Экспериментально-исследовательскаядеятельность с детьми старшей группы «Всё обо всем»
Выполнилвоспитатель
ПрокинаЕкатерина Сергеевна
Цель: –способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности,стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:Образовательные.
1. Продолжать знакомить детей со свойствами материалов.
2. Закрепить умение правильно измерять объём вещества.
3. Учить детей самостоятельно проводитьопыты, формулировать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранеепредставления и собственные предположения.
4. Дать понятие детям о плавучестипредметов, и её зависимостиот равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.
Развивающие.
1. Развивать познавательную активность детей в процессесамостоятельного проведения опытов по схеме – заданию на рабочем листе.
2. Расширение представлений детей об окружающем мире череззнакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
3. Развитие мыслительных способностей: анализ,классификация, сравнение, обобщение.
Воспитательные.
1. Воспитывать интерес кисследовательской деятельности, развивать сотрудничество,аккуратность во время проведения эксперимента, взаимопомощь и доброту.
2. Учить детей работать в подгруппах.
Материалы:Таз с водой, предметы из разных материалов (пробка, перо, бумага, камни, и т. д.) краски,кисти, стаканы с водой, крупа, ложки разного размера, пластилин.
Ход:Сегодня, мы с вами, учёные — исследователи. Пройдём в научную лабораторию, насждёт серьёзная работа. Дело в том, что сегодня в детский сад пришло заказноеписьмо из Московского университета. Доктор биологических наук, профессор «Всезнамус». (Читаю.) «Уважаемыеюные исследователи! Обращаюсь к Вам сегодня с просьбой о помощи. Учёные нашегоинститута, очень загружены работой. Большое количество исследований, научныхрасчётов, заданий, отчёты о проделанной работе. Мы не справляемся, и неуспеваем выполнить заказ по данным схемам – заданиям. Поэтому, пересылаем ихВам и очень просим Вас помочь выполнить работу. Результаты незамедлительно,высылайте в Москву на наш адрес».
Ребята, Вы согласны помочь? Тогда,рассмотрим присланные нам задания. Посмотрите, их всего три. Значит, нам нужноразделиться на три группы, каждой группе по заданию.(Дети самостоятельно объединяются в группы, по желанию.) Посмотрите, как называетсяэто задание? Ответыдетей: «Определить, как получается данный цвет». Правильно, первое задание: «Как получается цвет?».Следующее задание? О: Д: (Второе задание определить объём сосуда). Правильно.Посмотрите, а как называется это задание? Д. : (Определить что тонет, что нетонет). Кто хочет выполнить первое задание? Приступайте кработе, проходите к своему рабочему столу. Второе задание: «Определение объёма». Кто хочет его взять? Хорошо,приступайте к работе. И последнее задание достаётся вам. Приступайте к работе.Ребята, не забывайте записывать результаты на рабочий лист с заданием. Желаювам успешной работы. Помогайте друг другу.
Дети самостоятельно работают. По необходимости оказываю помощь,советую, интересуюсь результатом.
Воспитатель:Уважаемые коллеги! Прошу всех собраться на учёный совет. Но, вначале, немногоотдохнём после проделанной работы и разомнёмся.
Физкультминутка. Руки требуют заботы, ведь у них полно работы:трудно целый день писать, и лепить, и рисовать. Потянулись вверх. Потом рукишире разведём. Вот и всё конец зарядке. Сели вновь на стул ребятки.
Расскажите о том, какую работу вывыполнили, какого результата достигли, что нового узнали? Кто из вас расскажето проделанном эксперименте?
Д. : (Мы проводили опыт насмешивание красок. Выяснили, что зелёный цвет получается при смешивании жёлтойи синей. Оранжевый — красный и жёлтый. Коричневый — синий и красный. Голубой —белый и синий). Егор, а как получается, розовый цвет? Если смешать чёрный ибелый – какой цвет получится? Молодцы, вы хорошо поработали и правильновыполнили задание. Кто работали над измерением объёма. Кто из вас хочетрассказать? «Мы измеряли, сколько ложек крупы уместится в стакане. И выяснили,объём нашего стакана:Чайных ложечек — 10. Игрушечных половников — 9. Столовых ложек — 7. Деревянных- 5.» Почему количество чайных ложечек в стакане, самое большое? А каких ложекменьше? Расскажите о своём эксперименте. Д: «Мы проводили опыт «Что плавает, что тонет». В результате опыта выяснили:пуговица, перо, бумага, не тонут, а плавают на поверхности. Шуруп, ложка,скрепка, утонули. Вывод: лёгкие предметы вода удерживает на поверхности, железныетонут они тяжёлые». А карандаш, тонет в воде? Железная машина? Как ты думаешь,, а пластилин, утонет в воде? Выслушиваю мнение детей. Дети: (Пластилин не утонет, он легчежелезного гвоздя). Воспитатель: Хотите, проверим? Я приготовила кусочкипластилина. Какой они формы? На что похожи? Опускаем пластилин в воду.Удерживает вода шарик пластилина? Дети: «Нет». Воспитатель: «Почему?» Дети: «Он тяжелее воды, в пластилине нет воздуха, и др.» Воспитатель: Будетли плавать пластилин, если из него слепить лодку? Попробуем? Можно сесть застол лепить на подставке. Дети лепят лодки и, все вместе, опускают их на воду.
Воспитатель:Внимание отправляем лодки в плавание. Почему наши лодки не тонут? Может, вы,отломили от куска, пока лепили? Пластилин стал легче? А что тогда мы изменили?Какой формы он был раньше? А, теперь? (вытянутый, широкий, длинный.) Что мыизменили? (Формукусочка). Правильно, форма имеет большое значение, она помогаетудерживаться нашим лодкам на поверхности воды. Тяжесть кусочка пластилинатеперь распределилась на большую поверхность воды и лодка не тонет. И настоящиелодки, так хорошо держатся на поверхности воды, что даже перевозят людей игрузы. Попробуем и в наши лодки поместить человечков или груз. Проверим,выдержат или нет? Оставим наши лодочки пока плавать. Мы ещё с ними поиграем.
Наше занятие подходит к концу. Вам интересно было сегоднязаниматься? Что особенно понравилось? Что нового узнали? В следующий раз янаучу вас мастерить лодки и из других материалов, а плавать мы их пустим вручей, на улице. А сейчас, пора отправлять рабочие листы обратно в институт.