Тема: Человек какдуховное существо.
Цели: обеспечитьусвоение отличительных свойств человека как духовного существа; формированиеморальных, ценностных ориентаций личности; развитие умения выделять главное приработе с учебным текстом над решением проблемно-поисковой задачи.
Д/З: параграф 4, в/з №7,8
Мини-контрольнаяработа на 7’:
1. Теории происхождениячеловека.
2. Человек и смысл жизни.
1. Духовный мирчеловека.
Эпиграф: Высокая душа при малейшем случаестремиться к добродетели, душа низкая не иначе как ползком идет к своемудолгу. /Конфуий/
— Как вы можетеобъяснить, что такое «духовность»? что значит «человек – существо духовное»?
Духовность — личное качество человека, обладающего богатым духовныммиром.
Духовный – бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; всеотносящееся к Богу, церкви, вере; все, относимое к душе человека, всеумственные и нравственные силы его, ум и воля. /Даль В. Толковый словарь живоговеликорусского языка./
— Правильно ли живетчеловек, чтобы считать себя духовным существом? Послушайте притчу и ответьте наэтот вопрос.
Однажды Сократ сосвоими учениками шел по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия. Увидевший этовладелец увеселительного заведения спросил у философа:
— Сократ, что тытак стараешься? Посмотри, стоит мне только поманить твоих учеников, как онигурьбой пойдут ко мне.
На что Сократответил:
— Конечно, потомучто ты зовешь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания.
— В чем проявляетсябездуховность?
С раннего возраста мыслышим, что какие-то поступки хорошие, а какие-то плохие. Нас приучали кморальной оценке своего поведения.
Задание: запишите,какие качества присущи духовному существу. Составьте словесный портрет такогочеловека. Можно работать с материалом учебника на стр. 36. Но вначалепослушайте слова Достоевского.
Ф.М.Достоевскийписал: «Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека… ибострах как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того: мыслителипровозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вдруг сделаютсясчастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если быэтот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились быникакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой-то неустанной дисциплине инепрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин ».
Обсуждение: качествадуховного человека.
ДУХОВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ
знания о природе, обществе, человеке, самом себе |
вера в истинность своих убеждений |
убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех сферах |
чувства и эмоции выражающие отношения человека с природой и обществом |
потребности в познании мира |
способность к различным формам социальной деятельности |
ценности, лежащие в основе отношения человека к миру, себе, придающие смысл его деятельности |
цели, которые человек сознательно ставит перед собой |
КРИТЕРИИ ДУХОВНОЙКУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ:
1. Активное творческоеотношение к жизни.
2. Готовность к самоотдаче исаморазвитию.
3. Постоянное обогащениесвоего духовного мира.
4. Избирательное отношение кисточникам информации.
5. Система ценностныхориентаций.
2. Духовныеориентиры личности: мораль, ценности, идеалы.
Говоря о духовноммире личности мы сталкиваемся с такими понятиями как «мораль», «ценности»,«идеалы».
Что такое мораль? (Применяется прием методики развития критического мышления – «корзина идей».Учащиеся наговаривают все, что знают о морали.)
Определение морали –стр. 37 учебника, абз. вверху.
Как формируютсяморальные нормы? – поиск ответа на стр. 37 абз.1-5.
Источник – деятельность и заповеди великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа, Мухаммеда |
Формируются естественно, историческим путем, их жизненной практики. |
Мораль содержитнормы, идеалы, ценности, категории.
Работа по группам:
1. сообщение о моральныхнормах (сравнение золотого правила и категорического императива). (материалучебника на стр. 37, абз. 6 – стр. 38 а.вверху)
2. сообщение о понятии«идеал». (стр.38 абз.2)
3. сообщение о понятии«ценности» (стр. 38 абз. 2 – 39 а.5).
4. сообщение о понятии«категории» (стр. 38 а.4 – 39 а.3).
— Формируются линравственные начала в человеке стихийно или их необходимо формироватьсознательно? Роль самовоспитания в этом процессе?
Предложить прочитатьсказку – см. стр.68-69 из методички «Степаненко. Обществознание 10 кл.поурочные планы по уч. Боголюбова Ч.1.».
Ф. Достоевский: «Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе исобственную ложь свою слушающий до того доходит, что уже никакой правды ни всебе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе, и кдругим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занятьсебя и развлечь, предается страстям и грубым слабостям и доходит до скотства впороках своих, а все от беспрерывной лжи к людям и себе самому».
3.Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Важным элементомдуховного мира человека является его мировоззрение.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: стр.40-41 (а. последний – а.2).
Мировоззрение – этосовокупность взглядов человека на мир в целом, которые выражают отношениечеловека к этому миру.
Мировоззрение носитисторический характер: каждой исторической эпохе присущ свой уровень знаний,свои ценности, свои взгляды: мировоззрение.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
Эпоха |
На чем основано |
В виде чего проявлялось |
Первобытное общество |
На идеалах рода, традициях; эмоциональное начало. |
Мифологическое мировоззрение, наделение окружающей природы чертами живого существа |
Античность |
Попытки проникнуть в тайны «природы и космоса» |
Появление философии как концентрации специальных и общедуховных знаний |
Средневековье |
Священное писание, традиционализм |
Теология |
Новое время |
Вера в разум, знание, науку |
Появление научного мировоззрения, рационализма, философии |
Со второй половины XX века. |
Человек и его проблемы, планетарное мышление |
Гуманизм |
КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
1 подход (стр.41а.6):
ТИПЫМИРОВОЗЗРЕНИЙ
Теоцентризм |
Природоцентризм |
Антропоцентризм |
Социоцентризм |
Наукоцентризм |
2 подход (стр.41а.последний – 43 а.3).
ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙ
Обыденное |
Религиозное |
Научное |
Гиманистическое |
Возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека — и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента ми-ровой культуры — и в этом его слабость
|
Мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и др. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей. Слабая сторона религиозного мировоззрения — проявление иногда непримиримости к другим жизненным позициям. Большую опасность, особенно в современных условиях, представляет фундаментализм — религиозный экстремизм, фанатизм. Религиозному мировоззрению свойственно недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование
|
Включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания. Но научное мировоззрение также имеет достоинства и недостатки. К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что изучение духовного мира человека еще не заняло в науке подобающего ему места.
|
Человек, человечество, человечность — это поистине глобальная проблема настоящего, и будущего. Разработка данной триады — задача неисчерпаемая, но ее неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современного поиска, призванного обогащать мировоззрение. Во главу угла высшие ценности: человек, его жизнь, права, свободы. |
Роль мировоззрения вжизни человека: ( стр. 43 а. 5 – стр. 44)