как и оркестровое вступление к нему на трагическом варианте основной темы арии, — предсказание трагической развязки.
К поединку все готово. И опять тот же вопрос: что должна выразить музыка и какой ей быть? Композитор своей драматургической интуицией почувствовал, что для пения нет сценического времени и сосредоточил внимание на выразительных возможностях оркестра для передачи напряженности момента. И весь оркестровый эпизод (собственно поединок) строит на сильнейшем нагнетании динамики. Более того, он услышал две вершинные точки: в момент готовности дуэлянтов к шагам навстречу смерти и в момент рокового выстрела.
Отсюда две волны нарастания. В первой слышатся жалобная, стонущая секунда, пульсирующие, как биение сердца, аккорды сопровождения, обрывки мелодии из ариозо Ленского. Второй волне предшествует музыка «гробовой тишины», напряженного ожидания. В эту «паузу» хорошо вписываются XXIX, XXX строфы и начало XXXI строфы из 6-й главы пушкинского «Онегина»: «Вот пистолеты уж блеснули…». На вершине второй волны вслед за роковым выстрелом звучит неустойчивая гармония (смерть Ленского), растворяющаяся в пространстве своей неразрешенностью… Последнюю точку в драме ставит лишь одно слово: «Убит». Сначала с вопросительной (Онегин), а затем с утвердительной (Зарецкий) интонацией.
Итак, трагическая развязка наступила. Но состояние напряженности сохранилось, и опускать театральный занавес еще не наступил момент. Как же композитор завершает действие?
…Оставив своих героев на сцене, где все уже ясно, автор обратил взоры к тем, кто пришел в театр и оказался свидетелем драмы. И взял на себя смелость от их лица вынести вердикт происшедшему. Эту функцию он передал оркестровому заключению сцены. В музыке скорбь и гнев, протест и смирение перед судьбой. Это оркестровый плач по Ленскому. Если вся предшествующая музыка была «носителем действия», то оркестровое заключение — послесловие от автора по поводу происшедшего.
Осмыслить композицию картины, последовательность эпизодов, их структуру поможет наглядная схема, заполняемая на классной доске по ходу анализа. Она послужит «опорным сигналом», обобщающим проведенную работу по анализу довольно большого и сложного музыкального материала.
