X-PDF

Конференция, посвященная Традициям русского народа в деле духовно – нравственного воспитания учащихся на уроках ОДНКНР в 5 классе

Поделиться статьей

Традиции русского народа в деледуховно – нравственного воспитания учащихся на уроках ОДНКНР в 5 классе.

 


Школа сегодня призвана к воспитыватьсвободную, творческую, инициативную, саморазвивающуюся личностиь. Но личностьючеловек становится только в обществе, поэтому одной из приоритетных задачобщества и государства становится воспитание духовно-нравственного гражданинаРоссии, способного к духовному развитию, реализации творческого потенциала наоснове нравственных установок и моральных норм, готового поступать согласносвоей совести, желающего «становиться лучше».

Следуя потребностямсовременного общества, обучающимся необходимо осваивать универсальныеучебные действия:

·        уметь выявлять возникающиепроблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем,уметь адаптироваться в реальных условиях;

·        проявлять активность в познанииокружающего мира, научиться добывать знания из различных источников информации,её анализировать, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы,уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях;

·        обладать навыками общения, бытьконтактными в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнениеи быть терпимыми к мнению других, работать в коллективе, предотвращатьконфликтные ситуации.

Ни для кого не секрет,что УУД – это умение учиться, т.е.способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательногои активного присвоения нового социального опыта.

Вы видите 4 группы УУД. Покритериям давайте назовем их.

Синий –познавательные

— умение строитьвысказывание

— формулировка проблемы

— рефлексия деятельности

— структурирование знаний

— поиск информации

— смысловое чтение

— моделирование

Зеленый –регулятивные

— целеполагание

— планирование

— прогнозирование

— контроль

— коррекция

— оценка

Желтый – личностные

— самоопределение

— смыслообразование

— нравственно-эстетическоеоценивание

Красный –коммуникативные

— постановка вопросов

— решение конфликтов

— умение выражать своимысли

— планирование учебногосотрудничества

 

 

Предполагаемый результат по курсу

·        Формирование целостной картинымира, соответствующей современному уровню знаний и духовным ценностям русскойкультуры.

·        Позитивная динамика духовно-нравственного роста учащихся.

·        Педагогическое просвещениеродителей по вопросам духовно- нравственного воспитания.

·        Направленность и открытостьребёнка к добру.

·        Формирование позитивногоотношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.

·        Готовность проявлятьсострадание и милосердие.

·        Воспитание патриотизма, любви кРодине

·        Приобщение к опыту народнойкультуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада.

·        Ответственность за свои дела ипоступки.

Содержание учебногокурса ОДНКНР (на примере содержания учебника издательства «Вентана-Граф»): Виноградова Н.Ф. Основыдуховно-нравственной культуры народов России : 5 класс : учебник для учащихсяобщеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.– М. : Вентана-Граф, 2014. – 160 с.

Учебник продолжаетформирование первоначальных представлений о светской этике, традиционныхрелигиях России, их роли в культуре, истории и современности нашейстраны и всего мира. Материал учебника даёт возможность расширить и систематизироватьзнания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которыеявляются основополагающими для нашей многонациональной страны. Разные видывопросов и заданий направлены на развитие культуры, эрудиции, творческихспособностей школьников, воспитание добрых чувств, толерантности иинтереса к культуре разных народов.

Учебник состоит из пятиразделов:

— В мире культуры

— Нравственные ценностироссийского народа

— Религия и культура

— Как сохранить духовныеценности

— Твой духовный мир

РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ УУД ВО ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зафиксированные во ФГОС УУД предусматривают:

·        овладение навыками смысловогочтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевыхвысказываний в соответствии с задачами коммуникации;

·        готовность признаватьвозможность существования различных точек зрения и права каждого иметь своюсобственную;

·        излагать свое мнение иаргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.05%
НЕТ
41.95%
Проголосовало: 894

·        готовность конструктивно решатьконфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.

Наиболее распространенные формы работы с текстом на учебномзанятии ОДНКНР

·        Словарная работа.

·        Беседа по вопросам к тексту.

·        Написание рассказа с опорой наличный опыт.

·        Обсуждение основной идеи исмысла истории.

·        История без окончания.

·        Иллюстрирование текста.

·        Придумывание своей истории натему текста.

·        Анализ названия рассказа,истории, сказки, притчи.

·        Составление книги-самоделкилюбимых произведений .

·        Подготовка рассказ онеобыкновенных предметах, вещах.

·        Сравнение нескольких текстов изразных культур.

·        Разгадывание и составлениеребусов, загадок, шарад.

·        Подбор пословиц и поговорок

 

ПРИЁМЫ работы:

Чтение-погружение

Читая древние легенды,исторические документы, литературные произведения, нужно вместе с детьмипытаться обязательно погрузиться и в языковую среду другой эпохи.

Принцип: «Что нам непонятно? Слово? Его значение? Написание? Построение предложения?» Из«Поучения Владимира Мономаха детям»

 

Вопросы к тексту
(классификация Блума)

·        Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты,вспомнить, воспроизвести некую информацию. (Например, кто такие жрецы?Что такое иерархия в христианской церкви?)

·        Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть тыговоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны дляпредоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только чтосказал. (Например: правильно ли мы поняли, что ты считаешь, что «золотоеправило нравственности» имеет множество различных формулировок?)

Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Онинаправлены на установление причинно—следственных связей. (Например,почему «золотое правило нравственности» существует в двух формулировках –положительной и отрицательной?)

В положительной трактовке:«Всё, что ты хочешь, чтобы тебе сделали люди, ты должен также сделать им!»

В отрицательной трактовке:«Того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе, не делай никому другому!».

·        Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировкеесть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось…., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?» (Чтоизменилось бы в жизни людей, если бы не было совести?)

·        Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериевоценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-топлохо?», «Чем один герой отличается от другого?» (Чем дружескиеотношения отличаются от других отношений? Чем плох или хорош главный принципэгоиста: «Все для меня, все во имя меня»?)

·        Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи междутеорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?»

Притча

·        Притча (от «течь/идти» или«ткнуть/встретиться») – «припутное изречение», т.е. такое, которое служитуказанием пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства кблагополучному течению по этим путям.

·        Притча (от «притыкать,притачивать») – украшающий, внешний способ выражения мысли.

·        Притча –дидактико-аллегорический жанр, близкий басне.

 

Щедрый подарок

Приехал отец из города.Привёз сыну медовик и говорит ему: «Вася, поделись вкусным медовиком с Петей.Поделись щедро».

— А как это — щедро? —спрашивает сын.

Отец отвечает: «Переломимедовик и большую часть отдай Пете. А меньшую оставь себе».

— Лучше я отдам медовикПете,— сказал Вася. — Пусть он делит его щедро.

·        Какой вопрос можно задать послепрочтения этого текста? (Если ученики не сумели самостоятельно сформулироватьвопрос, то это делает учитель.)

·        Почему Вася захотел отдатьмедовик Пете?

·        О чём это свидетельствует?

·        Что не понял из совета отцаВасилий?

 

Темы притч

Мудрость, долголетие,правдивость, знание, любовь к ближнему, страх перед силами природы, добро,усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным,семейные традиции и воспитание детей, сдержанность, милосердие, выбор друзей,терпение, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость,счастье, веселье, здравый смысл.

 «Чудесное превращение»

Вариантов может быть много.Условие одно — чудесное превращение. Например, на доскебелые цветы, необходимо выполнить ряд заданий, чтобы “оживить цветы, итогда они станут разноцветными. Одно задание — один цветок. Могут бытьчерно-белыми бабочки, осенние листочки и др.

Результативность

Результатом своей работысчитаю обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.

В личностном плане можноотметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность,эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачаткованализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В предметном плане заложеныосновы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

В метапредметномплане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационныйпоиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей ижанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушатьсобеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решенияучебных задач, проектной деятельности, в том числе – коллективной.

Использование активных иинтерактивных методов работы способствует развитию творческого потенциалаучащихся, создает условия для воспитания высоконравственного, творческого,ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурныхтрадициях многонационального народа России, на основе взаимного уважения идиалога во имя общественного мира и согласия.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.05%
НЕТ
41.95%
Проголосовало: 894

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет