Министерствообразования Московской области
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
Московскийгосударственный областной университет
(МГОУ)
Институт непрерывного образования
Духовно-просветительский культурныйцентр
имени просветителей славянских
Кирилла и Мефодия МГОУ
Тема:
«Добродетели истрасти. Какой Я?»
4 класс
Автор:
Клименко Н.В.
учитель начальныхклассов
г.о. Пушкинский,г. Красноармейск
МБОУ СОШ №3
Москва,2022 год
Тема урока«Добродетели и страсти. Какой я?»
Цельурока: напримере притч сформировать у учащихся представление о добродетелях и страстяхи научить различать их.
Задачиурока:
— в рамкахраскрытия содержательной линии «Нравственная культура Православия» дать знанияо христианских добродетелях, которые приобретаются в аскетических трудах,восстанавливая образ и подобие Божие в человеке;
– знакомстводетей с основными понятиями христианской этики;
– нравственныйэталон поведения христианина «Уклонись от зла и сотвори благо»;
– развитиеумений самоанализа нравственного поведения: на основе полученных нравственныхэталонов — сопоставление своих нравственных качеств с качествами положительныхлиц; подведение к самостоятельному выводу, какие качества разрушительны длядуши человека.
Основныепонятия: Притчи. Добродетели. Вера. Надежда. Любовь. Страсти. Стыд.
Средства:учебник Л.Л. Шевченко. «Основы духовно – нравственной культуры народов России.Основы православной культуры». 4 класс – М.: Центр поддержкикультурно-исторических традиций Отечества, 2010 — 2012., Методическое пособиедля учителя, компьютер, мультимедийный проектор, карточки, мяч.
Планурока:
1.Организационный этап (1 минута)
2.Рефлексия (1 минута)
3.Проверка знаний (3 минуты)
4.Сообщение темы и задач урока (3 минуты)
5.Формирование знаний и способов деятельности (20 минут)
6.Физминутка (2 минуты)
7.Закрепление изученного материала (10 минут)
8.Итог урока (2 минуты)
9.Домашнее задание (1минута)
10.Рефлексия (2минута)
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Примечания |
Организационный этап |
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь. С усердием трудитесь. |
Слушают учителя и проверяют свои рабочие места. |
|
Рефлексия |
Вспомните родных и близких, пожелайте им добра, а друг другу подарите улыбки. |
Выполняют задание коллективно |
|
Проверка знаний |
Мы продолжаем с вами изучать главу «Христианское учение о спасении», поэтому соотнесите понятия и определения по этой теме. Смирение, заповеди, правило христианской жизни, Евангелие. Проверка выполнение работы. Чтобы жить в мире с людьми, научиться любить, следует жить по правилам, искать свой путь к спасению. |
Один учащийся работает у доски, остальные на местах по карточкам.
Сверяем с интерактивной доской. |
Работа у доски
Слайд 1 презентации |
Сообщение темы и задач урока |
Послушайте отрывок из стихотворения А. Устинова «Начни с себя». О чем идет речь? Судить других легко и просто, Все недостатки на виду: Тот худоват, в том мало роста, А тот со всеми не владу. Начни с себя, твержу я снова, Начни, советую, любя. В том всякой мудрости основа, В них суть любви – начни с себя. «Начни с себя». О чем идет речь? Судить других легко и просто, Все недостатки на виду: Тот худоват, в том мало роста, А тот со всеми не владу. Начни с себя, твержу я снова, Начни, советую, любя. В том всякой мудрости основа, В них суть любви – начни с себя. Назовите, о каких качествах человека говорится. Качество человека, на которого всегда и во всём можно положиться. Качество человека, у которого доброе сердце. Качество человека, который желает другим добра. Качество человека с доброй душой и мягким характером. Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока? О чем мы будем говорить сегодня? Прочитайте тему урока. Мы узнаем о добродетелях и страстях души человека, научимся различать их, поговорим, как в русской духовной поэзии рассказывается о них. |
Ответы учащихся. В этом стихотворении идет речь о качествах души человека.
Любовь, доброта, смирение, трудолюбие, вера.
Добропорядочность
Добросердечность
Доброжелательность
Добродушие
Учащиеся отвечают. О доброте, о добрых людях, о добрых качествах человека. «Добродетели и страсти. Какой я?»
|
Слайд 2 презентации
Слайд 3 презентации |
Формирование новых знаний и способов деятельности |
1. Работа со словарем. Прочитайте главные слова: добродетели, вера, надежда, любовь, страсти. Найдите и назовите главное качество человека? Что такое любовь? Вспомним царя и пророка Соломона, построившего первый храм, посвященный Богу в Иерусалиме. Он, желая отыскать Бога, пытался найти любовь и взывал к ней: «Возвести, о Ты, величайшая из добродетелей». Люди искали любовь, спасение. У птиц и ангелов есть крылья, которые помогают им взлетать на высоту. Что обычно необходимо человеку, чтобы подняться на некоторую высоту? 2. Рассказ учителя о лестнице святого Иоанна, ведущей к небу. В 7 веке в Египте жил святой, по имени Иоанн. Он написал книгу «Лествица», в которой рассказывается о необыкновенной лестнице, по которой человек может подниматься к миру небесному. Лестница состоит из ступенек – добрых качеств человека. Для того, чтобы подняться на каждую из них, следует приобрести определенную добродетель и проявить ее в добром поведении. Основание ее положено на земле, а верх ее уходит в самое небо. 3.Творческая работа. Нарисуем лестницу и поговорим о добродетелях. На первой ступеньки такое прекрасное и совершенно необходимое качество. Вот как объясняет его московский священник Артемий: «Вглядитесь только в прозрачные воды тихой неторопливой речушки. Попробуйте в воду, бросить камень – что будет? Раздастся всплеск, камень исчез, а по воде пошли круги – один, второй, третий. Минута – и все пропало. Река, как была спокойной, такой и осталась, а камня уже и не сыскать». О каком качестве идет речь? Когда мы проявляем это качество? Какие качества мы еще напишем на ступеньках? А какое качество стоит на высшей ступеньки? Так, что означает слово «добродетель?» А где живут в человеке добродетели и страсти? Каких качеств должно быть больше? 4. Просмотр притчи о сеятеле. Именно о человеческих сердцах и рассказал притчу Спаситель. Она называется притча о сеятеле. Посмотрим и ответим на вопросы. Фронтальный опрос. Ребята, что, по-вашему, означает почва? Ребята, а как вы считаете, какая почва у ваших сердец? — А можно ли её изменить? Чем? |
Учащиеся записывают главные понятия в словари и отвечают на вопросы. Любовь. Любовь к родителям, любовь к Богу, любовь к животным.
Человеку обычно для этого требуется лестница, ступеньки. Учащиеся слушают
Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516
Учащиеся слушают, рисуют в тетрадях.
Ответы учащихся. Терпение. Когда на тебя скажут злое, обидное слово, лучше посмотреть на оскорбителя спокойно, не раздражаться и не злиться. Тогда добро победит зло. Смирение, милосердие, вера, надежда, любовь. Добродетель – делание добра, добрые качества В сердце человека живут. Конечно, добрых.
Учащиеся смотрят мультфильм
Ответы учащихся Почва – человеческое сердце. Дорога — сердце человека, который совершенно не принимает учения Божьего. Каменистая почва — сердце человека, который хотя и принимает учение Божье, но, когда появляются трудности, оставляет его. Сорная трава — сердце человека, который знает учение Божье, но заботы житейские мешают ему. Добрая почва — сердце человека, который принимает слово Божье и приносит добрые плоды. Да. Добрыми делами |
Работа по учебнику, страница 35
Слайд 4 презентации
Учебник, страница 37
Работа в тетрадях
Видеофильм
|
Физминутка |
А теперь немного поиграем. Ловим мяч и называем добрые дела.
|
Забота и помощь ближним, говорить добрые слова, чтение книг, послушание, помогать родителям. |
|
Закрепление изученного материала |
Рассказ учителя. В словах твоих, в твоих деяньях Святилось имя Божества, Над царством тьмы ты в назиданьях Давал надежду торжества. Святые создавали и литературные произведения. Это поэма святителя Иоасафа Белгородского «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными». Написана она в 1737 году и является праздничным подарком для всех христиан. Войска добродетелей против сил страстей. Святитель желает христианам потрудиться и одержать победу над своими грехами, то есть страстями. 1.Послушаем отрывок поэмы наизусть. 2.Работа по учебнику в парах. Каждой паре дается определенная карточка. 1. Подбери добродетели, противоположные страстям. 2. Выбери качества, которые могут украсить душу человека. Проверка выполнение задания |
Учащиеся слушают
Подготовленные учащиеся читают наизусть отрывок из поэмы.
Учащиеся работают в парах по карточкам. Выполняют задание под музыку. |
Слад 5 презентации
Работа по учебнику страница 38, упражнение 4 Работа по учебнику страница 39, упражнение 4
Слайд 6,7 презентации |
Итог урока |
Завершая наш урок, хотелось бы сказать, ребята, берегите знание, данное нам великим святителем. Пусть в ваших юных душах и сердцах всегда живут вера, надежда, любовь. Пусть преисполнено будет ваше сердце мудрости, пусть освещают ваш путь высочайшие добродетели. На ладошках, вырезанных вами, напишите качества вашей души. «Какой я?» |
Учащиеся слушают.
Учащиеся пишут и читают. |
Слайд 8 презентации |
Домашнее задание |
Выучить наизусть стихотворение, страница 39, упражнение 5 Нарисовать «Древо добродетелей и страстей», вписать название его «мертвых» и «живых» плодов. |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
Работа по учебнику |
Рефлексия |
Кому было интересно, похлопайте в ладоши. Кому было трудно, покачайте головой. Кому было скучно, зевните. |
Учащиеся выполняют задания |
|
Приложения к уроку
Приложение 1
Карточка 1
Установитьсоответствие между понятиями и определениями.
Смирение |
Не судите других, и не будете судимы. |
Правило христианской жизни |
Доброта к людям, скромность, мир с Богом. |
Евангелие |
Правила, данные людям для жизни. |
Заповеди |
Библия |
Приложение 2
Притча о сеятеле
Иисус рассказал народупритчу о сеятеле: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало придороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, гденемного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда жевзошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, ивыросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одново сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать,да слышит!» Затем Иисус пояснил ученикам значение этой притчи: «Ко всякому,слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищаетпосеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное накаменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимаетего; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонениеза слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышитслово, но забота века сего и обольщение богатством заглушает слово, и онобывает бесплодным. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово иразумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во стократ, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».
Приложение 3
Поэма святителя ИоасафаБелгородского
«Брань честных семи добродетелей ссемью грехами смертными. (Отрывок)
Человек– пришелец в мир временный и странный,
Проходили вдаль и вширь все земные страны.
И на жизненных путях лютых и суровых
Вдруг напал отряд врагов, вмиг убить готовых…
Что ж,- решил спокойно, — добродетели
Возьмув помощь
Идостойно под защитой крепкой их
Мужественновстану…
Противсмертных семь грехов начал он сражаться.
Сними бой тот был суров и пришлось тем сдаться.
Стихсей о борьбе страстей создан не напрасно:
Происходити в тебе этот бой всечасно.
Добродетелейк себе в помощь призывая,
Бейсяв яростной борьбе, стой, не унывая!
Еслигордость нападет, погаси горенье,
Знай,тебя победа ждет, лишь призвав Смиренье!
ЕслиЗависть, вдруг напав, помыслы смущает,
Милостыня– добрый нрав, бурю укрощает.
Лишьв одежде Чистоты будет путь удобным.
Снею – ангелам святым станешь ты подобным.
ЕслиНенависть разит к ближнему и к Богу
Ейоружьем пригрози, взяв Любовь в подмогу.
Всемсильна, всегда права, тьму преград стирает.
Злостьпред нею, как трава, в пламени сгорает.
КольОбжорство вдруг тебя сильно одолело –
Постспасительный любя, бейся с плотью смело.
Еслигнев огонь в крови люто разжигает,
Сразу Кротость призови: все превозмогает.
Знай всегда, что мерзкий грех душу загрязняет,
Добродетель моет всех, ярко убеляет.
Поученье завершив, радостью пылаю
И тебе от всей души вечных благ желаю!
Приложение 4
Карточка 1
1. Подобратьдобродетели, противоположные страстям. Гордость — …. Жадность -…. Зависть — ….Гнев — …. Лень -…
Карточка 2
2. Выбратькачества души, которые могут украсить душу человека: доброта, злоба, радость,печаль, заботливость, ложь, честность, доверие, безверие, любовь, ненависть,надежда.
