Конкурсно– игровая программа «Мой родной язык»
Цель:
Познакомитьучащихся с малоизвестным праздником – Международным днем родного языка; вызватьинтерес к изучению и сохранению родного языка, воспитать уважение к культуре итрадициям своего народа; развивать стремления быть терпимыми в обществе людей;способствовать развитию устной речи учащихся.
Воспитыватьпатриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторскоеискусство, раскрывать таланты ребят.
Формироватьбережное отношение к родному языку, чувство принадлежности к своим предкам,народу, культуре.
Ходмероприятия:
Учащиеся входятпод песню Григория Гладкова «Песня о русском языке»
Ведущий:Нашу планету населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до такихвеликанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. Подобнонашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. При помощиязыка люди передают свои мысли, желания, чувства. Все, что люди совершают вмире, совершается при помощи языка. Без него нельзя работать, немыслимо ни нашаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство, жизнь.
Сегодня мыпоговорим о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля –Международный день родного языка! Он был учрежден в 1999 году.
Учащиеся:
1. Ялюблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…
2. Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Ведущий: ВМеждународный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждыйиз них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждыйпредставляет живое наследие, которое нам следует оберегать.
Учащиеся 2 класса:
1. Язык нашпрекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
2. В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
3. Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Ведущий: В Российской Федерациигосударственный язык – русский. День родного языка в России – это не простопраздник, это повод выразить благодарность всем, кто творил историю русскойречи и совершенствовал ее. Мы должны быть признательны ученым-просветителям,которые создали первый букварь, первый алфавит, первые великие произведения.
Болеетысячи лет назад славянские книжники братья Кирилл и Мефодий стали авторамипервого славянского алфавита.
Когда мывпервые приходим в школу, нам вручают замечательную книгу – азбуку.
— Знает ликто из участников, как произошло это название?
–Действительно, слово «азбука» произошло от названия двух первых буквдревнерусского алфавита «аз» и «буки». В старину грамоте учили по церковнымкнигам. В церковно-славянской азбуке буквы назывались не так как теперь.
Итак,внимание! 1-е задание: «Аз и буки – начало всей науки».
– Сейчасна слайде вы увидите древнерусскую азбуку. Ваша задача в течение 1 минутызапомнить, как можно больше названий букв и воспроизвести их.
Ведущий: Кажется, сейчас выдогадываетесь, как нелегко было учиться детям в старину. Недаром сложились внароде пословицы: «Азбуку учат, во всю избу кричат», «Аз, буки – бери указку вруки; фита, ижица – плетка близится», «Аз, буки и веди страшат, как медведи».
— Помимотрудных названий букв, сложность учебы была еще в том, что при обучении чтениютребовалось сначала называть буквы первого слога, затем – второго и т.д., потомслоги складывались в слово. Например, слово КНИГА читалось так: како, наш, иже–КНИ, глаголь, аз –ГА – книга.
Вот как обэтом рассказывается в шуточном стихотворении Н. Кончаловской
«Какцерковный грамотей в старину учил детей»
В старинуучились дети-
Ихучил церковный дьяк,
Приходилина рассвете
И твердилибуквы так:
А да Б –как Аз да Буки,
В – какВеди, Г – Глаголь.
И учительдля науки
Посубботам их порол.
Вот какойчудной вначале
Нашаграмота была!
Вот какимпером писали
– Изгусиного крыла!
Этот ножне без причины
Называют«перочинным»:
Очиняли имперо,
Если небыло остро.
Труднограмота давалась
Нашимпредкам в старину,
А девицамполагалось
Не учитьсяничему.
Обучалисьлишь мальчишки.
Дьяк суказкою в руке
Нараспевчитал им книжку
Наславянском языке.
Задание2-е «Не для муки, а для науки»
– Сейчасна слайде вы увидите названия древнерусских букв. Нужно сложить их в слова. Ктобыстрее прочтет, поднимает сигнал «!». На слайдах появляются слова, сменяющиесяпо мере прочтения:
ша, како,он, люди, аз ( ШКОЛА)
буки, ук,како, веди, аз ( БУКВА)
реци, он,добро, иже, наш, аз (РОДИНА)
ук, червь,есть, наш, иже, како ( УЧЕНИК )
червь,есмь, люди, он,веди, есмь, како ( ЧЕЛОВЕК)
Глагол,реци, аз, мыслите, он, твердо, аз (ГРАМОТА)
Ведущий: Мы с вами окунулись в старину. А теперьвернемся в наш век.
Язык, накотором мы с вами говорим, очень красив и богат. На русском языке говорят нетолько русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Но, чтобыувидеть, насколько красив и богат наш язык, надо его хорошо знать. Не секрет,что «Русский язык» считается одним из самых трудных школьных предметов. А мыпостараемся доказать, что обучение русскому языку может быть интересным,увлекательным и занимательным.
Сегоднямы проведем конкурсно – игровую программу «Мой родной язык».
Жюри(представить):
2команды (название, капитан)
Ведущий: А чтобыработать командой, нужно знать некоторые правила:
Работать дружно,все вместе;
Уметь выслушатьсвоего товарища;
Не обижатьтоварища, который сделал ошибку;
Не смеяться надкомандой, которая проигрывает;
Не злиться, есливы проиграете.
Первый конкурс «Слово-змейка».
За1 минуту нужно записать на листке слова в таком порядке, чтобы второе словоначиналось с последней буквы первого слова (например, адрес-салют-тетрадь).Имена сущ. в ед.ч.
Второйконкурс «Буквызаблудились».
Пример: Гром былтихий, молчаливый.
Колпачок носилкрасивый. (гном)
№ 1. Мы пришли наогород,
Смотрим: кепка тамрастет. (репка)
№ 2. Нарушаятишину,
Воют вилки наЛуну. (волки)
№ 3. Пышка любитгрызть зерно, –
Очень вкусное оно!(мышка)
№ 4. Утром бабушкак рубашке
Прибивала мнекармашки. (пришивала)
Третий конкурс «Работа надсловарными словами»
— А сейчас мы с вами вспомним некоторые словарные слова и запишемих на листке.
Словарные слова — это отгадки на заданные загадки.
1. Я землю копала –
Ничуть не устала
А кто мной копал,
Тот, и устал. (Лопата)
2. Если дождик, мы не тужим –
Бойко шлепаем по лужам,
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять. (Сапоги)
3. В поле родился,
На заводе варился,
На столе в стакане,
Быстро растворился. (Сахар)
4. Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке —
Зеленые прядки. ( Морковь)
5. Жил – был маленький щенок
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая… ( собака)
6. Птичка – невеличка
Хочет сделать шажок —
Получается — прыжок. (Воробей)
Четвертый конкурс «Буквырассыпались»
— Нужно собрать слова на заданную тему из «рассыпанных» букв.
Пример: Женское имя.
НАОКАС (Оксана)
1. Мужское имя.
ИМАХИЛ (Михаил)
2. Животное.
РЕЗАБ (Зебра)
3. Орудие труда.
ОТПОР (Топор)
4. Мебель
ТУСЛ (Стул)
Пятый конкурс «Слова играют впрятки».
Разминка: хлев (лев), коса (оса), щель (ель), забор (бор), столб (стол).
Задание: найтислова, которые спрятались.
Присмотрись кслову и ответь на вопрос:
Что за полем, гдерастёт гречка? (речка)
Какое блюдоготовит стряпуха? (уха)
Какой цветоквручили чемпиону? (пион)
Кто напугалжужелицу? (уж)
Шестой конкурс «Крылатыевыражения».
Заменить фразеологические обороты словами – синонимами.
Например: рукой подать (близко).
В час по чайной ложке (медленно).
Кожа да кости (худой).
Вовесь дух – (быстро).
Рукойподать – (близко).
Прикуситьязык – (замолчать).
Оказатьсяу разбитого корыта – (остаться ни с чем).
Крокодиловыеслёзы – (фальшивые, неискренние, лицемерные).
Знатьна зубок – (наизусть, на память).
Пропуститьмимо ушей – (не обратить внимания, игнорировать).
Сломяголову – (стремительно).
Седьмой конкурс «Разгадай ребус»
Пример: ТЕМ+НОЖ – Ж=ТЕМНО
ТЕ+ПЛОТ – Т=ТЕПЛО
МОРЖ – РЖ +РОЗА – А=МОРОЗ
РАК – К + БОЧКА – КА + ИЙ =РАБОЧИЙ
ПЕ + РЕМЕНЬ – Ь + А = ПЕРЕМЕНА
ГЛАЗ – АЗ + О + БУСЫ – Ы = ГЛОБУС
ТЕЛО – О + ЕЛЬ – ЛЬ + ВИЗА – А +ОР =ТЕЛЕВИЗОР
Восьмой конкурс «Нужно не толькознание, но и внимание»
Если я называю имя существительное в единственном числе, выхлопаете в ладоши. Если во множественном числе – поднимаете руки вверх.
Тетрадь, карандаши, ведро, дети, пальто, человек, тигры, слова,кенгуру, мука, молоко, сани.
Девятыйконкурс «Загадка, загаданная пословицей»
1. Кто в ней не бывал, красоты не видал. Она – что гранит, никто еене победит. Она слезам не верит. О каком городе так говорят? (Москва)
2. Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Ондо Киева доведет. О каком органе полости рта речь? (Язык)
3. Человек без них, что дерево без корней. Они познаются в беде. Неимей сто рублей, а имей сто их. (Друзья)
4. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; еговсюду суют, вмешиваясь, не в свое дело. (нос)
Десятыйконкурс «Блиц-опрос»
1. Назовите православных святых, которые придумали древнерусскуюазбуку? (святые Кирилл и Мефодий)
2. Сколько было букв?
3. Сколько букв в русском алфавите?
4. Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)
5. Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно илираздельно? (раздельно)
6. Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
7. Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)
8. Как называются главные члены предложения? (подлежащее исказуемое)
9. Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
10.Сколько падежей в русском языке?
11.Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»?(«Мойдодыр» К.И.Чуковский )
12.Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)
13.Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).
14.Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
15.Предприятие, где делают машины (завод)
16.Место, где продают билеты (касса)
17.Дорога, покрытая асфальтом. (шоссе)
18.Аппарат для полета в космос (ракета)
19.Главный город в стране (столица)
20.Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»?(бездельничать)
21.Закончите пословицу: «терпение и труд …? (все перетрут)
Ведущий: Вот и подошло кконцу наше мероприятие, посвящённое Международному дню родного языка. Давайтедадим еще минутку нашему жюри подсчитать баллы и подвести итог.
Учащиеся:
1. Роднойязык!
Он сдетства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На немклялась я в верности упрямой,
Икаждый вздох понятен мне на нем.
2. Родной язык!
Ондорог мне, он мой,
На немветра в предгорьях свищут,
На немвпервые довелось услышать
Мнелепет птиц зеленою весной…
Ведущий: Любите русскийязык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!
А сейчаспопросим жюри огласить результаты.
Дорогиеребята! Вы все сегодня доказали, что любите русский язык и хорошо его знаете.Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вылогично рассуждаете. Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед!
№ 1. Мы пришли наогород,
Смотрим: кепка тамрастет.
№ 2. Нарушаятишину,
Воют вилки наЛуну.
№ 3. Пышка любитгрызть зерно, –
Очень вкусное оно!
№ 4. Утром бабушкак рубашке
Прибивала мнекармашки.
№ 1. Мы пришли наогород,
Смотрим: кепка тамрастет.
№ 2. Нарушаятишину,
Воют вилки наЛуну.
№ 3. Пышка любитгрызть зерно, –
Очень вкусное оно!
№ 4. Утром бабушкак рубашке
Прибивала мнекармашки.
Присмотриськ слову и ответь на вопросы:
Что за полем, гдерастёт гречка?
Какое блюдоготовит стряпуха?
Какой цветоквручили чемпиону?
Кто напугалжужелицу?
Присмотриськ слову и ответь на вопросы:
Что за полем, гдерастёт гречка?
Какое блюдоготовит стряпуха?
Какой цветоквручили чемпиону?
Кто напугалжужелицу?
ТЕ+ПЛОТ – Т=
МОРЖ – РЖ +РОЗА – А=
РАК – К + БОЧКА – КА + ИЙ =
ПЕ + РЕМЕНЬ – Ь + А =
ГЛАЗ – АЗ + О + БУСЫ – Ы =
ТЕЛО – О + ЕЛЬ – ЛЬ + ВИЗА – А +ОР =