Муниципальное автономное образовательноеучреждение
«Школа № 47»
Занятие в 5 классе
«Конфликт и пути его разрешения»
Цель — знакомство учащихся с понятием «конфликт» и путями разрешения конфликта.
Задачи:
1. Образовательные:
— Формирование представлений о различных вариантахчеловеческого общения;
— Ознакомление учащихся с понятиями «конфликт»,«компромисс», базовыми нравственнымикатегориями «добро» и «зло».
2. Развивающие:
— Развитие познавательного интереса учащихся;
— Развитие личностных качеств: эмпатия, толерантность;
— Повышение активности учащихся на занятиях.
3. Воспитательные:
— Воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
— Формирование социальноодобряемых форм поведения.
Вводная часть:
Эпиграфомк сегодняшней встрече мы выбрали стихотворение «Свободный разговор»:
-Поговорим?
-О чем?
-О разном и о прочем.
Отом, что хорошо,
Ихорошо не очень.
Чего-тознаешь ты.
Ачто-то мне известно.
Поговорим?
-Поговорим.
Вдругбудет интересно!
1. Упражнение Эмоции (раздатькарточки)
Участники получают карточку, на которой написан тот эмоциональныйоттенок, который нужно передать, произнося фразу:
«Сегодня я пришел в школу» — радостно, грустно, нежно, с иронией,раздраженно, с недоумением, сердито, удивленно, печально, со страхом, ласково,с усталостью. Каждый по очереди произносит, остальные отгадывают.
-Молодцы!
2.Упражнение.
Крик,оскорбление, несправедливость, фырканье, ложь, игнорирование, кидание,толкание.
— Посмотрите наслова на доске и предположите тему сегодняшнего занятия.
Предлагаетпрочитать заглавные буквы в каждом слове, соединить их. Получилось слово<Конфликт>.
— Как вы думаете,какая у нас с вами цель занятия, если тема «Конфликт»? (детипредлагают свои ответы)
— Давайтепопробуем определить — почему люди ссорятся? (дают ответы)
В обсужденииделается вывод о том, что если бы все были одинаковыми, мир был бы скучным инеизменным.
— Мы все разные, поэтомупериодически могут возникать ссоры. Но конфликты — не всегда плохо. Иногда вконфликте рождается истина. Главное — чтобы они не были разрушительными дляхороших отношений с людьми. Сегодня мы будем учиться понимать друг друга иузнаем способы выхода из конфликтной ситуации.
-Итак, что жетакое конфликт? (Ответы детей)
Конфликт- этостолкновение (различных мнений, людей, идей и т. д.)
3.Задание
· Назовите качества характера, которымидолжен обладать человек, чтобы людям с ним было комфортно общаться? Есть у вастакие качества?
· Из-за каких качеств характеравозникают крайние проявления конфликта – ссоры, драки? Есть у вас такиекачества?
— Сейчас я назову качества, а вы подберите противоположные посмыслу, положительные качества:
Грубость — вежливость
ненависть — любовь
обман — доверие
злость — доброжелательность
унижение — уважение
равнодушие – внимательность
— Молодцы!
— Для того, чтобыдело не доходило до ссоры и драки, нужно развивать в себе положительные чертыхарактера и вовремя их применять. Для этого нужно работать над собой.
-Как еще можноразрешить конфликт? Оказывается, при помощи шутки, юмора.
— А теперьпосмотрите на этих осликов.Как им удалось договориться?
-Правильно, онипришли к компромиссу, т.е. договорились мирным путем, приняли решение,устраивающее обе стороны.
Компромисс –мудрое решение, устраивающее обе стороны.
4. Упражнение «Рисунок вдвоем»
— Для выполнения упражнениявам необходимо объединиться в пары. Все действия выполняются по инструкции имолча, т.е. разговаривать с партнером не разрешается.
— Возьмите на двоих один листбумаги и одну ручку, которой будете рисовать, держась за нее вдвоем. Вашазадача, не договариваясь с партнером, нарисовать сюжетный рисунок.
— По окончании работы дайте название своему рисунку. Поблагодарите партнера засовместную деятельность.
Покажите свой рисунок группе. Посмотрите, что нарисовали другие. Есть лисходства у рисунков?
Обсуждение:
· Какие эмоции и чувства вы сейчас испытываете?
· Что помогало и что мешало вам выполнять задание?
· Как вы распределяли функции? Кто из вас был лидером?
· Похоже ли ваше поведение сейчас на то, что обычно происходит свами в группе?
· Готовы ли вы брать на себя ответственность за принимаемое решение?
Какие собственные идеи вам удалось реализовать и что неполучилось?
Вовремя конфликтных ситуаций мы ведем себя по-разному. Выделяют 5 типов поведенияв конфликте.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
Не общаться |
Быть сильным |
Уступить |
Ты – мне, |
Сотрудничествооо |
— Каквы думаете, какую позицию занимаете вы во время ссоры чаще всего?
5.Задание погруппам (раздать ситуации)
-Проверим, умеетели вы находить компромисс. Даны различные спорные ситуации. Попробуйте найтикомпромисс.
Ситуация№ 1. Кто-то из ребят посмеялся над твоимрисунком, сказав, что это – просто мазня.
Ситуация№ 2. Учитель предложил выбрать командира в каждой группе. В однойгруппе голоса разделились, на роль командира претендуют двое.
Ситуация№ 3. Твой друг взял у тебя книгу и обещал вернуть завтра – она нужна науроке, но он забыл ее дома.
Ситуация№ 4. На уроке кто-то настойчиво обратился к тебе с вопросом, тыстал отвечать и учитель сделал вам строгое замечание.
Ситуация№ 5. Подруга (друг) рассказала всему классу секрет, который ты ейдоверил.
Ситуация№ 6. На празднике кто-то занял место рядом с твоим лучшим другом,а вам так хочется сидеть вместе.
-Молодцы! Выумеете находить компромисс! И достойно выйдете из любой ситуации.
— А есть еще такоепонятие — Третейский суд или школьная служба медиации (примирения). В нашейшколе такая служба существует. Если вы не можете разрешить конфликтсамостоятельно, обращайтесь в школьную службу примирения!
-Итак, ребята! Я предлагаю разработать правила бесконфликтного поведения. (Детипредлагают варианты и подписываются).
-В жизнимного конфликтных ситуаций и выходов из них тоже много, но, чтобы остатьсядобрым, вежливым, воспитанным человеком нужно использовать эффективные методы -без драк и оскорблений.
6. Психологический душ (встать в круг, повторяем по строчке)
Я очень собою горжусь!
Я на многое сгожусь!
Покой и улыбку всегда берегу!
Всегда мне помогут и я помогу!
Мы бодры и энергичны! Все дела идут отлично!
Мы согреты солнечным лучиком!
Мы достойны самого лучшего!
Вселенная нам улыбается!
И все у нас получается!
Любая ситуация нам подвластна!
Мир прекрасен и мы прекрасны!
Правилабесконфликтного существования
внашем классе.
1. Будьвежливым, спокойным и честным.
2. Будьдоброжелательным со всеми.
3. Старайсянаходить компромисс в любом спорном деле.
4. Постарайсяпонять другого, поставив себя на его место.
5. Еслиобидел кого-то — извинись.
6. Лучшевместе посмеяться, чем друг с другом поругаться!
№ |
ФИО |
Подпись |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4. |
|
|
5. |
|
|
6. |
|
|
7. |
|
|
8. |
|
|
9. |
|
|
10. |
|
|
11. |
|
|
12. |
|
|
13. |
|
|
14. |
|
|
15. |
|
|
16. |
|
|
17. |
|
|
18. |
|
|
19. |
|
|
20. |
|
|
21. |
|
|
22. |
|
|
23. |
|
|
24. |
|
|
25. |
|
|
26. |
|
|
27. |
|
|
28. |
|
|
29. |
|
|
30. |
|
|
31. |
|
|
Придуманы учениками 5 __ класса
для ежедневного пользования
и вошли в силу с ___________
Положительные черты характера
|
Чувство юмора
|
Компромисс – мудрое решение, устраивающее обе стороны
|
Третейский суд или школьная служба медиации (примирения)
|
