X-PDF

Конспект Человек как духовное существо (10 класс)

Поделиться статьей

Тема: Человек какдуховное существо.

Цели: обеспечитьусвоение отличительных свойств человека как духовного существа; формированиеморальных, ценностных ориентаций личности; развитие умения выделять главное приработе с учебным текстом над решением проблемно-поисковой задачи.

Д/З: параграф 4, в/з №7,8

Мини-контрольнаяработа на 7’:

1.      Теории происхождениячеловека.

2.      Человек и смысл жизни.

 

1. Духовный мирчеловека.

Эпиграф:  Высокая душа при малейшем случаестремиться к добродетели, душа низкая не иначе как ползком идет к своемудолгу.  /Конфуий/

— Как вы можетеобъяснить, что такое «духовность»? что значит «человек – существо духовное»?

Духовность  — личное качество человека, обладающего богатым духовныммиром.

Духовный – бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; всеотносящееся к Богу, церкви, вере; все, относимое к душе человека, всеумственные и нравственные силы его, ум и воля. /Даль В. Толковый словарь живоговеликорусского языка./

 

— Правильно ли живетчеловек, чтобы считать себя духовным существом? Послушайте притчу и ответьте наэтот вопрос.

 Однажды Сократ сосвоими учениками шел по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия. Увидевший этовладелец увеселительного заведения спросил у философа:

— Сократ, что тытак стараешься? Посмотри, стоит мне только поманить твоих учеников, как онигурьбой пойдут ко мне.

На что Сократответил:

— Конечно, потомучто ты зовешь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания.

— В чем проявляетсябездуховность?

 

С раннего возраста мыслышим, что какие-то поступки хорошие, а какие-то плохие. Нас приучали кморальной оценке своего поведения.

Задание: запишите,какие качества присущи духовному существу. Составьте словесный портрет такогочеловека.  Можно работать с материалом учебника на стр. 36. Но вначалепослушайте слова  Достоевского.

Ф.М.Достоевскийписал: «Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека… ибострах как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того: мыслителипровозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вдруг сделаютсясчастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если быэтот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились быникакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой-то неустанной дисциплине инепрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин ».

Обсуждение: качествадуховного человека.

ДУХОВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ

знания о природе, обществе, человеке, самом себе

вера в истинность своих убеждений

убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех сферах

чувства и эмоции выражающие отношения человека с природой и обществом

потребности в познании мира

способность к различным формам социальной деятельности

ценности, лежащие в основе отношения человека к миру, себе, придающие смысл его деятельности

цели, которые человек сознательно ставит перед собой

КРИТЕРИИ ДУХОВНОЙКУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ:

1.      Активное творческоеотношение к жизни.

2.      Готовность к самоотдаче исаморазвитию.

3.      Постоянное обогащениесвоего духовного мира.

4.      Избирательное отношение кисточникам информации.

5.      Система ценностныхориентаций.

 

2. Духовныеориентиры личности: мораль, ценности, идеалы.

Говоря о духовноммире личности мы сталкиваемся с такими понятиями как «мораль», «ценности»,«идеалы».

Что такое мораль? (Применяется прием методики развития критического мышления – «корзина идей».Учащиеся наговаривают все, что знают о морали.)

Определение морали –стр. 37 учебника, абз. вверху.

Как формируютсяморальные нормы? – поиск ответа на стр. 37 абз.1-5.

 

Источник – деятельность и заповеди великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа, Мухаммеда

Формируются естественно, историческим путем, их жизненной практики.

Мораль содержитнормы, идеалы, ценности, категории.

Работа по группам:

1.      сообщение о моральныхнормах (сравнение золотого правила и категорического императива). (материалучебника на стр. 37, абз. 6 – стр. 38 а.вверху)

2.      сообщение о понятии«идеал». (стр.38 абз.2)

3.      сообщение о понятии«ценности» (стр. 38 абз. 2 – 39 а.5).

4.      сообщение о понятии«категории» (стр. 38 а.4 – 39 а.3).

— Формируются линравственные начала в человеке стихийно или их необходимо формироватьсознательно? Роль самовоспитания в этом процессе?

Предложить прочитатьсказку – см. стр.68-69 из методички «Степаненко. Обществознание 10 кл.поурочные планы по уч. Боголюбова Ч.1.».

Ф. Достоевский: «Главное, самому себе не лгите.  Лгущий самому себе исобственную ложь свою слушающий до того доходит, что уже никакой правды ни всебе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе, и кдругим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занятьсебя и развлечь, предается страстям и грубым слабостям и доходит до скотства впороках своих, а все от беспрерывной лжи к людям и себе самому».

Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

 

3.Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Важным элементомдуховного мира человека является его мировоззрение.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: стр.40-41  (а. последний – а.2).

Мировоззрение – этосовокупность взглядов человека на мир в целом, которые выражают отношениечеловека к этому миру.

Мировоззрение носитисторический характер: каждой исторической эпохе присущ свой уровень знаний,свои ценности, свои взгляды: мировоззрение.

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Эпоха

На чем основано

В виде чего проявлялось

Первобытное общество

На идеалах рода, традициях; эмоциональное начало.

Мифологическое мировоззрение, наделение окружающей природы чертами живого существа

Античность

Попытки проникнуть в тайны «природы и космоса»

Появление философии как концентрации специальных и общедуховных знаний

Средневековье

Священное писание, традиционализм

Теология

Новое время

Вера в разум, знание, науку

Появление научного мировоззрения, рационализма, философии

Со второй половины XX века.

Человек и его проблемы, планетарное мышление

Гуманизм

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

1 подход (стр.41а.6):

ТИПЫМИРОВОЗЗРЕНИЙ

 

Теоцентризм

Природоцентризм

Антропоцентризм

Социоцентризм

Наукоцентризм

 

2 подход (стр.41а.последний – 43 а.3).

ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙ

 

Обыденное

Религиозное

Научное

Гиманистическое

Возникает в жизни человека в процессе его личной прак­тической деятельности, поэтому его иногда называют жи­тейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, осо­бенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Обыденное мировоззрение опирается на непосред­ственный жизненный опыт человека — и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента ми-ровой культуры — и в этом его слабость

 

Мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духов­ной культуры, как Библия, Коран, священные книги будди­стов, Талмуд, и др.

Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребно­стями человека, стремление дать человеку веру в возмож­ность достижения поставленных целей. Слабая сторона религиозного мировоззрения — проявление иногда непримиримости к другим жизненным позициям. Большую опасность, особенно в современных условиях, представляет фундаментализм — религиозный экстремизм, фанатизм. Религиозному мировоззрению свой­ственно недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование

 

Включает в себя научную картину мира, обобщенные ито­ги достижений человеческого познания, принципы взаи­моотношений человека с естественной и искусственной средой обитания.

Но научное мировоззрение также имеет достоинства и не­достатки. К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и со­циальной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что изучение духовного мира человека еще не заняло в науке подобающего ему места.

 

Человек, человечество, человечность — это поистине гло­бальная проблема настоящего, и будущего. Разработка данной триады — задача неисчерпаемая, но ее неисчерпае­мость требует не отстранения, а настойчивости в ее реше­нии. Это и является доминантой современного поиска, призванного обогащать мировоззрение. Во главу угла высшие ценности: человек, его жизнь, права, свободы.

Роль мировоззрения вжизни человека: ( стр. 43 а. 5 – стр. 44)

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет