Групповой тренинг дляродителей и детей с ОВЗ
«Счастливы вместе»
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее дети сОВЗ) – это особенные дети, требующие большого внимания, заботы и любви. Ребёнокс ОВЗ, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет весь ход жизни семьи. Признание у ребёнка дефектов развитияпочти всегда вызывает у родителей тяжёлое стрессовое состояние. Меняютсяпсихологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка,столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множествотрудностей. Поэтому данной категории родителей необходима психолого-педагогическаяподдержка и помощь. Групповой психологический тренинг является хорошим способомоказать необходимую психолого-педагогическую поддержку и помочь даннойкатегории родителей.
Совместные игровые занятия родителей и детей помогают снятьэмоциональное напряжение в семье, развивают у детей социальные навыки общения,учат родителей и детей настраиваться друг на друга.
Цель тренинга: гармонизация отношений родителей и детей с ОВЗ, повышениепедагогической компетентности родителей, помочь родителям и детям ощутитьудовольствие от совместной деятельности, помощь семьям по адаптации и включениидетей с ОВЗ в общество.
Задачи:
— повысить жизненный тонус родителей и детей;
— научить родителей эффективным способам взаимодействия сребёнком;
— сформировать адекватную самооценку у родителей и детей;
— развить у детей навыки социального общения; — Научить родителей и детей действоватьсогласованно;
— развить у детей координацию движений. отсталости).
Методы иформы работы: психологическиеигры и упражнения, работа в парах и малых группах.
Учитель-логопед: Здравствуйте, дорогиеребята и уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас. Сегодня мы проводим детско- родительский тренинг «Счастливывместе». Мы будем вас учить лучше понимать друг друга, радоваться совместнойдеятельности и успехам. Сегодня мы хотели быпоговорить с вами о счастье. Как вы думаете, что такое счастье? (ответыучастников).
Итак, счастье– это состояние внутреннего комфорта, который мы сами себе создаем. И нам оченьхочется надеяться, что наша встреча поможет вам ощутить это счастье.
Правила проведения нашего тренинга таковы:
у нас сегодня нельзя скучать, лениться, расстраиваться, обижаться, грустить.
У нас сегодня можно: веселиться, общаться, ошибаться, задавать вопросы, бытьактивным.
Педагог-психолог: Самое время нам познакомиться друг сдругом. Чтобы знакомство получилось интересным, я предлагаю вам выполнить
Упражнение «Моё имя»
Цель: знакомство участников друг с другом, развитие коммуникативныхсклонностей, создание доброжелательногомикроклимата в группе.
Педагог — психолог передает по кругу мяч и каждый ребенок, держа мяч, называетсвое имя, родители представляются по именам отчествам.
Упражнение«Моя и мамина рука»
Цель: опираясьв первую очередь на телесную и эмоциональную память, закрепить представленияучастников о схеме тела (правая и левая стороны, пальцевой гнозис);отреагирование и прорабатывание на телесном уровне существующих в данной паревзаимоотношений; осознание родителями данного опыта.
Педагог-психолог: Вдетско–родительских парах участникам предлагается встать напротив друг друга ивыполнять то, что просит ведущий. Психолог последовательно предлагает:
— «Поздороваться»друг с другом указательными пальцами.
— Погладитьсвоим мизинчиком мизинчик партнера.
Упражнение «Скажи, что звучит»
Цель – развитие слухового внимания.
Учитель – логопед: Дети сидятна стульях. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждого предмета, а затемпредлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Дляусложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты. Например,треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.
Упражнение«Похвалилки»
Цель: знакомство участников друг с другом, повышение самооценки и статуса детейс ОВЗ.
Педагог-психолог: Всеучастники встают в круг. Психолог выходит на середину круга и говорит: «Я умеюхорошо…», называя то действие, которое ему, на его взгляд, удается хорошовыполнять. Если кто-то, из стоящих в кругу, тоже умеет это делать, он делаетшаг вперед и говорит: «И я тоже умею хорошо…». Если никто из присутствующихне может присоединиться к ведущему, то вся группа аплодирует и говорит: «Вотэто здорово!».
После ведущего все участники по желанию могут выходить на середину круга изаявлять о своих умениях. Причем каждый может похвалить себя столько раз,сколько ему хочется.
На первых этапах игры чаще всего и дети, и взрослые называют очевидные ипрестижные умения: «Я умею читать», «Я умею чистить картошку», «Я умею водитьавтомобиль». Однако на последующих этапах взрослые могут в перечень «достойных»качеств и поступков включать такие нравственные понятия, как «Я умею хранитьсекреты», «Я умею дружить», «Я умею любить свою доченьку» .
Проведение этой игры помогает установить в группе позитивную эмоциональнуюатмосферу, изначально принять каждого участника как успешного человека, чтоособенно важно при общении с детьми с ОВЗ.
Дыхательнаягимнастика
Упражнение«Мячик сдулся»
Учитель – логопед:
Бежал зайчик да наткнулся на мячик он илопнул.
Мячиккруглый – непоседа,
Вдругнаткнулся на соседа,
Лопнулбедный, ай-яй-яй –
Сновамячик надувай!
Покажите,дети, как мячик сдулся.
Дети свзрослыми выполняют по образцу – произносят звук «ф» на одном выдохе.
Теперьмячики надо надуть. Возьмем насос, и будем надувать наши мячики.
Дети свзрослыми произносят кратко звук «с».
Упражнение «Великаны и гномики».
Педагог-психолог: Взрослые будут у нас великанами, а дети – гномиками. По команде «Великаны» взрослыехлопают в ладоши, по команде «Гномики», хлопают в ладоши дети.
Будьтеочень внимательными!
Упражнение «Ты у меня самая (самый)…»
Педагог-психолог: Мыс вами на славу потрудились, а теперь давайте отдохнем. Звучит спокойнаямелодия
Длякаждого человека очень важно внимание любящих его людей, а так же все слова,интонация, с которой обращаются к нам. Предлагаю сейчас каждой паре уединитьсяи пошептаться.
Участникиразбиваются в семейных парах так, чтобы никто никому не мешал. Ребенок ивзрослый по очереди называют положительные качества друг друга, начиная каждоепредложение словами: «Ты у меня самая …».
Упражнение «Красная шапочка и Серый волк»
Цель – создание позитивногонастроения, сплочение группы.
Учитель- логопед «Большоймяч – это серый волк, а маленький мячик -это Красная шапочка. Наша с вамизадача передавать мяч по кругу так, чтобы серый волк не смог догнать Краснуюшапочку. (сначала играют по часовой стрелке, затем в обратную сторону)
Упражнение «Мореволнуется»
Педагог-психолог: Цельупражнения: научитьдетей волевым усилием контролировать свои действия, развить координациюдвижений у детей, развитие согласованности действий родителей и детей. Так как втренинге участвуют и дети, и родители выполнять упражнение предлагается в парах– «ребенок-родитель». Психолог вслух произносит следующие слова:
Море волнуется – раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
Морская фигура, на месте замри!
Пока психолог говорит, участники, держась за руки(родитель-ребенок) двигаются, изображают руками «волны». При слове «замри!»участники должны остановиться и застыть в том положении, в каком их застало этослово. После этого психолог некоторое время наблюдает за участниками, та пара,в которой хотя бы один участник улыбнулся или пошевелился, выходит из игры.
Упражнение «Совместное рисование»
Цель – закрепление (выработка)навыков совместного конструктивного контактирования, осознание родителямивозможных, в том числе и собственных трудностей взаимодействия с детьми надемократичном уровне.
Педагог-психолог: упражнениевыполняется молча, но проявление эмоций (смех и пр.) не запрещено. Участники вдетско – родительских парах должны выполнить совместный рисунок, держа одинкарандаш вдвоем. Выбор сюжета, карандаша, так же как и смена последнего, можетпроизводиться только невербально. По окончания рисования – обсуждение в кругу.
Вывод: счастье – это умение сотрудничать друг с другом и быть одной командой. Счастье– это твоя уникальность и особенность. Каждый человек уникален и неповторим. Укаждого человека обязательно есть те качества, за которые его можно уважать илюбить. Нужно уметь думать о себе хорошо и быть чутким и внимательным к другимлюдям. Счастье – это умение дарить радость друг другу
Упражнение «Воздушные шары»
Цель – развиватьслухопроизносительную дифференциацию в словах.
Учитель – логопед: Детямпредлагается выбрав из раздаточного материала соответствующие картинки– созвуком (з) кукле Зое, со звуком (с) – кукле Соне. Выбранными картинками детис родителями украшают воздушные шары.
Игра своздушными шарами «Облако»
Учитель– логопед: А в свою очередь, они вам приготовилисюрприз. Посмотрите, какое необычное облако к нам плывет.
Воздушныешарики дети кладут на большую белую простынь и держат её за края. Дети сродителями подбрасывают шарики на простыне вверх, и шарики высоко взлетают.Логопед и психолог вместе с детьми и родителями читают стихотворение:
Облако,облако, облако далёкое,
Облаковысокое, не достать рукой!
Педагог-психолог: Уважаемыеродители, дети. Детям часто не хватает тактильного контакта, непосредственногоэмоционального общения, поэтому им доставляет огромное удовольствие находиться рядом с вами.
Учитель– логопед: Вы согласитесь с нами, что счастье – этоумение человека (будь то ребенок или взрослый) радоваться каждому дню и помнитьо своей уникальности и неповторимости на этой Земле.
Нам хочется надеяться, что сегодня мы провели время незря, мы учились играть с ребенком, понимать и чувствовать его состояние,желание, настроение, ведь главное в жизни – это общение, готовностьпонять помочь в трудную минуту. Спасибо за участие, до новых встреч.
Пусть каждый день Вам приносит счастье.
