X-PDF

Конкурс Планирование Воспитать человека

Поделиться статьей

МУНИЦИПАЛЬНЫЙЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

«ВОСПИТАТЬЧЕЛОВЕКА»

Номинация«Воспитание в учебной деятельности»

 

 

 

 

 

ПАСПОРТВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

«Испоконвека книга растит человека»

(Духовно-нравственноевоспитание на уроках литературы, родной (русской) литературы)

 

 

 

                                                  Автор воспитательной практики:             

 учительрусского языка и литературы

МКОУСОШ № 11 пос. Нового

БебиховаАнастасия Андреевна

 

 

пос.Новый

2023

Полное название воспитательной практики

Название воспитательной практики

«Испокон века книга растит человека»  (Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы)

Ф.И.О., должность и наименование образовательной организации авторов Практики

Бебихова Анастасия Андреевна

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ № 11 пос. Нового

Актуальность внедрения воспитательной практики

         События, происходящие в России в последние десятилетия, преимущественно коснулись духовно-нравственной сферу жизни общества. Сегодня как никогда актуальны вопросы духовно-нравственного воспитания личности и формирование правильных нравственных установок школьников.

          Школьники чаще, чем взрослые, затрудняются дать правильный ответ на следующие вопросы: «Что такое воспитание? К каким духовно-ценностным ориентирам надо стремиться?» Помощь обучающимся в данном аспекте является сегодня одной из приоритетных педагогических задач. От её решения зависит не только благополучие каждого гражданина, но и благополучие общества в целом.   На уроках литературы, обучающиеся сталкиваются с героями в контексте самых различных исторических эпох. Все они отличаются по своему моральному, социальному и духовному облику. Судьбы и поступки персонажей помогают ребятам выстроить верный жизненный маршрут.

Описание воспитательной практики

           Образовательно-воспитательная практика направлена на развитие моральных качеств личности и воспитание нравственных ценностей посредством чтения и обсуждения произведений искусства. Учебный предмет Литература, Родная (русская) литература среди всех школьных предметов больше всего способствует формированию таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Учитель на уроке литературы помогает школьникам, у которых еще мало жизненного опыта, оценить поведение и поступки персонажей литературных произведений, побуждает их задуматься о своем возможном поведении в подобной ситуации. Ребята, размышляя о различных взаимоотношениях героев книг, об их воспитании, выполняют творческие задания, отвечают на проблемные вопросы, спорят. В результате обучающиеся приходят к выводу о том, какие качества личности помогают человеку в жизни, в общении с друзьями и семьей, а какие мешают, делают его одиноким и несчастным.

Целевая аудитория воспитательной практики

Обучающиеся 5 — 9 классов

Цель и задачи воспитательной практики

Цель: формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся через чтение и анализ художественных произведений на уроках литературы, родной литературы.

Задачи:

— способствовать формированию понимания важности духовно-нравственного воспитания для формирования личности;

— формировать уважительное и внимательное отношение к близким людям, чувство сопереживания и сострадания;

— воспитывать чувство ответственности за свои действия и слова;

— развивать у студентов веру в необходимость сохранения моральных ценностей и уважения к ним.

Технологии, методы реализации воспитательной практики

Педагогические технологии:

1. Личностно-ориентированный подход

2. Проектная деятельность

3. Метод дифференцированного обучения

Методы и формы работы: слово учителя, аналитическая беседа, обсуждение прочитанного, ответы на проблемные вопросы, творческие задания, мини-проекты, обсуждение урока, подготовка презентаций.

Ожидаемые результаты воспитательной практики

На начальном этапе:

— чтобы понять, что такое мораль,

На промежуточной стадии:

— осознавать свою роль в жизни других людей, необходимость проявлять уважение к старшим, быть честным, трудолюбивым;

— понимать, что главными духовно-нравственными ценностями являются любовь, взаимное уважение и поддержка, забота друг о друге.

На заключительном этапе:

— научитесь вести переговоры, слушать и принимать точку зрения другого человека;

— уметь правильно оценивать свои действия и их влияние на других;

 — понимать и выполнять свои обязанности участника общественной жизни, чувствовать ответственность перед государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарийурока родной русской литературы в 6 классе.

Тема:«Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы,кинофильмов, рекламных текстов».

Ходурока

1.Организационныймомент (мотивационный этап)

ЭтапВолшебный Ларец

Ребята,у меня в руках Волшебный ларец. Если открыть его, то внутри можно найтипредмет, который связан с темой нашего сегодняшнего урока. Давайте сделаем это?

(снимаюкрышку, достаю крылья).

Крылья?Ребята, может быть, вы знаете, что в языке «имеет крылья», что бывает крылатым?

Умнички,крылатыми бывают слова и выражения (достаю из коробки надписи «слово»«выражение». Закрепляю магнитами на доске)

2.Этап Актуализация опорных знаний

Сегоднямы поговорим об очень интересной лексической единице. «Крылатые слова ивыражения — …». А почему их так называют «крылатые»? Подсказкой послужат словадревнегреческого поэта Гомера:

…к ней обращенный лицом, устремил он крылатые

 речи;он крылатое слово промолвил.(Гомер)

 (Дело в том, чтоэти выражения были сказаны или написаны кем-то и когда-то, инастолько они оказались удачными, что люди стали их повторять. Так постепенноони вошли в нашу устную и письменную речь. Крылатыми их называют потому,что эти слова, прижившись в языке, словно на крыльях перелетают от человека кчеловеку. Часто крылатыми становятся изречения великих людей,писателей, исторических деятелей)

Агде мы с вами можем встретить их? (в словарях, в литературе, в фильмах, врекламе).

Вотмы и определили тему нашего урока, давайте зафиксируем ее в ваших рабочихлистах «Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы,кинофильмов, рекламных текстов».

Зачастуюмногие считают, что фразеологизмы тоже являются крылатыми выражениями, но этоне так. Давайте вспомним, а что такое фразеологизм.

3.Работа в рабочих листах

Давайтенемножко поиграем. Задание 1. Нам необходимо расшифровать фразеологизм,загаданный на картинке.

Крокодиловыслезы, спать без задних ног, мокрая курица, льет как из ведра, как баран нановые ворота, медведь на ухо наступил, два сапога пара, дело в шляпе

 

4.Открытие нового знания

Фразеологизм- это устойчивое словосочетание, которое выражает свою мысль в переносномсмысле, при этом он не является законченным, то есть мысль обрывается наполовине.

Крылатоевыражение — это афоризм, который в отличии от фразеологизма имеет законченнуюмысль и взят из какого-то авторского произведения.

Фразеологизмы,в отличие от крылатых слов, — устойчивые словосочетания, оборотыречи, выражения, значения которых не складываются из значенийсоставляющих их слов. Это значит, что мы воспринимаем этисловосочетания как одно слово: «бить баклуши» — бездельничать, «проглотитьязык» — молчать. Более того, слова, входящие в состав фразеологизмов,мы не используем в прямом значении. Когда нам говорят:«Не валяй дурака!» — мы перестаём дурачиться,а не поднимаем условного дурака с земли, заканчивая его валяние.

Кстати,установить авторство фразеологизма в большинстве случаевне представляется возможным: как узнать, кто первым «попал впросак» или«развесил уши»?

И крылатыевыражения, и фразеологизмы изучает одна наука — фразеология,а потому фразеологические словари будут включатьи то и другое.

 

Этап5. Мультимедиа

пословицы и поговорки ( не игла шьет, а руки; что посеешь, то и пожнешь;повторенье – мать ученья);

слова литературных героев ( «Остановись, мгновенье!»; «свет мой,зеркальце, скажи…»);

фразы из художественных и мультипликационных фильмов («Птичку жалко!»,«Ну, заяц, погоди!»; «Танцуют все!» «Открывай, сова, медведь пришел»).

-слоганы из рекламных роликов ( «Ты не ты, когда голоден!» Билайн-живи на яркойстороне)

 

Такимобразом, крылатые слова и выражения – это большое богатство, пользоватьсякоторым нужно очень осторожно и умело.

 

 

4.Физминутка.(в парах разыгрывают пантомимы по заданных фразеологизмам: водить за нос,ворон считать, вставлять палки в колёса, бить баклуши)

5.Закреплениеполученных знаний.

Игра3 «Стоп, кадр!»: учащимся предлагаютсяфрагменты из фильмов Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», «Кавказскаяпленница», «Операция «Ы»…», «Бриллиантовая рука». Они должны остановить кадр ,как только услышат знакомое крылатое выражение.

Итогомэтой части работы становится подсчёт баллов, заработанных командами

6.Подведениеитогов (рефлекторный этап).

Словоучителя:

Подводяитоги урока,  скажите, о чем мы сегодня говорили, что вспоминали? Еще разобратимся к эпиграфу, подобранному к сегодняшней теме. Как теперь Вы понимаетеслова Гомера? Изменилось ли Ваше отношение к данным словам?

7.Организационный момент

Урококончен, до свидания!

 

 

 

 

 

 

 


Подберитефразеологизмы к картинкам.

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.27%
НЕТ
39.73%
Проголосовало: 1266

 

s930813_2_5

 

без

мокрая

кот

крокодильи

img18

img2_60

frazeologizmi-3

Виды фразеологизмов, крылатых выражений в русском языке

 

Фразеологические сочетания — устойчивые,но гибкие обороты, смысл которых определяется через отдельные ключевые слова.При этом не ключевые слова можно заменять синонимами. Пример: можно «умирать отлюбви», а можно «умирать от восторга» — смысл обоих словосочетаний понятен.

 

Крылатое выражение — это афоризм, который в отличии отфразеологизма имеет законченную мысль и взят из какого-то авторскогопроизведения.

 

И крылатые выражения,и фразеологизмы изучает одна наука — фразеология, а потомуфразеологические словари будут включать и то и другое

 

 

Отличия фразеологизмов от крылатых выражений

 

Фразеологизмы,в отличие от крылатых слов, — устойчивые словосочетания, оборотыречи, выражения, значения которых не складываются из значенийсоставляющих их слов. Это значит, что мы воспринимаем этисловосочетания как одно слово: «бить баклуши» — бездельничать, «проглотитьязык» — молчать. Более того, слова, входящие в состав фразеологизмов,мы не используем в прямом значении. Когда нам говорят:«Не валяй дурака!» — мы перестаём дурачиться,а не поднимаем условного дурака с земли, заканчивая его валяние.

Кстати,установить авторство фразеологизма в большинстве случаевне представляется возможным: как узнать, кто первым «попал впросак» или«развесил уши»?

 

 

Тема урока

 

 

 

 

… к ней обращенный лицом, устремил он крылатые

 речи; он  крылатое слово промолвил.

(Гомер)

 

 

Ф.И.ученика(цы) ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________________

 

Поледля заметок ( крылатые выражения):____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1076069_1

 

 

 

Мастер-класс

Технологияпроектного обучения как средство формирования общекультурных компетенцийучащихся

Добрыйдень, уважаемые коллеги! Я хотел бы начать свое выступление с простого вопросак вам: Все ли помнят девиз нашего конкурса? (Учиться иассимилироваться). Отлично, в рамках моего мастер-класса я хотел бы дополнитьэто утверждение следующим образом: Учить, учиться и учить, чтобы учиться.В чем разница?

Научитьсяучиться — значит найти тот интерес, в котором ребенок хочет развиваться. Ясчитаю, что без этого все остальные методы и технологии бессмысленны.

Этотдевиз для меня более актуален, чем когда-либо, потому что сегодня мойпреподавательский стаж составляет всего 1 год. Но, тем не менее, в своей работея постоянно учусь, включаю в свою работу соответствующие педагогическиетехнологии, и самой эффективной из них стала технология проектного обучения.

Каквы думаете, что такое проект? (-На самом деле, правильного ответа нет. Но считается,что это набор действий, направленных на достижение конкретной цели).

Проектнаядеятельность студентов — это вид образовательной деятельности, основной задачейкоторой является проектный способ достижения цели путем решения конкретнойпроблемы в условиях ограниченного времени и ресурсов, который заканчиваетсяпрактическим результатом в виде проекта. Проектная деятельность предполагаетсамостоятельное приобретение знаний студентами в процессе решения практическихзадач, требующих интеграции компетенций из разных предметных областей.

Целипроектного обучения

Основнаяцель проектного обучения — научить детей находить решения без вмешательствавзрослого. Учитель лишь мотивирует и направляет ребенка, в случае необходимостиподсказывает, где найти нужную информацию.

Кромеосновной, у метода проектного обучения есть и другие цели:

•создавать мотивацию к обучению;

•привлекать каждого члена группы к самостоятельной работе;

•совершенствовать познавательные, организаторские, профессиональные и другиеспособности учащихся;

•повышать самооценку детей;

•развивать системное, критическое и аналитическое мышление;

•учить использовать полученные знания для решения, в т.ч. практических жизненныхзадач.

Эффективностьпроектного обучения заключается в том, что учащиеся мотивированы насамостоятельную работу и поиск информации в разных источниках от библиотек доинтернета. Они учатся распределять время и работать с полученными данными,организуют работу в группах и приобретают навыки коллективного илииндивидуального принятия решений.

Проектнаядеятельность состоит из нескольких этапов, в каждом из которых учитель и учениквыполняют определенные действия.

1этап. Подготовка

Педагогвыбирает интересные темы, а затем обсуждает их вместе с учащимися. Вместе ониделают выбор в пользу одной из них, если это групповой проект. Ребята могут исами предложить актуальную для них тему.

Затемучитель разделяет тему на подтемы, из которых вновь нужно выбрать интересующую.

Класссамостоятельно делится на подгруппы, однако преподаватель может распределитьучеников так, как считает нужным.

Учительищет подходящую литературу и другие источники информации, ставит вопросы,требующие ответа. По желанию ученики принимают в этом участие.

Учительили учащиеся принимают решение по поводу оформления результатов работы.

2этап. Разработка проекта

Ученикиактивно работают над проектом, а учитель мотивирует, направляет и консультируетпо любым возникающим вопросам. Этот период занимает больше всего времени.

3этап. Оформление итогов

Оформлениерезультатов проекта в соответствии с принятыми ранее правилами. Это может бытьдоклад, макет, презентация и пр.

4этап. Презентация

Демонстрацияитогов работы над проектом перед учителем, родителями, учениками других классовили школ. Может проходить в игровой форме. Учащиеся рассказывают, какие приемыиспользовали для получения информации, с какими проблемами столкнулись, чемунаучились и к каким выводам пришли, показывают результат работы.

5этап. Рефлексия

Учительи ученики оценивают проделанную работу, делятся впечатлениями, обсуждают иставят оценки.

•Важную роль играет определение параметров оценки. Как правило, критерии оговариваютсяперед началом работы над проектом, понятны участникам и не превышают 10пунктов.

Педагогиотмечают, достигнута ли цель проекта, полностью ли раскрыта тема и каковасоциальная значимость проведенной работы. Также важны доступность изложения, умениеученика ответить на вопросы по теме и влияние проекта на развитие его личности.

Чтобыпроектное обучение приносило пользу и отвечало поставленным задачам, необходимаправильная подготовка как учителей, так и учеников. Это должен быть целостныйсистемный подход.

Педагогперестает быть просто источником знаний, а становится организатором икоординатором исследовательской работы. Он поддерживает учеников на каждомэтапе работы над проектом, создает творческую среду, стимулирует постоянноеличностное развитие.

Рамкимоей проектной деятельности вместе с обучающимися были определены 2022 годом,объявленным Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Ядумаю, каждый из присутствующих здесь согласен, что педагогу необходимо иметьдостаточно высокий уровень общекультурных навыков и умений. Нам с вамиприходится общаться с людьми разного возраста, разных профессий, взглядов,национальностей и даже конфессий.

Ребятамбыл предложен проект «Люди разные, а страна одна». (ролик о Ставропольскомкрае). Класс – многонациональный (русские, армяне, корейцы, азербайджанцы,цыгане).

Цель:Формирование у обучающихся чувства толерантности, интереса и уважения к другимнациональным культурам. Воспитание патриотизма, чувства общности, дружбы иединства с людьми различных национальностей.

Задачи.

1.Обобщить и расширить знания обучающихся о традициях, обычаях, праздниках, играхнародов России.

2.Формировать культуру межличностного взаимодействия обучающихся в школе.

3.Развивать творческие способности обучающихся посредством приобщения к различнымвидам деятельности.

4.Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать,наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.

5.Развивать способность организации действия в процессе поиска информации повыбранной теме, в художественно-продуктивной деятельности.

6.Воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей.

7.Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Ожидаемыйрезультат: обучающиеся, должны иметь представление о России как омногонациональной стране, ознакомиться с некоторыми традициями разныхнародностей, умеющие творчески применять полученные знания, умения, навыки вигровой, художественно-продуктивной деятельности; владеть исследовательскиминавыками, наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигатьгипотезы, делать выводы, уметь выступать перед аудиторией, любить родной край,уважительно относиться к культуре и обычаям других народностей, к сверстникам.

Проблема:Мы мало знаем о культуре, традициях разных народов, проживающих на территорииРоссии.

Реализацияпроекта

Подготовительныйэтап.

1.Выберите литературу для обзора.

2.Подготовьте мультимедийные презентации.

3.Подготовьте материал для художественной и продуктивной деятельности.

Главнаясцена.

Познавательнаядеятельность.

1.Беседы Россия — наша Родина, Народы России.

2.Информационные сообщения о Беларуси.

3.Беседа и просмотр иллюстраций Национальные костюмы народов России

Художественно-эстетическаядеятельность.

 1.Костюмы.

 2.Песни, стихи, проза.

 3.Национальные блюда.

Художественнаяи продуктивная деятельность.

1.Конструирование из бумаги Национального головного убора

2.Рисунок Моя родина — Россия.

3.Рисунок Национальный костюм моего народа.

Заключительныйэтап.

 Презентацияпроекта – досуга Мы живем в мире, дружбе.

Отчето реализации проекта Многонациональная Россия.

Россия- многонациональное государство, поэтому с дошкольного возраста необходимоприобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному,доброму отношению к представителям других культур. Задача современногообразовательного учреждения состоит в том, чтобы учащиеся не только выходили изего стен с определенным объемом знаний, умений и навыков, но и былинезависимыми, творческими, любознательными людьми, основой жизненной позициикоторых является толерантность. В ходе бесед с детьми мы выяснили, что нашиученики обладают недостаточными знаниями о традициях, обычаях, культуре какрусского народа, так и своего родного народа.

Цель:Формирование у учеников, интереса и уважения к другим национальным культурам;воспитание патриотизма, чувства общности, дружбы и единства с людьми различныхнациональностей.

 Задачи

1.Обобщить и расширить знания о традициях, обычаях, праздниках, играх народовРоссии.

2.Формировать культуру межличностного взаимодействия.

3.Совершенствовать исследовательские навыки: уметь анализировать, сравнивать,наблюдать, обобщать, делать выводы.

4.Развивать способность организации поиска информации по выбранной теме, вхудожественно-продуктивной деятельности.

5.Воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей.

6.Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Результатреализации проекта. Подводя итог работы в проекте, мы можем сказать, чтообучающиеся, имеют представление о традициях, обычаях, праздниках народовРоссии. Они с уважением относятся к ним. Они умеют творчески применятьполученные знания, умения, навыки в художественно-продуктивной деятельности.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.27%
НЕТ
39.73%
Проголосовало: 1266

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.27% НЕТ 39.73% Проголосовало: 1266


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.27% НЕТ 39.73% Проголосовало: 1266


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.27% НЕТ 39.73% Проголосовало: 1266


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.27% НЕТ 39.73% Проголосовало: 1266


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.27% НЕТ 39.73% Проголосовало: 1266


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет