Мастер-класс«Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольноговозраста»
Цель: повышениепрофессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детейстаршего дошкольного возраста, посредством использования техники«сторителлинг».
Задачи:
· Познакомить педагогов с техникой «сторителлинг», преимуществамиее использования в развитии связной речи дошкольников.
· Обучить педагогов практическим приёмам использования техники«сторителлинг» в работе с детьми по развитию связной речи.
Актуальность:
Развитие связной речи являетсяцентральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего,ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно, в связнойречи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь- высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровеньречевого и умственного развития ребенка.
В настоящее время вобразовательной практике накоплено достаточное количество методик, научныхтрудов, статей по развитию связной речи дошкольников. Многие педагоги успешноиспользуют в своей работе техники и технологии, заимствованные из другихнаучных сфер. Техника «сторителлинг», заимствованная из сферы маркетинга,заинтересовала нас тем, что позволяет расширить возможности для развития иобогащения речи, воображения и коммуникативных навыков детей старшегодошкольного возраста.
Содержание:
Теоретическаячасть.
Слово «сторителлинг» впереводе с английского звучит как «рассказывание историй».Техника «сторителлинг» оченьмногогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих ивоспитательных задач. Её придумал и успешно опробовал на личном опыте человекдалёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международнойкорпорации. Данная техника была предназначена для взрослых.
На основе техники «сторителлинг»несколько лет назад в Европе придумали игру «Storycubes» («Кубики историй). Это 9 кубиков, 54 картинки, которыепогружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Оригинальные «Storycubes» можно сейчас заказать на просторах сети Интернет. Но для детей онисложные, так как на кубиках изображены лишь символы и знаки. Взяв за идеюоригинальную версию игры, мы решили разработатьсвои «Кубики историй».
Цель сторителлинга– обогащениеустной речи, развитие у старших дошкольников умения составлять рассказы.
Задачи:
1. Обогащатьактивный и пассивный словарь дошкольников.
2. Уточнятьиспользование грамматических форм речи.
3. Развивать коммуникативные навыки дошкольников.
На начальном этапе обучениядетская история может быть совсем короткой – 1-2 предложения. Сначала задачуможно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развитыкоммуникативные способности. Поэтому, составлять истории можно по очереди,первый кубик бросает ребёнок, а следующий –педагог. Таким образом, взрослыйсможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.
Дети довольно быстро обучаются.Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, какинтерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать изаканчивать повествование.
Практическаячасть.
Как укаждой игры у сторителлинга есть свои правила. Они просты и легко запоминаютсядетьми.Чтобы детям было интереснее играть, можно предложить им превратитьсяв «СКАЗОЧНИКОВ».
В данном варианте игрымогутучаствовать от 1 до 9 детей.Первый игрок бросает кубик и, в зависимости отвыпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем,следующие игрокивыбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нитьрассказа.
При составлении рассказанеобходимо соблюдать следующую структуру:
1. Вступление.
Начать рассказ нужно интересно,можно предложить детям вспомнить начало сказок.
· Однажды, много лет назад…
· В некотором царстве, в некотором государстве…
· Когда-то давным-давно…
· Жили-были…
· Случилось это в одном городке…
Затем «сказочники» описываютглавного героя истории,где он живет, что делает?
2.Основная часть истории.
Описывается основная сюжетнаялиния.
· Что произошло с героем?
· Кого он встретил или что нашел?
· Что он планирует с этим делать?
3. Заключение.
· Появляется решение поставленной проблемы.
· Короткий вывод (итог рассказа).
«Сторителлинг» — интереснаятехника для составления фантазийных рассказов и развития связной речи.Также,данную технику можно применять в коррекционно-развивающей работе с детьмис речевыми нарушениями. Обогатить словарный запас, грамматический строй речи исоставить рассказ можно, используя различные лексические темы, посредствомсторителлинга.
Для этогодетям предлагается превратиться в «УЧЕНЫХ»исоставить научный рассказ. В данном варианте игры используются мнемосхемы, вкоторых представлен алгоритм составления рассказа, включающий: начало рассказа,середину и конец. Учитывая программную тематику, картинки на кубиках можноменять и по каждой лексической теме, составлять новые рассказы. Например,рассказ по лексической теме «Домашние животные».
При составлении рассказаиспользуется мнемосхема, составленная на основе Н.Э. Теремковой, котораяподелена на три части (начало, середина, конец), каждая часть рассказаобозначена своим цветом (начало-синим, середина-жёлтым, конец- зеленым).
Ребенок бросает первый синийкубик и называет животное, изображение которого выпало. Затем, подбирает навтором синем кубике изображение, ориентируясь по мнемосхеме («Как называетсядомик животного?»). Второй «ученый» по жёлтым кубикам рассказывает серединуистории, а третий«ученый» с помощью зеленых кубиков заканчивает рассказ.
У даннойигры есть еще один вариант, детям предлагается побыть «ФАНТАЗЕРАМИ»,ипридумать смешные рассказы про животных. Алгоритм составления рассказа остаетсяпрежним, но теперь дети кидают кубики, а не подбирают подходящие по логикестороны и получается забавная история о животном.
У техники сторителлинга широкоеприменение в речевой коррекции. «Сторителлинг» можно применять при автоматизациизвуков. Для этого используется набор карточекс картинками, в названиикоторых присутствует автоматизируемый звук в начале, в середине или в концеслова. При составлении рассказа ребёнок будет закреплять в речи тот звук,который требует автоматизации и самоконтроля. Также, можно подобратьнабор карточек для дифференциации звуков.
В таком виде игры у детейразвивается ещё один компонент речи- фонематический слух. Определивпозицию звуков в словах (начало, середина, конец), и расставив кубики всоответствующей последовательности, исходя из позиции звука, составляетсярассказ.
Если увеличить количествокубиков в наборе до 14, то можно использовать его длякоррекции нарушений слоговой структуры слова. В комплекте карточек представленывсе 14 типов слов по А.К. Марковой. Каждый кубик это 6 слов каждого из 14слоговых типов.
«Сторителлинг» не ограничиваетвоображение педагогов в составлении игр для детей. Так как техника многогранна,используя её при развитии связной речи, мы можем развивать и корректироватьдругие компоненты речевой системы.
Таким образом, можно выделитьследующие преимущества использования техники «сторителлинг» в работе с детьмистаршего дошкольного возраста:
· Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрациивнимания;
· Расширение запаса знаний об окружающем мире;
· Развитие всех речевых компонентов;
· Развитие высших психических функций;
· Развитие коммуникативных навыков детей.
Результативность:
· Мотивация осознанной деятельности всех участников, принимающихучастие в работе мастер-класса;
· Повышение уровня теоретической и методической подготовкиучастников;
· Готовность педагогов к развитию собственной преобразующейдеятельности на занятиях;
· Рефлексия деятельности педагогов в процессе собственнойпрактики.
Здоровьесберегающие педагогические технологии.
Здоровьесберегающаятехнология – это система мер, включающаявзаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленныхна сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности,направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных,коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессевзаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей. Цель здоровьесберегающихобразовательных технологий- обеспечить дошкольнику возможностьсохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, уменияи навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученныезнания в повседневной жизни.
В нашей группе созданы педагогическиеусловия здоровьесберегающего процесса воспитания и развитиядетей,основными из которых являются: организация разных видовдеятельности детей в игровой форме; организация культурного творчествадошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми,игровыми упражнениями и пособиями.
Я уделяю особое внимание обучениюдошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни,применяя на практике внедрение различных методов и приемов для созданиясреды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.
Технологии сохраненияи стимулирования здоровья:
Динамические паузы провожу вовремя занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведениявключаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики идругих в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игрыпровожу ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповойкомнате малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираю в соответствии свозрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Пальчиковая гимнастика провожуиндивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирую мелкую моторику,стимулирую речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение,воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевымипроблемами. Провожу в любой удобный отрезок времени.
Бодрящаягимнастика провожу ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входятупражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия,воспитания правильной осанки. Для профилактических целей каждым родителем былизготовлен коврик- дорожка с пуговицами,ребристая дорожка, мешочек с горошком.Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасномассажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищаяорганизм в целом.
Здоровьесберегающиеобразовательные технологии в нашейгруппе -это в первую очередь технология воспитаниякультуры здоровья малышей. Цель этих технологий -становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека,накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать,поддерживать и сохранять его. Иными словами, нам важно достичь такогорезультата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», нетолько имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровыйобраз жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать. Наглядныестенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, свозрастными физиологическими особенностями детей. Широко используетсяинформация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка иего здоровье», «Игры с движениями» «Движение- основа здоровья», «Формирование правильной осанки ипрофилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.).
Таким образом, проводимаямною физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечьродителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организмав течение всего пребывания в дошкольном учреждении.